Боги из машины: порядок взаимодействия в геймифицированном дистанционном обучении
https://doi.org/10.22394/2074-0492-2020-3-189-220
Аннотация
В статье анализируется, как интерфейс игрового образовательного модуля встраивается в дистанционное обучение и влияет на организацию порядка взаимодействия в школьном классе. Последний институционально ограничен наличием цели и распределением ролей между учителем и учениками. Использование платформы для цифрового обучения означает добавление к институциональному контексту технологического контекста. Мы рассматриваем технологии как обладающие коммуникативными аффордансами - возможностями для действия, которые открываются или ограничиваются вследствие их использования. Технологии (интерфейс и функционал игры и системы видеоконференции) привносят в образование новые интерактивные ресурсы, которые могут оказывать влияние на организацию порядка взаимодействия в классе. Исследование выполнено в рамке мультимодального конверсационного анализа. Данными выступают видеозаписи взаимодействия учеников и учителей с игровым образовательным модулем в период дистанционного обучения в российских школах. Анализ сфокусирован на фрагменте взаимодействия, в котором осуществляется коррекция правильного ответа ученика. Учитель инициирует коррекцию, потому что ориентируется на порядок расположения игровых элементов (имен богов) в интерфейсе. На основании детального анализа движения мыши учителя мы показываем, что эта ориентация производится в ситуации всеми участниками взаимодействия. Работа вносит вклад в исследования образования и теорию аффордансов, а также развивает методологию мультимодальной транскрипции. Основной результат исследования - эмпирическая демонстрация того, что релевантность технологического аффорданса для взаимодействующих ситуативно производится, и этот процесс связан с переплетением институционального и технического контекстов взаимодействия. В заключение поднимаются дискуссионные вопросы о соотношении аффордансов и институциональных правил.
Ключевые слова
Об авторах
Мария А. ЕрофееваРоссия
кандидат социологических наук
Нильс Кловайт
Россия
старший научный сотрудник Международного центра
современной социологической теории МВШСЭН
Список литературы
1. Вахштайн В.С. (2013) К микросоциологии игрушек: сценарий, афорданс, транспозиция. Логос, 92 (2): 3-37. EDN: RVRGZN
2. Вахштайн В.С. (2015) Три "поворота к материальному". Антропологический форум, 24: 22-37.
3. Гофман И. (2003) Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта, М.: Ин-т социологии РАН; Ин-т Фонда "Обществ. мнение". EDN: QOCOAX
4. Гофман И. (2014) Порядок взаимодействия. Социология власти, (1): 163-199. EDN: SIWATH
5. Гофман Э. (2009) Ритуал взаимодействия: Очерки поведения лицом к лицу, М.: Смысл.
6. Ерофеева М.А. (2015) Люди и/или технологии? Релевантность материальных объектов в повседневном взаимодействии. Социология науки и технологий, 6 (4): 140-153. EDN: VBCHYT
7. Сакс Х., Щеглофф Э., Джефферсон Г. (2015) Простейшая систематика организации очередности в разговоре. Социологическое обозрение, 14 (1): 142-202. EDN: TRRRAJ
8. Сачмен Л. (2019). Реконфигурации отношений человек - машина: Планы и ситуативные действия, М.: Элементарные формы.
9. Шюц А. (2004) Избранное: Мир, светящийся смыслом, М.: РОССПЭН. EDN: QWHEJL
10. Anderson D.C. (1979) The formal basis for a contextually sensitive classroom agenda. Instructional Science, 8 (1): 43-65. DOI: 10.1007/BF00054981
11. Arminen I. (2006) Mobile phone call openings: tailoring answers to personalized summonses. Discourse Studies, 8 (3): 339-368. DOI: 10.1177/1461445606061791
12. Arminen I., Licoppe C., Spagnolli A. (2016) Respecifying Mediated Interaction. Research on Language and Social Interaction, 49 (4): 290-309. (10.1080/0835 1813.2016.1234614). DOI: 10.1080/08351813.2016.1234614
13. Castaneda L. (n.d.) The "Broken Rooms" Portal 2. Lesson: An Exploration of Erroneous Examples in a Classroom Setting. Retrieved from Foundry10, LLC (https://drive.google. com/file/d/11_QvUUYogZw2fQmi3YB_3z8tdsaDJbOi/view).
14. Davis J.L., Chouinard J.B. (2016) Theorizing Affordances: From Request to Refuse. Bulletin of Science, Technology & Society, 36 (4): 241-248. (https://doi. org/). DOI: 10.1177/0270467617714944
15. Drew P., Heritage J. (1992) Talk at work: Interaction in institutional settings, Cambridge: Cambridge University Press.
16. Erofeeva M. (2019) On multiple agencies: when do things matter? Information, Communication & Society, 22 (5): 590-604. DOI: 10.1080/1369118X.2019.1566486 EDN: YNSSBB
17. Evans S.K., Pearce K.E., Vitak J., Treem J.W. (2017) Explicating Affordances: A Conceptual Framework for Understanding Affordances in Communication Research. Journal of Computer-Mediated Communication, 22 (1): 35-52. DOI: 10.1111/jcc4.12180
18. Fornel M. de (1996) The interactional frame of videophonic exchange. Reseaux. The French Journal of Communication, 4 (1): 47-72.
19. Gardner R. (2019) Classroom Interaction Research: The State of the Art. Research on Language and Social Interaction, 52 (3): 212-226. DOI: 10.1080/08351813.2019.1631037
20. Garfinkel H. (1967) Studies in ethnomethodology, Englewood Cliffs: Prentice-Hall.
21. Goodwin C. (1981) Conversational organization: Interaction between speakers and hearers.
22. New York; London: Academic Press.
23. Goodwin C. (2000) Action and embodiment within situated human interaction. Journal of Pragmatics, 32 (10), 1489-1522. (. DOI: 10.1016/S0378-2166(99)00096-X) EDN: AIPJON
24. Hall J.K. (2019) The Contributions of Conversation Analysis and Interactional Linguistics to a Usage-Based Understanding of Language: Expanding the Transdisci-plinary Framework. The Modern Language Journal, 103: 80-94. (10.1111/ modl.12535). DOI: 10.1111/modl.12535
25. Heath C. (1986) Body movement and speech in medical interaction. Studies in emotion and social interaction, Cambridge; New York: Cambridge University Press.
26. Heath C. (2012) The Dynamics of Auction, Cambridge: Cambridge University Press.
27. Heritage J. (1998) Conversation Analysis and Institutional Talk: Analyzing Distinctive Turn-Taking Systems. S. Cmejrkova, J. Hoffmannova, O. Mullerova, J. Svetla (eds) Dialoganalyse VI/2 (p. 3-18), Berlin; Boston: De Gruyter.
28. Hjulstad J. (2016) Practices of Organizing Built Space in Videoconference-Mediated Interactions. Research on Language and Social Interaction, 49 (4), 325-341. (https://doi.org /). DOI: 10.1080/08351813.2016.1199087
29. Hutchby I. (2001a) Conversation and technology: From the telephone to the Internet, Cambridge: Polity.
30. Hutchby I. (2001b) Technologies, Texts and Affordances. Sociology, 35 (2): 441-456. DOI: 10.1177/S0038038501000219 EDN: JPVEOB
31. Kaanta L. (2010) Teacher turn-allocation and repair practices in classroom interaction: a multisemioticperspective, Jyvaskyla: University of Jyvaskyla.
32. Kimura D., Malabarba T., Hall K.J. (2018) Data collection considerations for classroom interaction research: a conversation analytic perspective. Classroom Discourse, 9 (3):185-204. DOI: 10.1080/19463014.2018.1485589
33. Klowait N.O. (2019) Interactionism in the age of ubiquitous telecommunication.
34. Information, Communication & Society, 22 (5): 605-621. (10.1080/136911 8X.2019.1566487). DOI: 10.1080/1369118X.2019.1566487 EDN: XCSBNP
35. Leonardi P.M., Nardi B.A., Kallinikos J. (2012) Materiality and organizing: Social interaction in a technological world, Oxford: Oxford University Press.
36. Licoppe C., Morel J. (2012) Video-in-Interaction: "Talking Heads" and the Multimodal Organization of Mobile and Skype Video Calls. Research on Language and Social Interaction, 45 (4): 399-429. DOI: 10.1080/08351813.2012.724996
37. Luff P., Heath C., Kuzuoka H., Hindmarsh J., Yamazaki K., Oyama S. (2003) Fractured Ecologies: Creating Environments for Collaboration. Human-Computer Interaction, 18 (1-2), 51-84. DOI: 10.1207/S15327051HCI1812_3
38. Macbeth D. (2004) The relevance of repair for classroom correction. Language in Society, 33 (5): 703-736. DOI: 10.1017/S0047404504045038 EDN: HKWKMX
39. Macbeth D. (2011) Understanding understanding as an instructional matter. Journal of Pragmatics, 43 (2): 438-451. DOI: 10.1016/j.pragma.2008.12.006
40. McHoul A.W. (1990) The organization of repair in classroom talk. Language in Society, 19 (3): 349-377. DOI: 10.1017/S004740450001455X
41. McHoul A. (1978) The organization of turns at formal talk in the classroom. Language in Society, 7 (2): 183-213. DOI: 10.1017/S0047404500005522
42. Mehan H. (1979) Learning lessons: Social organization in the classroom, Cambridge Mass.: Harvard University Press.
43. Mlynar J., Gonzalez-Martinez E., Lalanne D. (2018) Situated Organization of VideoMediated Interaction: A Review of Ethnomethodological and Conversation Analytic Studies. Interacting with Computers, 30 (2), 73-84. (10.1093/iwc/ iwx019). DOI: 10.1093/iwc/iwx019
44. Mondada L. (2014) Bodies in action: Multimodal analysis of walking and talking. Language and Dialogue, 4 (3), 357-403. DOI: 10.1075/ld.4.3.02mon
45. Mondada L. (2016) Challenges of multimodality: Language and the body in social interaction. Journal of Sociolinguistics, 20 (3): 336-366. (10.1111/ josl.1_12177). DOI: 10.1111/josl.1_12177
46. Mondada L. (2018) Multiple Temporalities of Language and Body in Interaction: Challenges for Transcribing Multimodality. Research on Language and Social Interaction, 51 (1): 85-106. DOI: 10.1080/08351813.2018.1413878
47. Nevile M. (2015) The Embodied Turn in Research on Language and Social Interaction. Research on Language and Social Interaction, 48 (2): 121-151. (10.1080/083 51813.2015.1025499). DOI: 10.1080/08351813.2015.1025499
48. Reeves S., Greiffenhagen C., Laurier E. (2016) Video Gaming as Practical Accomplishment: Ethnomethodology, Conversation Analysis, and Play. Topics in Cognitive Science, 9 (2): 308-342. DOI: 10.1111/tops.12234
49. Schegloff E.A. (2007) Sequence organization in interaction. A primer in conversation analysis, Cambridge: Cambridge University Press.
50. Schegloff E.A., Sacks H. (1973) Opening up Closings. Semiotica, 8 (4). (https://doi. org/). DOI: 10.1515/semi.1973.8.4.289
51. Searles D., Gan Y. (2018) Out of view: Accounts (and lack of accounts) for leaving the camera view in video-mediated communication. IMPEC 2018, Lyon, France.
52. Spagnolli A., Scarpetta F., Tona T., Bortolatto T. (2008) Conversational Practices and Presence: How the Communication Structure Exploits the Affordances of the Medium. A. Spagnolli (ed.) Presence 2008: Proceedings of the 11th International Workshop on Presence; Padova, Italy, 16-18 October 2008 (p. 107-116). Padova: CLEUP.
Рецензия
Для цитирования:
Ерофеева М.А., Кловайт Н. Боги из машины: порядок взаимодействия в геймифицированном дистанционном обучении. Социология власти. 2020;32(3):189-220. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2020-3-189-220
For citation:
Erofeeva M.A., Klowait N. Dei ex machina: The Interaction Order of Gamified Distance Learning. Sociology of Power. 2020;32(3):189-220. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2074-0492-2020-3-189-220