Preview

Социология власти

Расширенный поиск

Политическая агентность детей в новой социологии детства и за ее пределами

https://doi.org/10.22394/2074-0492-2023-4-8-20

Аннотация

Статья представляет собой обзор теоретических дискуссий о детской агентности в новой социологии детства, с одной стороны, и обзор эмпирических исследований детской политической агентности — с другой. Эти две области часто обсуждают одну и ту же проблему, но рассматривают ее с разных точек зрения. Теоретики детства спорят о том, что такое детская агентность и стоит ли относиться к ее поиску критически. Некоторые из них продолжают постулировать необходимость рассматривать детей как социальных акторов, тогда как другие критикуют эту установку за внеисторичность, нормативную заряженность, упрощенное понимание агентности и субъектности. Эмпирические же исследователи политического участия детей не слишком озабочены концептуализацией самого понятия агентности, однако материалы их исследований позволяют понять, как сами дети в разных ситуациях дискурсивно конструируют свою агентность — как более прогрессивную, чем взрослая; как не отличающуюся от взрослой; как взаимосвязанную со взрослой; или даже как уступающую взрослой. Дети лишают себя агентности не на пустом месте — такое лишение может объясняться как классовыми факторами, так и факторами, связанными с особенностями социализации. Таким образом, исследования детского политического участия усиливают основания для критики «наивной» установки на поиск детской политической агентности априори, но одновременно они ставят под вопрос возможность одного, «корректного» определения детской (политической) агентности. Обзор дискуссий и находок в обеих областях завершается формулировкой проблем и вопросов, которые исследователям детства, в том числе российским, еще предстоит решить.

Об авторе

С. Ерпылева
Бременский университет
Германия

Ерпылева Светлана — PhD по социальным наукам университета Хельсинки; исследовательница в Лаборатории публичной социологии и постдок в Центре исследований Восточной Европы Бременского университета.

Бремен



Список литературы

1. Димке Д. (2021) Незабываемое будущее. Советская педагогическая утопия 1960 годов. М.: Common Place.

2. Казаков Е. (2010) Управляя собой. Движение западногерманских школьников за самоуправление, 1960-е годы. Неприкосновенный запас, 72(4): 104–15.

3. Серебряков А. (2022) Ребенок в мире агентов и структур: об антиномиях исследований детства. Социология власти, 34(3-4): 29–49. doi: 10.22394/2074-0492-2022-4-29-49

4. Alanen L. (1992) Modern Childhood?: Exploring the Child Question in Sociology. Jyväskylä: University of Jyväskylä.

5. Baader M. (2016) Tracing and contextualising childhood agency and generational order from historical and systematic perspectives. In Esser F., Baader M., Betz T., and Hungerland B. (eds.). Reconceptualising agency and childhood. New perspectives in Childhood Studies. London and New York: Routledge. Р. 177–195.

6. Bartlett S. (2005) Good Governance: Making Age Part of the Equation — An Introduction. Children, Youth and Environments, 15(2): 1–17. https://www.jstor.org/stable/10.7721/chilyoutenvi.15.2.0001

7. Bordonaro L. and Payne R. (2012) Ambiguous agency: critical perspectives on social interventions with children and youth in Africa. Children’s Geographies, 10(4): 365–372. https://doi.org/10.1080/14733285.2012.726065

8. Coffey J. and Farrugia D. (2014) Unpacking the black box: the problem of agency in the sociology of youth. Journal of Youth Studies, 17(4): 461–474. https://doi.org/10.1080/13676261.2013.830707

9. De Castro L. R. (2012) The “Good-Enough Society”, the “Good-Enough Citizen” and the “Good-Enough Student”: Where Is Children’s Participation Agenda Moving To in Brazil? Childhood, 19(1): 52–68. https://doi.org/10.1177/0907568211402525

10. Darıcı H. (2013) “Adults See Politics as a Game”: Politics of Kurdish Children in Urban Turkey. International Journal of Middle East Studies, 45: 775–790. https://doi.org/10.1017/S0020743813000901

11. Eliasoph N. (2011) Making Volunteers: Civic Life after Welfare’s End. Princeton, NJ: Princeton University Press.

12. Erpyleva S. (2020) Children changing politics. Baltic Rim Econmies. February 28. Available at https://sites.utu.fi/bre/children-changing-politics/

13. Erpyleva S. (2021) Active Citizens Under Eighteen: Minors in Political Protests. Journal of Youth Studies, 24(9): 1215–1233. https://doi.org/10.1080/13676261.2020.1820973

14. Esser F., Baader M., Betz T., and Hungerland B. (2016) Reconceptualising agency and childhood. An introduction. In Esser F., Baader M., Betz T., and Hungerland B. (eds.). Reconceptualising agency and childhood. New perspectives in Childhood Studies. London and New York: Routledge.

15. Glaser А. (2018) The Liberation of Young People. Ph.D. thesis, University of North Carolina at Chapel Hill.

16. Gordon H. (2010) We Fight to Win. Inequality and the Politics of Youth Activism. New Brunswick, NJ, and London: Rutgers University Press.

17. Han H. and Ahn S. W. (2020) Youth Mobilization to Stop Global Climate Change: Narratives and Impact. Sustainability, 12(10): 4127. https://doi.org/10.3390/su12104127

18. Holmberg A. and Alvinius A. (2020) Children’s Protest in Relation to the Climate Emergency: A Qualitative Study on a New Form of Resistance Promoting Political and Social Change. Childhood, 27(1): 78–92. https://doi.org/10.1177/0907568219879970

19. James A. and James A. (eds.) (2012) Key Concepts in Childhood Studies. Los Angeles, London: SAGE.

20. Lancy D. (2012) Unmasking Children’s Agency. AnthropoChildren, 1(2): 1–20. https://popups.uliege.be/2034-8517/index.php?id=1253.

21. Lister R. (2007) Why Citizenship: Where, When and How Children? Theoretical Inquiries in Law, 8(2): 693–718. https://doi.org/10.2202/1565-3404.1165

22. Nance-Carroll N. (2021) Children and Young People as Activist Authors. International Research in Children’s Literature, 14(1): 6–21. https://doi.org/10.3366/ircl.2021.0374

23. Prout A. (2005) The Future of Childhood. Towards the interdisciplinary study of children. London and New York: Routledge.

24. Prout A. (2011) Taking a Step Away from Modernity: reconsidering the new sociology of childhood. Global Studies of Childhood, 1(1): 4–14. https://doi.org/10.2304/gsch.2011.1.1.4

25. Prout A., James A. (1997) A New Paradigm for the Sociology of Childhood? Provenance, Promise and Problems. In Prout A., James A. (eds.). Constructing and Reconstructing Childhood: Contemporary Issues in the Sociological Study of Childhood. London, Washington (DC): Falmer Press. Р. 7–32.

26. Raithelhuber E. (2016) Extending agency: the merit of relational approach for Childhood studies. In: Esser F., Baader M., Betz T., and Hungerland B. (eds.). Reconceptualising agency and childhood. New perspectives in Childhood Studies. London and New York: Routledge. Р. 126–141.

27. Qvortrup J., Corsaro W., and Honig M. S. (2009) Why Social Studies of Childhood? An Introduction to the Handbook. In: Qvortrup J., Corsaro W., and Honig M. S. (eds.). The Palgrave Handbook of Childhood Studies. London: Palgrave Macmillan. Р. 1–17.

28. Taft J. (2011) Rebel Girls. Youth Activism and Social Change Across the Americas. New York and London: NYU Press.

29. Taft J. (2019) The Kids Are in Charge. Activism and Power in Peru’s Movement of Working Children. New York: NYU Press.

30. Tisdall K. and Punch S. (2012) Not So “New”? Looking Critically at Childhood Studies. Children’s Geographies, 10 (3): 249–264. https://doi.org/10.1080/14733285.2012.693376


Рецензия

Для цитирования:


Ерпылева С. Политическая агентность детей в новой социологии детства и за ее пределами. Социология власти. 2023;35(4):8-20. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2023-4-8-20

For citation:


Erpyleva S. Political Agency of Children in the New Sociology of Childhood and Beyond. Sociology of Power. 2023;35(4):8-20. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2074-0492-2023-4-8-20

Просмотров: 203


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-0492 (Print)
ISSN 2413-144X (Online)