Preview

Социология власти

Расширенный поиск
Том 37, № 4 (2025)
Скачать выпуск PDF

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРОВ-СОСТАВИТЕЛЕЙ

СТАТЬИ

19-50 50
Аннотация

   Настоящее исследование посвящено анализу связи между злоупотреблением алкоголем со стороны жертвы и дальнейшим приговором в делах об убийстве женщины ее партнером в России (с акцентом на различия между судьями-женщинами и судьями-мужчинами). Эмпирическая база составила 1 478 текстов судебных приговоров по статьям об убийстве (2013–2019 гг.), собранных методом веб-скрейпинга с официальных государственных агрегаторов и обработанных посредством методов интеллектуального анализа текстов. С помощью регрессионного анализа показано, что в случаях, когда жертва убийства злоупотребляла алкоголем, партнеру выносится в среднем более мягкий приговор, особенно если дело рассматривает женщина-судья. Этот эффект сохраняется после учета юридически значимых факторов — наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств, рецидива и признания вины — и по силе сопоставим с этими факторами. Показано, что более мягкий приговор обусловлен именно самим фактом злоупотребления алкоголем, а не последующим провокационным поведением жертвы. Полученные результаты противоречат распространенным представлениям о большей склонности мужчин обвинять женщин-жертв. Напротив, в российской судебной практике женщины-судьи чаще проявляют снисходительность к обвиняемым мужчинам, если жертва нарушала традиционные гендерные нормы поведения. Авторы интерпретируют обнаруженный эффект через призму теории справедливого мира и гендерных установок, подчеркивая, что судебные решения отражают не только правовые, но и культурные представления о допустимых ролях женщин. Исследование демонстрирует потенциал автоматизированного анализа текстов приговоров как инструмента изучения уклонов (bias) в российской судебной практике.

51-76 90
Аннотация

   В данной статье исследуется взаимосвязь между уровнем убийств и строгостью судебных приговоров в регионах России. Теория сдержек предполагает, что при высоком уровне преступности судьи будут стремиться назначать более строгие наказания, чтобы повысить ожидаемые издержки совершения преступлений и, соответственно, сократить их количество. Однако социальные и психологические факторы могут приводить к эффекту нормализации и, как следствие, к отсутствию изменений в средних сроках приговоров. Для того чтобы определить, какой из механизмов имеет место в российском контексте, был использован двухэтапный регрессионный анализ. На первом этапе был проведен многоуровневый регрессионный анализ на данных приговоров по части 1 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации (убийство) за период с 2013 по 2019 год (N = 20 265). Результаты показали, что судьи склонны назначать более строгие наказания в регионах с высоким уровнем убийств, что соответствует гипотезе о том, что суды действуют согласно логике сдерживания. Однако внутрирегиональные сравнения показали, что в рамках региона рост числа убийств сопровождается ужесточением наказаний лишь для преступлений, являющихся рецидивами. На втором этапе, для оценки эффективности подобной стратегии, был проведен второй регрессионный анализ уже с агрегацией на уровне регионов (N = 448). Он показал, что ни строгость наказания, ни уровень раскрываемости преступлений не оказывают статистически значимого влияния на последующий уровень убийств в регионе. Эти результаты ставят под сомнение эффективность использования строгости наказания в качестве инструмента снижения насильственной преступности.

77-100 44
Аннотация

   Несмотря на тенденцию к снижению, уровень насильственных преступлений (убийств, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью и пр.) в России остается сравнительно высоким. В статье ставится вопрос о том, какие социально-экономические факторы, показавшие свою значимость в международных исследованиях, влияют на уровень насильственной преступности в регионах России. Мы акцентируем внимание на трех основных детерминантах: экономическом развитии региона, проблеме алкоголизма и сдерживающем эффекте раскрываемости преступлений. Исследование базируется на данных официальной статистики Генеральной прокуратуры РФ за 2011–2021 годы. Для анализа использовались динамические панельные модели (System GMM), позволяющие учитывать эндогенность и инерционность показателей криминальной статистики. Результаты указывают на статистически значимую отрицательную корреляцию между уровнем ВРП и насильственной преступностью, что подтверждает гипотезу о снижении стимулов к насилию с ростом благосостояния. В то же время уровень безработицы не показал значимого эффекта в объяснении анализируемых видов преступлений. Мы показываем, что существенную роль играет потребление алкоголя: рост числа выявленных больных алкоголизмом связан с увеличением числа насильственных преступлений, особенно убийств по неосторожности. Кроме того, повышение раскрываемости по конкретному типу преступления снижает его распространенность в последующие периоды, что согласуется с теорией преступления как рационального выбора Г. Беккера. Основываясь на полученных выводах, можно предположить, что сокращение преступности в России связано с качеством работы правоохранительных органов, политикой в сфере потребления алкоголя, а также перспективами развития экономики в целом.

101-137 45
Аннотация

   Женщины, осужденные по части 1 статьи 105 УК РФ «Убийство», примерно в трети случаев на суде утверждают, что совершили убийство в рамках самообороны. Это входит в противоречие с решением суда, вменяющим вину в совершении умышленного убийства. Судебные приговоры хоть и представляют позицию женщины по отношению к убийству, но в весьма искаженном виде, что прежде всего связано с институциональными условиями дачи показаний. Таким образом,
остается неясным, как относится женщина к совершенному убийству: суд постановил, что она виновна, но что она думает о своем поступке и себе самой? Чтобы ответить на данный вопрос, было проведено шесть биографических и три экспертных интервью. Для анализа предлагается использование теоретической рамки «моральной карьеры» Ирвинга Гофмана, которая позволяет проследить процесс трансформации «Я» женщин и переживание испорченной социальной идентичности (стигмы). Результатом исследования стала реконструкция моральной карьеры женщин, совершивших убийство, с выделением нарративов самообвинения и самооправдания. Автор высказывает предположение, что склонность женщин к самообвинению или самооправданию объясняется не столько успешностью сложившейся после освобождения жизни, сколько обретением или хотя бы надеждой на обретение иной идентичности, отличной от идентичности убийцы и способной конкурировать с ней. В случае с женщинами такой сильной идентичностью становится идентичность матери, позволяющая подчеркнуть свою «нормальность», тем самым противопоставляя ее идентичности убийцы; при этом закономерным способом спасительного отделения этой идентичности от себя становится самообвинение.

138-162 54
Аннотация

   Социально-правовые исследования последовательно фиксируют феномен «женской скидки» — тенденцию к более мягкому наказанию женщин-обвиняемых по сравнению с мужчинами. Однако литература о судах в недемократических странах свидетельствует, что при рассмотрении дел, связанных с интересами режима, паттерны принятия решений могут отличаться. Мы анализируем 15 229 судебных решений по наиболее распространенным частям (2, 5, 6.1, 8) статьи 20.2 КоАП РФ, вынесенных в Москве в 2017–2024 годах, чтобы ответить на вопрос, наблюдается ли эффект «женской скидки» в делах о протестах. При использовании регрессионного анализа, контроля легальных и экстралегальных факторов, а также включения фиксированных эффектов на год судебного решения и суд мы демонстрируем, что «женская скидка» наблюдается на всех этапах вынесения судебного решения по административным делам о протестах (прекращение дела, назначение более мягкого или сурового наказания, размер назначенного наказания), кроме возможности назначения штрафа менее минимального. Наши модели учитывают также и гендер судей, однако он оказывает значимое влияние на вынесение судебного решения только при принятии решения о возможности назначения штрафа менее минимального. Исследование вносит вклад в литературу на стыке эмпирических правовых исследований и изучения судов в авторитарных режимах, демонстрируя, что даже в контексте политических дел такой экстралегальный фактор, как гендер обвиняемых, оказывается значимым фактором вынесения судебных решений.

163-185 43
Аннотация

   Редистриктинг является важным инструментом политической борьбы, который обладает рядом характеристик, выделяющих его среди других способов создания неконкурентного электорального преимущества: скрытность и непровокативность. Этим обусловлено значительное внимание исследователей, прикованное в первую очередь к политическим последствиям редистриктинга. Тем не менее политико-управленческая и правовая стороны редистриктинга остаются менее изученными, что может ограничивать наше понимание электоральных процессов, особенно за пределами США, на материалах которых была выполнена большая часть статей на эту тему. Используя прошедшую в ряде регионов в период с 2019 по 2021 годы электоральную реформу, сопровождающуюся массовым редистриктингом, текущая работа нацелена на установление политико-управленческих последствий редистриктинга как правовой процедуры на уровне регионов России. Для этой цели с помощью авторского алгоритма были собраны данные о качестве предоставляемых государством благ, а также об объеме их финансирования. С использованием метода событий, позволяющего интерпретировать результаты в каузальном ключе, была получена оценка влияния редистриктинга на качество предоставляемых благ и объем их финансирования. Результаты свидетельствуют о повышении запланированных расходов на образование за год до проведения выборов в муниципальных образованиях, в которых не менее чем на 25 % и 50 % УИКов не было инкумбентов. Полученные результаты не позволяют говорить о значительном влиянии массового редистриктинга на распределение финансовых ресурсов, выделяемых на предоставляемые государством блага. В то же время можно отметить наличие умеренных свидетельств в пользу предположения о том, что проведение реформы положительно сказалось на качестве предоставляемых благ.

186-214 45
Аннотация

   Исследование посвящено институциональному кризису градостроительного зонирования в России, который проявляется в разрыве между его официальным предназначением как механизма регулирования застройки и фактической правоприменительной практикой. Теоретическая рамка исследования базируется на положениях неоинституциональной теории, включая дискурсивный подход, который позволяет объяснить, каким образом градостроительное зонирование,
будучи формально выраженным в нормативном правовом акте (правилах землепользования и застройки), в реальной правоприменительной практике в целом трансформируется в инструмент ситуативного администрирования. Выдвинутая гипотеза заключается в том, что отсутствие четкого нарратива о градостроительном зонировании в официальном дискурсе способствует размытости его институционального статуса. Это выражается в утрате нормативной автономности, зависимости от функционального зонирования генерального плана и подчиненности управленческой логике упрощения административных процедур. Ключевые исследовательские вопросы включают анализ институциональной коммуникации между уровнями власти, разграничение зонирования как института и инструмента, а также выявление информационной асимметрии в правоприменении. В работе применены методы дискурс-анализа, включающие анализ нормативных актов, пояснительных записок законопроектов, ведомственных актов, публичных докладов и аналитических отчетов. Фактический дискурс изучен на основе глубинных интервью с экспертами, опроса органов местного самоуправления и государственной власти субъектов РФ, судебной практики, анализа правил землепользования и застройки, изменений в них, индивидуальных актов применения специальных процедур. Анализ проводится через призму ключевых нарративов, таких как упрощение административных процедур, снижение регуляторных барьеров и централизация полномочий в градостроительной сфере. Результаты показывают, что градостроительное зонирование теряет институциональную субъектность, превращаясь в инструмент административного воздействия, не обеспечивающий определенность регулирования и предсказуемость землепользования и застройки.

215-248 42
Аннотация

   Цель исследования — уточнение особенностей и характеристика взаимодействия нормативных систем Брайана Таманаха с целью использования этой модели для более детального анализа пересечения социальных порядков.

   В ходе исследования используются интервью, собранные во время двух экспедиций в Северную Осетию в августе 2023 и октябре 2024 года. На основе результатов кодирования интервью были выявлены элементы и схемы взаимодействия нормативных систем. Эти системы включают такие элементы, как декларируемые нормы, их источники, институты реализации норм, отношение к ним и порядок их реализации на практике. Многие элементы встречаются в нескольких системах одновременно и взаимно пересекаются, что создает сложную сеть нормативных систем. Границы между нормативными системами могут быть строгими и нестрогими. В первом случае есть ясное понимание, что в определенной ситуации применяется конкретная нормативная система и никакая другая. При нестрогих границах возможно обращение к двум или более нормативным системам. Однако даже строгие границы между нормативными системами динамичны и могут меняться со временем и в зависимости от субъекта их применения. В местах пересечений или строгих границ между нормативными системами возможны различные формы их взаимодействия. Институты реализации норм одной системы могут исполнять нормы другой, даже если эти нормы находятся в противоречии (например, помощь администрации города в ремонте крыши самовольной постройки). Или, напротив, институты разных нормативных систем могут соперничать за право реализовывать свои собственные нормы (учреждения судмедэкспертизы и родственники покойного мусульманина).

249-268 44
Аннотация

   Статья посвящена вопросу о механизмах регулирования трудовой миграции из Российской империи начала XX века в ситуации отсутствия единого эмиграционного закона. Исследование выполнено в рамках направления в истории миграций, фокусирующегося на правительственной политике в странах эмиграции как необходимом элементе для реконструирования глобальных миграционных процессов. Проведенный при помощи конкретно-исторического и сравнительно-исторического методов анализ источников позволил выявить стратегии и практики правоприменения в отношении трудовых мигрантов и эмиграционных агентов — посредников между мигрантами и пароходными компаниями — на примере Минской и Гродненской губерний, жители которых отправлялись на временные заработки через Атлантический океан. Так как паспортное законодательство и связанные с ним уголовно-правовые нормы устаревали и игнорировались не только мигрантами, но и чиновниками, необходимо было выработать единые процедуры для контроля миграционных процессов. Одной из таких процедур было применение статьи 62 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, для взыскания штрафов с крестьян, отправлявшихся на заработки за рубеж без установленного заграничного паспорта. Другая процедура контроля была связана с применением Положения о государственной охране для административной высылки эмиграционных агентов, которые способствовали тайному переходу границы трудовыми мигрантами. Делается вывод о том, что практики применения административного права не были адаптированы для охраны интересов мигрантов. Изменения в уголовном законодательстве в сочетании с систематическим использованием Положения о государственной охране, с одной стороны, способствовали упрощению и стандартизации легальных процедур, с другой — приводили к возрастанию интенсивности эмиграционных потоков.

269-294 51
Аннотация

   Громкое «пацаны не извиняются» — это не слоган сериала и не ностальгия по «дракам за асфальт», а рабочий принцип уличной культуры чести, возникший на стыке распада институтов, миграций и новой городской анонимности. Мы рассматриваем книгу «Слово пацана» Роберта Гараева как массив этнографических свидетельств и переводим его в язык социологии: от аномии и социальной дезорганизации — к ритуалам инициации; от «чушпана» как клейма — к технике очерчивания границ; от маскулинных режимов тела — к уличному правовому плюрализму и «микро-Левиафанам», которые создают порядок снизу там, где государство выключено. С помощью социологических теорий мы закрываем разрыв, оставленный нарративным стилем книги и предлагаем читателю набор оптик, с которыми привычные сюжеты перестают быть «локальной экзотикой» и становятся узнаваемыми механизмами производства порядка и насилия. Текст обзорной статьи адресован не только социологам и криминологам: он показывает, почему казанский феномен резонирует сегодня и как он переводит городской «шум» в структуру правил, телесных практик и возникающих порядков. Тем самым рассматриваемый кейс перестает быть «локальной историей» и становится прибором: он калибрует наш язык описания неформальной власти и уличного порядка; в этой статье мы раскрываем механизм, который можно опознавать не только в «казанском образце», но и в нынешних подворотнях и телеграм-чатах.

VARIA

295-319 57
Аннотация

   Современные системы государственного управления характеризуются значительной институциональной инерцией, обусловленной исторически сложившимися практиками, что ограничивает их способность к оперативной трансформации. Однако стремительная экспансия технологий искусственного интеллекта (ИИ) и углубление глобальной неопределенности требует принципиально новых подходов к стратегическому управлению, адекватных вызовам современности. На основе междисциплинарного анализа, включающего осмысление эволюции управленческих парадигм и сложных систем, исследование обосновывает, что формирование будущих систем управления будет определяться не только стратегическим планированием, но и тактической адаптацией к изменяющимся условиям. В работе: (а) выявлена управленческая дилемма необходимости одновременного сохранения работоспособности существующих систем управления, их адаптации к цифровым технологиям и формирования стратегического видения будущего; (б) обосновано, что экспансия ИИ, особенно генеративных моделей, трансформирует культурные коды и ценностные установки, незаметно изменяя массовое сознание и практики управления; (в) аргументировано, что стратегическое управление в условиях цифровой трансформации требует принципиального разграничения между алгоритмизируемыми операционными задачами и сферой ценностно-смысловых решений, остающейся прерогативой человеческого интеллекта. Главный вывод заключается в том, что ответственное внедрение ИИ в государственное управление требует преодоления технологического подхода и учета культурных последствий. Результаты исследования могут быть полезны государственным служащим и разработчикам стратегий цифровых трансформаций, учитывающих взаимовлияние технологических, управленческих и ценностных факторов, а также академическому сообществу для дальнейшей разработки теорий управления в условиях технологической сингулярности.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-0492 (Print)
ISSN 2413-144X (Online)