Preview

Социология власти

Расширенный поиск

Берегись его автомобиля: почему мужчины за рулем опаснее женщин?

https://doi.org/10.22394/2074-0492-2024-2-142-163

Аннотация

По статистике, мужчины в России и большинстве стран мира существенно чаще становятся виновниками ДТП, чем женщины. Понимание причин этого гендерного разрыва представляется важным для выработки мер, позволяющих снизить количество транспортных происшествий. В литературе о России этот вопрос остается малоизученным. Мы анализируем масштабы разрыва в шансах совершить серьезное ДТП водителями разного пола, а также обсуждаем возможные причины этого феномена. Для этого мы используем набор данных, в который вошли 158 тыс. опубликованных судебных решений по статье 264 УК РФ за период с 2010 по 2022 год. Мы показываем, что 91,7% всех случаев приходится на водителей-мужчин. Но даже после учета различий в количестве водителей разного пола и количестве километров, которые они в среднем проезжают, мужчины в 3,25 раза чаще совершают ДТП, по итогу которых возбуждаются уголовные дела. Одной из причин различий является безопасность езды. Мужчины чаще совершают ДТП с отягчающими обстоятельствами. Почти в четверти случаев мужчины-водители управляли транспортным средством в нетрезвом виде, в то время как для женщин этот показатель составляет лишь 10%. Судьи, в свою очередь, чаще выносят мужчинам наказание, связанное с реальным сроком заключения, если речь идет о преступлении, не повлекшем гибель пострадавших; в более серьезных случаях пол водителя менее значим. Также мы обнаружили сильную вариацию в шансах стать причиной серьезного ДТП для мужчин и женщин между регионами России. Это позволяет предположить, что причины гендерных различий сильно связаны с культурными и социально-экономическими особенностями регионов.

Об авторах

М. Д. Белов
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе
Россия

Белов Михаил Дмитриевич — стажер-исследователь МЦИИР НИУ ВШЭ (Международный центр изучения институтов и развития

Москва;

стажер-исследователь; аспирант

Лос-Анджелес, США



А. П. Казун
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Казун Антон Павлович — кандидат социологических наук, директор Института анализа предприятий и рынков, доцент факультета экономических наук

Москва



Список литературы

1. Поздняков М.Л. (2011) Мониторинг открытости правосудия. СПб.: ИПП ЕУ СПб. EDN: SAZMUX.

2. Поздняков М.Л. (2012) Организационные и структурные ограничения при доступе к судебным актам судов общей юрисдикции. СПб.: ИПП ЕУ СПб.. EDN: YTBOSA.

3. Пьянкова А.И., Фаттахов Т.А. (2020) Смертность пешеходов в России: Устойчивое снижение в течение 25 лет? Демографическое обозрение, 7(4): 62–81. EDN: BZWUSM. https://doi.org/10.17323/demreview.v7i4.12044

4. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). (2022) Женщины и мужчины России: Статистический сборник 2022. Москва: Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Demogr_ejegod_2023.pdf

5. Ayuso M., Guillén M., Pérez-Marín A. (2014) Time and distance to first accident and driving patterns of young drivers with pay-as-you-drive insurance. Accident; analysis and prevention, 73: 125-31. https://doi.org/10.1016/j.aap.2014.08.017

6. Berger M. (1986) Women drivers!: The emergence of folklore and stereotypic opinions concerning feminine automotive behavior. Women’s StudiesInternational Forum, 9(3): 257–263. https://doi.org/10.1016/0277-5395(86)90061-0

7. Cordellieri P., Baralla F., Ferlazzo F., Sgalla R., Piccardi L., Giannini A. M. (2016) Gender Effects in Young Road Users on Road Safety Attitudes, Behaviors and Risk Perception. Frontiers in Psychology, 7: 1412–1412. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.01412

8. Cullen P., Möller H., Woodward M., Senserrick T., Boufous S., Rogers K., Brown J., Ivers R. (2021) Are there sex differencesin crash and crash-related injury between men and women? A 13-year cohort study of young drivers in Australia. SSM — Population Health, 14: 100816. https://doi.org/10.1016/j.ssmph.2021.100816

9. Elvik R. (2022) Driver mileage and accident involvement: A synthesis of evidence. Accident; analysis and prevention, 179: 106899. https://doi.org/10.2139/ssrn.4201853

10. Elvik R., Vadeby A., Hels T., Schagen I. (2019) Updated estimates of the relationship between speed and road safety at the aggregate and individual levels. Accident; analysis and prevention, 123: 114-122. https://doi.org/10.1016/j.aap.2018.11.014.

11. Granié M.-A. (2009) Effects of Gender, Sex-Stereotype Conformity, Age and Internalization on Risk-Taking among Adolescent Pedestrians. Safety Science, 47(9): 1277–1283. https://doi.org/10.1016/j.ssci.2009.03.010.

12. Granié M.-A., Thévenet C., Varet F., Evennou M., Oulid-AzouzN., Lyon C., Meesmann U., Robertson R., Torfs K., Vanlaar W., Woods-Fry H., Van den Berghe W. (2021) Effect of Culture on Gender Differences in Risky Driver Behavior through Comparative Analysis of 32 Countries. Transportation Research Record, 2675(3): 274–287. https://doi.org/10.1177/0361198120970525

13. Kelley-Baker T., Romano E. (2010) Female involvementinU. S. nonfatal crashes under a three-level hierarchical crash model. Accident Analysis & Prevention, 42(6): 2007–2012. https://doi.org/10.1016/j.aap.2010.06.010

14. Laapotti S., Keskinen E., Rajalin, S. (2003) Comparison of young male and female drivers’ attitude and self-reported traffic behaviourin Finland in 1978 and 2001. Journal of Safety Research, 34(5): 579–587. https://doi.org/10.1016/j.jsr.2003.05.007

15. Mannocci A., Rosella S., Villari P., La Torre G. (2019) Male Gender, Age and Low Income Are Risk Factorsfor Road Traffic Injuries among Adolescents: An Umbrella Review of Systematic Reviews and Meta-Analyses. Journal of Public Health, 27(2): 263–272. https://doi.org/10.1007/s10389-018-0932-6.

16. Moè A., Cadinu M., Maass A. (2015) Women drive better if not stereotyped. Accident Analysis & Prevention, (85): 199–206. https://doi.org/10.1016/j.aap.2015.09.021

17. Özkan T., Lajunen T. (2006) What causes the differences in driving between young men and women? The effects of gender roles and sex on young drivers’ driving behaviour and self-assessment ofskills. Transportation Research Part F-Traffic Psychology and Behaviour, 9(4): 269–277. https://doi.org/10.1016/j.trf.2006.01.005

18. Pyankova A., Fattakhov T., Kozlov V. (2022) The association between beverage-specific alcohol consumption and mortality among road usersin Russia 1965–2019. Accident Analysis & Prevention, 178: 106859. https://doi.org/10.1016/j.aap.2022.106859

19. Romano E., Kelley-Baker T., Voas R.B. (2008) Female involvement in fatal crashes: Increasingly riskier or increasingly exposed? Accident Analysis & Prevention, 40(5): 1781–1788. https://doi.org/10.1016/j.aap.2008.06.016

20. Santamariña-Rubio E., Pérez K., Olabarria M., Novoa A.M. (2014) Gender differences in road traffic injury rate using time travelled as a measure of exposure. Accident Analysis & Prevention, (65): 1–7. https://doi.org/10.1016/j.aap.2013.11.015

21. TefftB.C. (2017) RatesofMotorVehicleCrashes, InjuriesandDeathsinRelationtoDriverAge, United States, 2014-2015 (Research Brief). Washington, D.C.: AAA Foundation for Traffic Safety.

22. Tsai V.W., Anderson C.L., Vaca F.E. (2010) Alcohol involvement among young female driversinUS fatal crashes: Unfavourable trends. Injury Prevention, 16(1): 17–20. https://doi.org/10.1136/ip.2009.022301

23. Visby R.H., Lundholt K. (2018) Gender Differences in Danish Road Accidents. Transportation Research Record, 2672(3): 166–174. https://doi.org/10.1177/0361198118795005

24. Yon Y., Passmore J., Rakovac I., Iaych K., Ma Fat D., Yurasova E., Vujnovic M., Pyankova A., Fattakhov T., Mikkelsen B. (2020) Monitoring road safety progress in Europe requiresthe best data. The Lancet Public Health, 5(8): e421. https://doi.org/10.1016/S2468-2667(20)30056-6


Рецензия

Для цитирования:


Белов М.Д., Казун А.П. Берегись его автомобиля: почему мужчины за рулем опаснее женщин? Социология власти. 2024;36(2):142-163. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2024-2-142-163

For citation:


Belov M.D., Kazun A.P. Beware of His Car: Why Are Men More Dangerous than Women Behind the Wheel? Sociology of Power. 2024;36(2):142-163. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2074-0492-2024-2-142-163

Просмотров: 269


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-0492 (Print)
ISSN 2413-144X (Online)