Preview

Социология власти

Расширенный поиск

Понимаю, но не одобряю: Как люди, избегающие новостей, и думскроллеры воспринимают друг друга?

https://doi.org/10.22394/2074-0492-2024-2-78-96

Аннотация

В статье рассматриваются через призму фрагментации медиасреды и общества два противоположных тренда медиапотребления — избегание новостей и думскроллинг. Под избеганием новостей понимается сознательное ограничение потребления экономического или общественнополитического контента с целью поддержания эмоционального благополучия. Думскроллинг, в свою очередь, определяется как болезненное и избыточное внимание к негативным новостям. Исследование основывается на 91 полуструктурированном интервью, проведенном с информантами, различными по полу и возрасту, для которых характерны рассматриваемые стили потребления информационного контента. Полевой этап исследования проходил в период с 20 ноября 2022 по 30 марта 2023 года. Люди, избегающие новостей, и думскроллеры успешно реконструируют логики друг друга, благодаря рефлексии над своим опытом и взаимодействию с социальным окружением. Однако обе группы критикуют противоположный стиль медиапотребления. Думскроллеры считают избегающих новостей пассивными и недостаточно информированными, в то время как избегающие новостей обвиняют думскроллеров в зависимом поведении. В интервью часто встречаются нормативные суждения о необходимости потребления новостей или их избегания. Кроме того, каждая группа представляет другую как более уязвимую для дезинформации: избегающие новостей ассоциируются с  неинформированностью, а  думскроллеры  — с  риском поверить в ложные сообщения. Объединяет обе рассматриваемых группы тревога относительно будущего. Различия в объеме потребления новостей при этом объясняются разными подходами к управлению тревогой и оценкой полезности информации. Таким образом, думскроллинг и избегание новостей можно рассматривать как две стороны одной медали, поскольку они противоположны по своей сути, но вызваны одной и той же ситуацией. Вместе с тем такие разные стили медиапотребления способствуют дальнейшей фрагментации общества, увеличивая разрыв в степени осведомленности о текущих событиях.

Об авторах

А. Д. Казун
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Казун Анастасия Дмитриевна — кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований, доцент факультета социальных наук

Москва



Д. В. Петрова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Петрова Дарья Вячеславовна — стажер-исследователь Лаборатории экономико-социологических исследований

Москва



Список литературы

1. Казун А. (2023) «Они все равно меня находят»: медиапотребление людей, избегающих новостей. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика, 48 (3): 3-25. EDN: NIPMIQ. https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.3.2023.325

2. Казун А. (2023). Есть ли выход из пузыря? Мотивы потребления идеологически чуждой информации думскроллерами. Полис. Политические исследования, (4): 168-181. https://doi.org/10.17976/jpps/2023.04.12.

3. Липпман У. (2004) Общественное мнение. М.: Институт Фонда «Общественное мнение».

4. Максименко А., Дейнека О., Мортикова И. (2022) Инфодемический думскроллинг и психологическое благополучие россиян. Общество: социология, психология, педагогика, (12): 129-136. EDN: BOBTPA. https://doi.org/10.24158/spp.2022.12.20

5. Стукал Д., Ахременко А., Петров А. (2022) Аффективная политическая поляризация и язык ненависти: созданы друг для друга? Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология, 24(3): 480-498. https://doi.org/10.22363/2313-1438-2022-24-3-480-498

6. AfifiW.A., Weiner J.L. (2004) Toward a Theory of Motivated Information Management. Communication Theory, 14(2): 167–190. https://doi.org/10.1111/j.1468-2885.2004.tb00310.x

7. Aharoni T., Kligler-VilenchikN., Tenenboim-Weinblatt K. (2021) “Be Less of a Slave to the News”: A Texto-Material Perspective on News Avoidance among Young Adults. Journalism Studies, 22(1): 42–59. https://doi.org/10.1080/1461670X.2020.1852885

8. Barlow D.H., Durand V.M., Hofmann S.G. (2019) Abnormal Psychology: An Integrative Approach (8th ed.). Boston, MA: Cengage Learning.

9. Benesch C. (2012) An Empirical Analysis of the Gender Gap in News Consumption. Journal of Media Economics, 25(3): 147–167. https://doi.org/10.1080/08997764.2012.700976

10. Boukes M., Vliegenthart R. (2017) News Consumption and Its Unpleasant Side Effect: Studying the Effect of Hard and Soft News Exposure on Mental Well-Being Over Time. Journal of Media Psychology: Theories, Methods, and Applications, 29 (3): 137–147. https://doi.org/10.1027/1864-1105/a000224

11. Buchanan K., Aknin L.B., Lotun S., Sandstrom G.M. (2021) Brief exposure to social media during the COVID-19 pandemic: Doom-scrolling has negative emotional consequences, but kindness-scrolling does not. PLoS ONE, 16(10): e0257728. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0257728

12. Chaffee S.H., Metzger M. J. (2001) The End of Mass Communication? Mass Communication and Society, 4(4): 365–379. https://doi.org/10.1207/S15327825MCS0404_3

13. Cho J., Ahmed S., Hilbert M., Liu B., Luu J. (2020) Do Search Algorithms Endanger Democracy? An Experimental Investigation of Algorithm Effects on Political Polarization. Journal of Broadcasting & Electronic Media, 64(2): 150–172. https://doi.org/10.1080/08838151.2020.1757365

14. Clayton S. (2020) Climate anxiety: Psychologicalresponsesto climate change. Journal of Anxiety Disorders, 74: 102263. https://doi.org/10.1016/j.janxdis.2020.102263

15. Damstra A., Vliegenthart R., Boomgaarden H., Glüer K., Lindgren E., Strömbäck J., Tsfati Y. (2023) Knowledge and the News: An Investigation of the Relation Between News Use, News Avoidance, and the Presence of (Mis)beliefs. International Journal of Press/Politics, 28(1): 29–48. https://doi.org/10.1177/19401612211031457

16. Edgerly S. (2022) The head and heart of news avoidance: How attitudes aboutthe news media relate to levels of news consumption. Journalism, 23(9): 1828–1845. https://doi.org/10.1177/14648849211012922

17. Enders A.M., Armaly M.T. (2019) The Differential Effects of Actual and Perceived Polarization. Political Behavior, 41: 815–839. https://doi.org/10.1007/s11109-018-9476-2

18. Eveland W. P., Scheufele D.A. (2000) Connecting News Media Use with Gaps in Knowledge and Participation. Political Communication, 17(3): 215–237. https://doi.org/10.1080/105846000414250

19. Flaxman S., Goel S., Rao J.M. (2016) Filter Bubbles, Echo Chambers, and Online News Consumption. Public Opinion Quarterly, 80(s1): 298–320. https://doi.org/10.1093/poq/nfw006

20. Fletcher R., Nielsen R.K. (2018) Are people incidentally exposed to news on social media? A comparative analysis. New Media & Society, 20(7): 2450–2468. https://doi.org/10.1177/1461444817724170

21. Gil de Zúñiga, H., & Cheng, Z. (2021). Origin and evolution of the News Finds Me perception: Review of theory and effects. Profesional De La información, 30(3). https://doi.org/10.3145/epi.2021.may.21

22. Hayes D., Lawless J. L. (2018) The Decline of Local News and Its Effects: New Evidence from Longitudinal Data. The Journal of Politics, 80(1): 332–336. https://doi.org/10.1086/694105

23. Heiberger R., Majó-Vázquez S., Castro Herrero L., Nielsen R.K., Esser F. (2022) Do Not Blame the Media! The Role of Politicians and Parties in Fragmenting Online Political Debate. The International Journal of Press/Politics, 27(4): 910–941. https://doi.org/10.1177/19401612211015122

24. Hilgartner S., Bosk C.L. (1988) The Rise and Fall of Social Problems: A Public Arenas Model. American Journal of Sociology, 94(1): 53–78. https://doi.org/10.1086/228951

25. Holman E.A., Garfin D.R., Silver R.C. (2014) Media’srole in broadcasting acute stress following the Boston Marathon bombings. Proceedings of the National Academy of Sciences, 111(1): 93–98. https://doi.org/10.1073/pnas.1316265110

26. Iyengar S., Hahn K. S. (2009) Red Media, Blue Media: Evidence ofIdeological Selectivity in Media Use. Journal of Communication, 59(1): 19–39. https://doi.org/10.1111/j.1460-2466.2008.01402.x

27. Iyengar S., Sood G., Lelkes Y. (2012) Affect, Not Ideology: A Social Identity Perspective on Polarization. Public Opinion Quarterly, 76(3): 405–431. https://doi.org/10.1093/poq/nfs038

28. Katz E. (1996) And Deliver Us from Segmentation. The Annals of the American Academy of Political and Social Science, 546 (1): 22–33. http://dx.doi.org/10.4324/9780429347245-1

29. Koselioren M., Cakir C. (2024) Drowning in a Sea of News: The Role of Doomscrolling, News Overload, and News Failure in the Relationship Between News Search on Social Media and News Avoidance in Natural Disaster Situations. Communication Studies, 1–20. https://doi.org/10.1080/10510974.2024.2328880

30. Ksiazek T.B., Malthouse E.C., Webster J.G. (2010) News-seekers and Avoiders: Exploring Patterns of Total News Consumption Across Media and the Relationship to Civic Participation. Journal of Broadcasting & Electronic Media, 54(4): 551–568. https://doi.org/10.1080/08838151.2010.519808

31. Lachlan K.A., Spence P.R., Seeger M. (2009) Terrorist attacks and uncertainty reduction: Media use after September 11. Behavioral Sciences of Terrorism and Political Aggression, 1(2): 101–110. https://doi.org/10.1080/19434470902771683

32. Lind F., Boomgaarden H.G. (2019) What we do and don’t know: A meta-analysis of the knowledge gap hypothesis. Annals of the International Communication Association, 43(3): 210–224. https://doi.org/10.1080/23808985.2019.1614475

33. Magin M., Geiß S., Stark B., Jürgens P. (2022) Common Core in Danger? Personalized Information and the Fragmentation of the Public Agenda. TheInternational Journal of Press/Politics, 27(4): 887–909. https://doi.org/10.1177/19401612211026595

34. Mannell K., Meese J. (2022) From Doom-Scrolling toNews Avoidance: LimitingNews as a Wellbeing Strategy During COVID Lockdown. Journalism Studies, 23(3): 302–319. https://doi.org/10.1080/1461670X.2021.2021105

35. McCombs M. (1977). Agenda setting function of mass media. Public Relations Review, 3(4): 89–95. https://doi.org/10.1016/S0363-8111(77)80008-8

36. McCombs M. (2014) Setting theAgenda: MassMedia andPublicOpinion. JohnWiley & Sons.

37. McLaughlin B., Gotlieb M.R., Mills D. J. (2022) Caughtin a Dangerous World: Problematic News Consumption and Its Relationship to Mental and Physical Ill-Being. Health Communication, 38(12): 2687–2697. https://doi.org/10.1080/10410236.2022.2106086

38. Mutz D.C. (2001) Facilitating Communication across Lines of Political Difference: The Role of Mass Media. American Political Science Review, 95(1): 97–114. https://doi.org/10.1017/S0003055401000223

39. Nisbet E.C., Cooper K.E., Garrett R.K. (2015) The Partisan Brain: How Dissonant Science Messages Lead Conservatives and Liberals to (Dis)Trust Science. The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science, 658(1): 36–66. https://doi.org/10.1177/0002716214555474

40. Prior M. (2007) Post-Broadcast Democracy: How Media Choice Increases Inequality in Political Involvement and Polarizes Elections (Illustrated edition). Cambridge University Press.

41. Reid S.A. (2012) A Self-Categorization Explanation for the Hostile Media Effect. Journal of Communication, 62(3): 381–399. https://doi.org/10.1111/j.1460-2466.2012.01647.x

42. Schneiders P. (2023) Newsfrom theUser’s Perspective: WithNaivety to Validity. Digital Journalism, 1–22. https://doi.org/10.1080/21670811.2023.2182804

43. Silver R.C., Holman E.A., Andersen J.P., Poulin M., McIntosh D.N., Gil-Rivas V. (2013) Mental- and Physical-Health Effects of Acute Exposure to Media Images of the September 11, 2001, Attacks and the Iraq War. Psychological Science, 24(9): 1623–1634. https://doi.org/10.1177/0956797612460406

44. Stroud N. (2008) Media Use and Political Predispositions: Revisiting the Concept of Selective Exposure. Political Behavior, 30(3): 341–366. https://doi.org/10.1007/s11109-007-9050-9

45. Tandoc E.C., Jr., & Kim, H.K. (2022). Avoiding real news, believing in fake news? Investigating pathways from information overload to misbelief. Journalism, 24(6): 1174-1192. https://doi.org/10.1177/14648849221090744

46. Toff B., Nielsen R.K. (2018) “I Just Google It”: Folk Theories of Distributed Discovery. Journal of Communication, 68(3): 636–657. https://doi.org/10.1093/joc/jqy009

47. Toff B., Palmer, R.A. (2019) Explaining the Gender Gap in News Avoidance: “NewsIs-for-Men” Perceptions and the Burdens of Caretaking. Journalism Studies, 20(11): 1563–1579. https://doi.org/10.1080/1461670X.2018.1528882

48. Van Aelst P., Strömbäck J., Aalberg T., Esser F., de Vreese C., Matthes J., Hopmann D., Salgado S., Hubé N., Stępińska A., Papathanassopoulos S., Berganza R., Legnante G., Reinemann C., Sheafer T., Stanyer J. (2017) Political communication in a high-choice media environment: A challenge for democracy? Annals oftheInternational Communication Association, 41 (1): 3–27. https://doi.org/10.1080/23808985.2017.1288551

49. van Dijk J., Hacker K. (2003) The Digital Divide as a Complex and Dynamic Phenomenon. The Information Society, 19(4): 315–326. https://doi.org/10.1080/01972240309487

50. Webster J.G., Ksiazek T.B. (2012) The Dynamics of Audience Fragmentation: Public Attention in an Age of Digital Media. Journal of Communication, 62(1): 39–56. https://doi.org/10.1111/j.1460-2466.2011.01616.x

51. Woodstock L. (2014) The news-democracy narrative and the unexpected benefits of limited news consumption: The case of news resisters. Journalism, 15(7): 834–849. https://doi.org/10.1177/1464884913504260

52. Ytre-Arne B., Moe H. (2021) Doomscrolling, Monitoring and Avoiding: News Use in COVID-19 Pandemic Lockdown. Journalism Studies, 22(13): 1739–1755. https://doi.org/10.1080/1461670X.2021.1952475

53. Zhou X., Roberto A. J., Lu A.H. (2023) Understanding Online Health Risk Information Seeking and Avoiding during the COVID-19 Pandemic. Health Communication, 38(3): 532–542. https://doi.org/10.1080/10410236.2021.1958981


Рецензия

Для цитирования:


Казун А.Д., Петрова Д.В. Понимаю, но не одобряю: Как люди, избегающие новостей, и думскроллеры воспринимают друг друга? Социология власти. 2024;36(2):78-96. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2024-2-78-96

For citation:


Kazun A.D., Petrova  D.V. May Understand, but Cannot Relate: How Do News Avoiders and Doomscrollers Perceive Each Other? Sociology of Power. 2024;36(2):78-96. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2074-0492-2024-2-78-96

Просмотров: 148


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-0492 (Print)
ISSN 2413-144X (Online)