Общественный договор — жертвоприношение? Жорж Батай и критика «Левиафана»
https://doi.org/10.22394/2074-0492-2024-2-97-112
Аннотация
В статье рассматривается критика теории общественного договора в «Левиафане» Томаса Гоббса через призму понятия жертвоприношения Жоржа Батая. Бабай и Гоббс имеют несколько общих ключевых мотивов, таких как смерть, насилие и суверенитет, но трактуют их по-разному. Гоббс рационализирует их, вводя концепцию общественного договора, где люди отказываются от свободы ради безопасности. Для него государство играет роль средства защиты жизни через рациональное подчинение общественному договору. Батай, напротив, акцентирует внимание на роли иррационального и сакрального и рассматривает их как способ освобождения от страха смерти, вещественного мира и господства. Жертвоприношение для Бабая играет центральную роль как инструмент прикосновения к сакральному, так и объединения людей в сообщество через общее переживание потери и общую жертву. Однако он сожалеет о том, что со временем для людей жертвоприношение стало иметь утилитарное значение и потеряло свою истинную ценность как акт безвозмездной отдачи ради утверждения «плодородия жизни». Таким образом, общественный договор Гоббса можно представить в базовом понимании жертвоприношения как жертву какого-либо блага ради обмена на другое благо — обмен права на свободу на защиту от суверена. И для Гоббса, и для Батая страх смерти является причиной, по которой люди отказываются от своей свободы и вводят запреты. Но Батай в отличие от Гоббса предлагает выстраивать общество не на страхе смерти, а на преодолении этого страха и суверенном отказе — то есть отказе и от своей свободы, и от передачи ее кому-либо. Таким образом, прочтение «Левиафана» через логику Батая помогает развенчать образ суверена как «смертного бога» и всемогущего защитника.
Ключевые слова
Об авторе
А. П. ГолубеваРоссия
Голубева Анастасия Павловна — независимая исследовательница, магистр политической философии
Москва
Список литературы
1. Батай Ж. (2002) Гегель, смерть и жертвоприношение. Философ-вне-себя. Жорж Батай. СПб.: Изд-во Олега Абышко.
2. Батай Ж. (2006) Проклятая часть: Сакральная социология. М: Ладомир. EDN: TOFOSE.
3. Батай Ж. (2000) Теория религии. Мн.: Современный литератор.
4. Гоббс Т. (2001) Левиафан. М: Мысль.
5. Жижек С. (2024) От свободы к освобождению. Социология власти, 36 (1): 8-28. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2024-1-8-28
6. Зыгмонт А. (2018) Святая негативность. Насилие и сакральное в философии Жоржа Батая. М: НЛО.
7. Тимофеева О. (2009) Введение в эротическую философию Ж. Батая. М.: Новое литературное обозрение. EDN: YNPJFR.
8. Фокин С. (2002) Философ-вне-себя. Жорж Батай. СПб.: Изд-во Олега Абышко. EDN: TUNVKB.
9. Agamben G. (2020) Bataille and the Paradox of Sovereignty. Journal of Italian Philosophy, 3: 247-253.
10. Aksoy M.U. (2009) Georges Bataille’s Concept of Sovereignty: An Ontological Approach to International Relations. Ph.D., Middle East Technical University.
11. Bradley A. (2019) Deadly force: Contract, killing, sacrifice. Security Dialogue, 50(4): 331-343. https://doi.org/10.1177/0967010619843477
12. Esposito R. (2010) Communitas: the origin and destiny of community. Standford University Press.
13. Evans B. (2021) Ecce Humanitas: Beholding the Pain of Humanity. Columbia University Press.
14. Hegarty P. (2000) Georges Bataille: Core Cultural Theorist. SAGE Publications.
15. Noy B. (2000) Georges Bataille: A Critical Introduction. Pluto Press.
16. Springborg P. (2007) The Cambridge Companion to Hobbes’s Leviathan. Cambridge: Cambridge University Press.
17. Tierney T. F. (2016) Roberto Esposito’s ‘Affirmative Biopolitics’ and the Gift. Theory, Culture & Society, 33(2): 53-76. https://doi.org/10.1177/02632764145610
18. Win M.M. (2019) Myth Busting: Rethinking Social Contract Theory and Reorienting Sovereignty from John Locke to Georges Bataille. Senior Projects.
Рецензия
Для цитирования:
Голубева А.П. Общественный договор — жертвоприношение? Жорж Батай и критика «Левиафана». Социология власти. 2024;36(2):97-112. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2024-2-97-112
For citation:
Golubeva A.P. Is the Social Contract a Sacrifice? Georges Bataille and the Critique of Leviathan. Sociology of Power. 2024;36(2):97-112. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2074-0492-2024-2-97-112