Социальная магия: о незамеченном концепте Пьера Бурдье
EDN: VRSYYS
Аннотация
Данная статья представляет собой попытку последовательной экспликации и реконцептуализации термина «социальная магия» в словаре Пьера Бурдье. «Социальная магия», возникающая в системе концептов Бурдье в контексте попытки описать множество актов символической власти и наследующая концептуализации магии Марселя Мосса, является многозначным термином. Нельзя с уверенностью сказать, является ли она метафорой, еще одним именем того или иного концепта рефлексивной социологии или самостоятельной различительной фигурой. В статье обосновывается предположение, согласно которому социальная магия является автономным и эффективным концептом рефлексивной социологии, который позволяет описать феномены, находящиеся за пределами фокуса концептов «актов назначения» и «символической власти». Во-первых, автор показывает, какой именно набор фрагментов Пьера Бурдье может быть использован для экспликации концепта социальной магии. Очерчиваются и описываются границы, в которых может быть задан вопрос о социальной магии и ее локализации в системе концептов Пьера Бурдье. Во-вторых, понятие «социальной магии» описывается и реконцептуализируется на основе теории перформативности Джудит Батлер и прослеживания связей между концептуализацией магии Марселя Мосса и конечной концептуализацией социальной магии Пьера Бурдье. В-третьих, предпринимается попытка показать, какое место так интерпретированный концепт социальной магии может занимать в системе концептов рефлексивной социологии. Предполагается, что концептуализация магии Мосса является материалом для концептуализации не только «социальной магии» как понятия, но также опосредованно влияет и на понятие включенной объективации, выступая в качестве теоретического - или метафорического - бессознательного концептуализации роли социолога в системе Бурдье.
Ключевые слова
Об авторах
Степан В. КозловРоссия
MA in Sociology, независимый исследователь
Stepan V. Kozlov
Россия
MA in Sociology, independent researcher
Список литературы
1. Бурдье П. (2004) Введение в социологию социальных наук. Объективация субъекта
2. объективации. Журнал социологии и социальной антропологии, 5
3. Бурдье П. (2011) Включенная объективация. Социологический журнал, (2): 21-38.
4. Бурдье П. (1996) Дух государства: генезис и структура бюрократического поля.
5. Поэтика и Политика. Альманах Российско-Французского центра социологии и
6. философии Института социологии Российской академии наук, М.: Алетейя: 125-166
7. Бурдье П. (2002) За ангажированное знание. Неприкосновенный запас, (5).
8. Бурдье П. (2016) О государстве: курс лекций в Коллеж де Франс (1989-1992), М.: ИД «Дело».
9. Бурдье П. (2007) Социология социального пространства, М.: Алетейя.
10. Бурдье П. (1994) Начала, М.: Socio-Logos.
11. Бурдье П. (2018) Homo Academicus. М.: Институт Гайдара.
12. Мосс М. (2000) Социальные функции священного, СПб.: Евразия.
13. Bourdieu P. (1991) Language and Symbolic Power, Cornwall: Harward University Press.
14. Bourdieu P. (2000) Pascalian Meditations, Stanford: Stanford University Press.
15. Butler J. (1999) Performativity’s Social Magic. Bourdieu: a Critical Reader, Oxford: Blackwell Publishers: 113-128.
16. Moi T. (1991) Appropriating Bourdieu: Feminist Theory and Pierre Bourdieu’s Sociology of Culture. New Literary History, (4): 1017-1049.
Рецензия
Для цитирования:
Козлов С.В., Kozlov S.V. Социальная магия: о незамеченном концепте Пьера Бурдье. Социология власти. 2019;31(4):139-154. EDN: VRSYYS
For citation:
, Kozlov S.V. Social Magic: on an Unnoticed Concept of Pierre Bourdieu. Sociology of Power. 2019;31(4):139-154. (In Russ.) EDN: VRSYYS