Preview

Социология власти

Расширенный поиск

Эпистемологический статус харизмы в исторической макросоциологии

https://doi.org/10.22394/2074-0492-2024-3-99-135

Аннотация

Неопределенный эпистемологический статус харизмы во многом связан с ее многозначностью и полиморфностью. Макс Вебер тематизирует его в разнообразных контекстах и значениях — различение магической, религиозной харизмы и харизмы разума, выделение траекторий рутинизации и объективации харизмы, типологизация различных видов пророчеств. В свою очередь, множественные (ре)актуализации этого «блистательного понятия» [Роза] в качестве подкрепления собственных теорий в виде разновидностей символического капитала, резонанса, повседневной, реперсонализованной или рискологической харизмы ведут либо к смысловому сжатию, либо к размыванию значения, как в рамках социологической теории, так и в междисциплинарном дискурсе. Для определения научного содержания харизмы авторы предлагают тематизировать ее в исторической макросоциологии. При этом ключевой вопрос адресован междисциплинарным связям в интеллектуальном наследии Вебера — категория «харизма» является задумкой Вебера-историка или Вебера-социолога? Прояснение эпистемологического статуса харизмы, выраженного в его двойственном характере (феномен vs. идеальный тип), становится возможным благодаря обращению к дискуссии о корпусе текстов классика двух выдающихся немецких вебероведов — В. Шлюхтера и Ф. Тенбрука. В свою очередь, реконструкция и систематизация подходов веберовской исторической макросоциологии позволяет уточнить границы и возможности применения категории. Так, эволюционно-теоретическая перспектива определяет эвристический потенциал харизмы с точки зрения отражения динамики культурно-ценностных ориентаций в процессе возникновения и укрепления социального порядка и институциональных структур, а сравнительно-исторический подход определяет взаимосвязь между аналитическим и эмпирическим уровнями социологии Вебера посредством «погружения» идеальнотипического конструкта в реальный исторический нарратив. Таким образом, в рамках исторической макросоциологии преодолеваются наиболее обоснованные критические воззрения С. Тернера относительно несостоятельности, гетерогенности и остаточного характера категории.

Об авторах

Д. В. Катаев
Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семёнова-Тян-Шанского
Россия

Катаев Дмитрий Валентинович — доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и управления 

Липецк



В. О. Калинина
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Калинина Валерия Олеговна — магистрант департамента социологии НИУ ВШЭ, направление — комплексный социальный анализ

Москва



Список литературы

1. Беньямин В. (1996) Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости, М.: Медиум.

2. Вебер M. (2016) Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии в 4 Т Т. 1, М.: Изд. дом Высшей школы экономики. EDN: XZYVED

3. Вебер M. (2017a) Хозяйственная этика мировых религий. Опыты сравнительной социологии религии. Конфуцианств и даосизм, СПб.: Владимир Даль. — in Russ.

4. Вебер М. (2017b) Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии в 4 Т. Т. 2, М.: Изд. дом Высшей школы экономики. EDN: YWQQBV

5. Гирц К. (2014) Интерпретация культур, М.: РОССПЭН. EDN: QOCQVP

6. Йоас Х. (2005) Креативность действия, СПб.: Алетейя. EDN: QOERCL

7. Калинина В. О. (2024) Харизма и повседневность в экономическом поле. Экономическая социология. 25 (3): 160-182. EDN: LYGVNL. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2024-3-160-182.

8. Каспэ С. И. (2019) Политическая теология и nation-building: общие положения, российский случай, М.: РОССПЭН. EDN: QONKJR

9. Катаев Д. В. (2017) Социология Макса Вебера: поздняя, незавершенная и своевременная. Социологическое обозрение, 16 (3): 428-435. EDN: YTHMMC

10. Катаев Д. В. (2018) Веберианский и антивеберианский дискурс: к вопросу о гипнотической силе классики на примере «Протестантской этики». Экономическая социология, 19 (5): 146-158. EDN: PMOAQI. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2018-5-146-163

11. Катаев Д. В. (2020) Новая критическая теория или аналитический эмпиризм? Социологическое обозрение, 19 (3): 426-449. EDN: DKWANI. https://doi.org/10.17323/1728-192Х-2020-3-426-449

12. Мауль В. Я., Лазарева О. В. (2024) «Царские знаки» и мифические путешествия в системе аргументов Пугачева/Петра III. Гуманитарные исследования Центральной России, 30 (1): 20-28. EDN: SXLUDX. https://doi.org/10.24412/2541-9056-2024-130-20-28

13. Роза Х. (2018) Идея резонанса как социологическая концепция. Глобальный диалог, 8(2): 41-44.

14. Тенбрук Ф. (2020) Главный труд Макса Вебера. Социологическое обозрение, 19 (2): 76121. EDN: ILKDRW. https://doi.org/10.17323/1728-192X-2020-2-76-121

15. Фреик Н. В. (2001) Политическая харизма: обзор зарубежных концепций. Социологическое обозрение, 1(1): 5-24. EDN: TWMQXR

16. Шлюхтер В. (2004) Действие, порядок и культура: основные черты веберианской исследовательской программы. Журнал социологии и социальной антропологии, (2): 22-50. EDN: NBYNWB

17. Adair-Toteff С. (2016) Max Weber's Sociology of Religion, Tubingen: Mohr Siebeck. Bachmann U. (2021) Charisma und Moderne: Zur Bedeutung des personalen Charismas in differenzierten Ordnungen. Bachmann, U., Schwinn, T. (Hrsg.) Theorie alsBeruf Studienzum Weber-Paradigma, Wiesbaden: Springer VS: 143-162. http://dx.doi.org/10.1007/978-3-658-32000-3_8

18. Bienfait A. (2006) Zeichen und Wunder. Uber die Funktion der Selig — und Heiligsprechungen in der katholischen Kirche. Schwinn T., Albert G. (Hrsg.) Alte Begriffe — Neue Probleme. Max Webers Soziologie im Lichte aktueller Problemstellungen, Tubingen: Mohr Siebeck: 285-310.

19. Biggart N. W. (1989) Charismatic Capitalism: Direct Selling Organizations in America, Chicago: University of Chicago Press.

20. Bourdieu P. (1987) Sozialer Sinn. Kritik der theoretischen Vernunft, Frankfurt a. M.: Suhrkamp.

21. Eisenstadt E. S. (1968) Introduction. Charisma and Institution Building. Max Weber and Modern Sociology. E. S. Eisenstadt (ed.) On charisma and institution building: selected papers, Chicago: University of Chicago Press: ixlvi.

22. Eisenstadt S. N. (2004) Social evolution and modernity: Some observations on Parsons's comparative and evolutionary analysis: Parsons's analysis from the perspective of multiple modernities. The American Sociologist, (35): 5-24. https://doi.org/10.1007/s12108-004-1020-7

23. Glassman R. (1984) Manufactured Charisma and Legitimacy. Glassman R., Murvar V. (eds.) Max Weber's Political Sociology: A Pessimistic Vision of a Rationalized World, Westport: Greenwood Press: 217-236.

24. Kalberg S. (1994) Max Weber's Comparative-Historical Sociology, Chicago: University of Chicago Press.

25. Kalberg S. (2013) Deutschland und Amerika aus der Sicht Max Webers, Wiesbaden: Springer Fachmedien.

26. Kraemer K. (2008) Charisma im okonomischen Feld. Maurer, A., Schimank, U. (Hrsg) Die Gesellschaft der Unternehmen — Die Unternehmen der Gesellschaft, Wiesbaden: Springer VS: 63-77. https://doi.org/10.1007/978-3-531-91199-1_4

27. Roth G., Schluchter W. (2020) Max Weber's vision of history ethics and methods, Berkeley: University of California Press.

28. Samier E. (2005) Toward a Weberian Public Administration: The Infinite Web of History, Values, and Authority in Administrative Mentalities. Halduskultuur, (6): 60-94.

29. Schluchter W. (1989) Rationalism, religion, and domination. A Weberian perspective, Berkeley: University of California Press.

30. Schluchter W. (1992) The Rise of Western rationalism. Max Weber's developmental history, Berkeley: University of California Press.

31. Schluchter W. (2004) The approach of Max Weber's sociology of religion as exemplified in his study of Ancient Judaism. Archives de sciences sociales des religions, 127(3): 33-56. https://doi.org/10.4000/assr.2380

32. Schluchter W., Hanke E., Borchardt K. (2013) Einleitung. Max Weber — Gesamtausgabe Teil: Abt. 1, Schriften und Reden/Bd. 23. Max Weber Wirtschaft und Gesellschaft Soziologie Unvollendet 1919 -1920. Tubingen: Mohr Siebeck.

33. Shills E. (1965) Charisma, Order, and Status. American Sociological Review, 30 (2): 199213. https://doi.org/10.2307/2091564

34. Tenbruck F. H. (1975) Das Werk Max Webers. Kolner Zeitschrift fur Soziologie und Sozialpsychologie, 27(4): 663-702.

35. Turner S. (1993) Charisma and Obedience: A Risk Cognition Approach. The Leadership Quarterly, 4 (3-4): 235-256. https://doi.org/10.1016/1048-9843(93)90033-P

36. Turner S. (2003) Charisma Reconsidered. Journal of Classical Sociology, 3 (1): 5-26.

37. https://doi.org/10.1177/1468795X03003001692

38. Weber М. (1988) Gesammelte Schriften zur Wissenschaftslehre, Tubingen: Mohr Siebeck.

39. Weber M. (1994) Max Weber-Gesamtausgabe, Band II/6:Briefe 1909-1910, Tubingen: Mohr Siebeck.

40. Weber M. (2009) Allgemeine Staatslehre und Politik (Staatssoziologie), Tubingen: Mohr Siebeck.


Рецензия

Для цитирования:


Катаев Д.В., Калинина В.О. Эпистемологический статус харизмы в исторической макросоциологии. Социология власти. 2024;36(3):99-135. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2024-3-99-135

For citation:


Kataev D.V., Kalinina V.O. The Epistemological Status of Charisma in Historical Macrosociology. Sociology of Power. 2024;36(3):99-135. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2074-0492-2024-3-99-135

Просмотров: 94


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-0492 (Print)
ISSN 2413-144X (Online)