Preview

Социология власти

Расширенный поиск

Боги из машины: порядок взаимодействия в геймифицированном дистанционном обучении

https://doi.org/10.22394/2074-0492-2020-3-189-220

Аннотация

В статье анализируется, как интерфейс игрового образовательного модуля встраивается в дистанционное обучение и влияет на организацию порядка взаимодействия в школьном классе. Последний институционально ограничен наличием цели и распределением ролей между учителем и учениками. Использование платформы для цифрового обучения означает добавление к институциональному контексту технологического контекста. Мы рассматриваем технологии как обладающие коммуникативными аффордансами - возможностями для действия, которые открываются или ограничиваются вследствие их использования. Технологии (интерфейс и функционал игры и системы видеоконференции) привносят в образование новые интерактивные ресурсы, которые могут оказывать влияние на организацию порядка взаимодействия в классе. Исследование выполнено в рамке мультимодального конверсационного анализа. Данными выступают видеозаписи взаимодействия учеников и учителей с игровым образовательным модулем в период дистанционного обучения в российских школах. Анализ сфокусирован на фрагменте взаимодействия, в котором осуществляется коррекция правильного ответа ученика. Учитель инициирует коррекцию, потому что ориентируется на порядок расположения игровых элементов (имен богов) в интерфейсе. На основании детального анализа движения мыши учителя мы показываем, что эта ориентация производится в ситуации всеми участниками взаимодействия. Работа вносит вклад в исследования образования и теорию аффордансов, а также развивает методологию мультимодальной транскрипции. Основной результат исследования - эмпирическая демонстрация того, что релевантность технологического аффорданса для взаимодействующих ситуативно производится, и этот процесс связан с переплетением институционального и технического контекстов взаимодействия. В заключение поднимаются дискуссионные вопросы о соотношении аффордансов и институциональных правил.

Об авторах

Мария А. Ерофеева
РАНХиГС
Россия

кандидат социологических наук



Нильс Кловайт
РАНХиГС
Россия

старший научный сотрудник Международного центра
современной социологической теории МВШСЭН



Список литературы

1. Вахштайн В.С. (2013) К микросоциологии игрушек: сценарий, афорданс, транспозиция. Логос, 92 (2): 3-37. EDN: RVRGZN

2. Вахштайн В.С. (2015) Три "поворота к материальному". Антропологический форум, 24: 22-37.

3. Гофман И. (2003) Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта, М.: Ин-т социологии РАН; Ин-т Фонда "Обществ. мнение". EDN: QOCOAX

4. Гофман И. (2014) Порядок взаимодействия. Социология власти, (1): 163-199. EDN: SIWATH

5. Гофман Э. (2009) Ритуал взаимодействия: Очерки поведения лицом к лицу, М.: Смысл.

6. Ерофеева М.А. (2015) Люди и/или технологии? Релевантность материальных объектов в повседневном взаимодействии. Социология науки и технологий, 6 (4): 140-153. EDN: VBCHYT

7. Сакс Х., Щеглофф Э., Джефферсон Г. (2015) Простейшая систематика организации очередности в разговоре. Социологическое обозрение, 14 (1): 142-202. EDN: TRRRAJ

8. Сачмен Л. (2019). Реконфигурации отношений человек - машина: Планы и ситуативные действия, М.: Элементарные формы.

9. Шюц А. (2004) Избранное: Мир, светящийся смыслом, М.: РОССПЭН. EDN: QWHEJL

10. Anderson D.C. (1979) The formal basis for a contextually sensitive classroom agenda. Instructional Science, 8 (1): 43-65. DOI: 10.1007/BF00054981

11. Arminen I. (2006) Mobile phone call openings: tailoring answers to personalized summonses. Discourse Studies, 8 (3): 339-368. DOI: 10.1177/1461445606061791

12. Arminen I., Licoppe C., Spagnolli A. (2016) Respecifying Mediated Interaction. Research on Language and Social Interaction, 49 (4): 290-309. (10.1080/0835 1813.2016.1234614). DOI: 10.1080/08351813.2016.1234614

13. Castaneda L. (n.d.) The "Broken Rooms" Portal 2. Lesson: An Exploration of Erroneous Examples in a Classroom Setting. Retrieved from Foundry10, LLC (https://drive.google. com/file/d/11_QvUUYogZw2fQmi3YB_3z8tdsaDJbOi/view).

14. Davis J.L., Chouinard J.B. (2016) Theorizing Affordances: From Request to Refuse. Bulletin of Science, Technology & Society, 36 (4): 241-248. (https://doi. org/). DOI: 10.1177/0270467617714944

15. Drew P., Heritage J. (1992) Talk at work: Interaction in institutional settings, Cambridge: Cambridge University Press.

16. Erofeeva M. (2019) On multiple agencies: when do things matter? Information, Communication & Society, 22 (5): 590-604. DOI: 10.1080/1369118X.2019.1566486 EDN: YNSSBB

17. Evans S.K., Pearce K.E., Vitak J., Treem J.W. (2017) Explicating Affordances: A Conceptual Framework for Understanding Affordances in Communication Research. Journal of Computer-Mediated Communication, 22 (1): 35-52. DOI: 10.1111/jcc4.12180

18. Fornel M. de (1996) The interactional frame of videophonic exchange. Reseaux. The French Journal of Communication, 4 (1): 47-72.

19. Gardner R. (2019) Classroom Interaction Research: The State of the Art. Research on Language and Social Interaction, 52 (3): 212-226. DOI: 10.1080/08351813.2019.1631037

20. Garfinkel H. (1967) Studies in ethnomethodology, Englewood Cliffs: Prentice-Hall.

21. Goodwin C. (1981) Conversational organization: Interaction between speakers and hearers.

22. New York; London: Academic Press.

23. Goodwin C. (2000) Action and embodiment within situated human interaction. Journal of Pragmatics, 32 (10), 1489-1522. (. DOI: 10.1016/S0378-2166(99)00096-X) EDN: AIPJON

24. Hall J.K. (2019) The Contributions of Conversation Analysis and Interactional Linguistics to a Usage-Based Understanding of Language: Expanding the Transdisci-plinary Framework. The Modern Language Journal, 103: 80-94. (10.1111/ modl.12535). DOI: 10.1111/modl.12535

25. Heath C. (1986) Body movement and speech in medical interaction. Studies in emotion and social interaction, Cambridge; New York: Cambridge University Press.

26. Heath C. (2012) The Dynamics of Auction, Cambridge: Cambridge University Press.

27. Heritage J. (1998) Conversation Analysis and Institutional Talk: Analyzing Distinctive Turn-Taking Systems. S. Cmejrkova, J. Hoffmannova, O. Mullerova, J. Svetla (eds) Dialoganalyse VI/2 (p. 3-18), Berlin; Boston: De Gruyter.

28. Hjulstad J. (2016) Practices of Organizing Built Space in Videoconference-Mediated Interactions. Research on Language and Social Interaction, 49 (4), 325-341. (https://doi.org /). DOI: 10.1080/08351813.2016.1199087

29. Hutchby I. (2001a) Conversation and technology: From the telephone to the Internet, Cambridge: Polity.

30. Hutchby I. (2001b) Technologies, Texts and Affordances. Sociology, 35 (2): 441-456. DOI: 10.1177/S0038038501000219 EDN: JPVEOB

31. Kaanta L. (2010) Teacher turn-allocation and repair practices in classroom interaction: a multisemioticperspective, Jyvaskyla: University of Jyvaskyla.

32. Kimura D., Malabarba T., Hall K.J. (2018) Data collection considerations for classroom interaction research: a conversation analytic perspective. Classroom Discourse, 9 (3):185-204. DOI: 10.1080/19463014.2018.1485589

33. Klowait N.O. (2019) Interactionism in the age of ubiquitous telecommunication.

34. Information, Communication & Society, 22 (5): 605-621. (10.1080/136911 8X.2019.1566487). DOI: 10.1080/1369118X.2019.1566487 EDN: XCSBNP

35. Leonardi P.M., Nardi B.A., Kallinikos J. (2012) Materiality and organizing: Social interaction in a technological world, Oxford: Oxford University Press.

36. Licoppe C., Morel J. (2012) Video-in-Interaction: "Talking Heads" and the Multimodal Organization of Mobile and Skype Video Calls. Research on Language and Social Interaction, 45 (4): 399-429. DOI: 10.1080/08351813.2012.724996

37. Luff P., Heath C., Kuzuoka H., Hindmarsh J., Yamazaki K., Oyama S. (2003) Fractured Ecologies: Creating Environments for Collaboration. Human-Computer Interaction, 18 (1-2), 51-84. DOI: 10.1207/S15327051HCI1812_3

38. Macbeth D. (2004) The relevance of repair for classroom correction. Language in Society, 33 (5): 703-736. DOI: 10.1017/S0047404504045038 EDN: HKWKMX

39. Macbeth D. (2011) Understanding understanding as an instructional matter. Journal of Pragmatics, 43 (2): 438-451. DOI: 10.1016/j.pragma.2008.12.006

40. McHoul A.W. (1990) The organization of repair in classroom talk. Language in Society, 19 (3): 349-377. DOI: 10.1017/S004740450001455X

41. McHoul A. (1978) The organization of turns at formal talk in the classroom. Language in Society, 7 (2): 183-213. DOI: 10.1017/S0047404500005522

42. Mehan H. (1979) Learning lessons: Social organization in the classroom, Cambridge Mass.: Harvard University Press.

43. Mlynar J., Gonzalez-Martinez E., Lalanne D. (2018) Situated Organization of VideoMediated Interaction: A Review of Ethnomethodological and Conversation Analytic Studies. Interacting with Computers, 30 (2), 73-84. (10.1093/iwc/ iwx019). DOI: 10.1093/iwc/iwx019

44. Mondada L. (2014) Bodies in action: Multimodal analysis of walking and talking. Language and Dialogue, 4 (3), 357-403. DOI: 10.1075/ld.4.3.02mon

45. Mondada L. (2016) Challenges of multimodality: Language and the body in social interaction. Journal of Sociolinguistics, 20 (3): 336-366. (10.1111/ josl.1_12177). DOI: 10.1111/josl.1_12177

46. Mondada L. (2018) Multiple Temporalities of Language and Body in Interaction: Challenges for Transcribing Multimodality. Research on Language and Social Interaction, 51 (1): 85-106. DOI: 10.1080/08351813.2018.1413878

47. Nevile M. (2015) The Embodied Turn in Research on Language and Social Interaction. Research on Language and Social Interaction, 48 (2): 121-151. (10.1080/083 51813.2015.1025499). DOI: 10.1080/08351813.2015.1025499

48. Reeves S., Greiffenhagen C., Laurier E. (2016) Video Gaming as Practical Accomplishment: Ethnomethodology, Conversation Analysis, and Play. Topics in Cognitive Science, 9 (2): 308-342. DOI: 10.1111/tops.12234

49. Schegloff E.A. (2007) Sequence organization in interaction. A primer in conversation analysis, Cambridge: Cambridge University Press.

50. Schegloff E.A., Sacks H. (1973) Opening up Closings. Semiotica, 8 (4). (https://doi. org/). DOI: 10.1515/semi.1973.8.4.289

51. Searles D., Gan Y. (2018) Out of view: Accounts (and lack of accounts) for leaving the camera view in video-mediated communication. IMPEC 2018, Lyon, France.

52. Spagnolli A., Scarpetta F., Tona T., Bortolatto T. (2008) Conversational Practices and Presence: How the Communication Structure Exploits the Affordances of the Medium. A. Spagnolli (ed.) Presence 2008: Proceedings of the 11th International Workshop on Presence; Padova, Italy, 16-18 October 2008 (p. 107-116). Padova: CLEUP.


Рецензия

Для цитирования:


Ерофеева М.А., Кловайт Н. Боги из машины: порядок взаимодействия в геймифицированном дистанционном обучении. Социология власти. 2020;32(3):189-220. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2020-3-189-220

For citation:


Erofeeva M.A., Klowait N. Dei ex machina: The Interaction Order of Gamified Distance Learning. Sociology of Power. 2020;32(3):189-220. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2074-0492-2020-3-189-220

Просмотров: 9


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-0492 (Print)
ISSN 2413-144X (Online)