Понимаю, но не одобряю: Как люди, избегающие новостей, и думскроллеры воспринимают друг друга?
https://doi.org/10.22394/2074-0492-2024-2-78-96
Аннотация
В статье рассматриваются через призму фрагментации медиасреды и общества два противоположных тренда медиапотребления — избегание новостей и думскроллинг. Под избеганием новостей понимается сознательное ограничение потребления экономического или общественнополитического контента с целью поддержания эмоционального благополучия. Думскроллинг, в свою очередь, определяется как болезненное и избыточное внимание к негативным новостям. Исследование основывается на 91 полуструктурированном интервью, проведенном с информантами, различными по полу и возрасту, для которых характерны рассматриваемые стили потребления информационного контента. Полевой этап исследования проходил в период с 20 ноября 2022 по 30 марта 2023 года. Люди, избегающие новостей, и думскроллеры успешно реконструируют логики друг друга, благодаря рефлексии над своим опытом и взаимодействию с социальным окружением. Однако обе группы критикуют противоположный стиль медиапотребления. Думскроллеры считают избегающих новостей пассивными и недостаточно информированными, в то время как избегающие новостей обвиняют думскроллеров в зависимом поведении. В интервью часто встречаются нормативные суждения о необходимости потребления новостей или их избегания. Кроме того, каждая группа представляет другую как более уязвимую для дезинформации: избегающие новостей ассоциируются с неинформированностью, а думскроллеры — с риском поверить в ложные сообщения. Объединяет обе рассматриваемых группы тревога относительно будущего. Различия в объеме потребления новостей при этом объясняются разными подходами к управлению тревогой и оценкой полезности информации. Таким образом, думскроллинг и избегание новостей можно рассматривать как две стороны одной медали, поскольку они противоположны по своей сути, но вызваны одной и той же ситуацией. Вместе с тем такие разные стили медиапотребления способствуют дальнейшей фрагментации общества, увеличивая разрыв в степени осведомленности о текущих событиях.
Об авторах
А. Д. КазунРоссия
Казун Анастасия Дмитриевна — кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований, доцент факультета социальных наук
Москва
Д. В. Петрова
Россия
Петрова Дарья Вячеславовна — стажер-исследователь Лаборатории экономико-социологических исследований
Москва
Список литературы
1. Казун А. (2023) «Они все равно меня находят»: медиапотребление людей, избегающих новостей. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика, 48 (3): 3-25. EDN: NIPMIQ. https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.3.2023.325
2. Казун А. (2023). Есть ли выход из пузыря? Мотивы потребления идеологически чуждой информации думскроллерами. Полис. Политические исследования, (4): 168-181. https://doi.org/10.17976/jpps/2023.04.12.
3. Липпман У. (2004) Общественное мнение. М.: Институт Фонда «Общественное мнение».
4. Максименко А., Дейнека О., Мортикова И. (2022) Инфодемический думскроллинг и психологическое благополучие россиян. Общество: социология, психология, педагогика, (12): 129-136. EDN: BOBTPA. https://doi.org/10.24158/spp.2022.12.20
5. Стукал Д., Ахременко А., Петров А. (2022) Аффективная политическая поляризация и язык ненависти: созданы друг для друга? Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология, 24(3): 480-498. https://doi.org/10.22363/2313-1438-2022-24-3-480-498
6. AfifiW.A., Weiner J.L. (2004) Toward a Theory of Motivated Information Management. Communication Theory, 14(2): 167–190. https://doi.org/10.1111/j.1468-2885.2004.tb00310.x
7. Aharoni T., Kligler-VilenchikN., Tenenboim-Weinblatt K. (2021) “Be Less of a Slave to the News”: A Texto-Material Perspective on News Avoidance among Young Adults. Journalism Studies, 22(1): 42–59. https://doi.org/10.1080/1461670X.2020.1852885
8. Barlow D.H., Durand V.M., Hofmann S.G. (2019) Abnormal Psychology: An Integrative Approach (8th ed.). Boston, MA: Cengage Learning.
9. Benesch C. (2012) An Empirical Analysis of the Gender Gap in News Consumption. Journal of Media Economics, 25(3): 147–167. https://doi.org/10.1080/08997764.2012.700976
10. Boukes M., Vliegenthart R. (2017) News Consumption and Its Unpleasant Side Effect: Studying the Effect of Hard and Soft News Exposure on Mental Well-Being Over Time. Journal of Media Psychology: Theories, Methods, and Applications, 29 (3): 137–147. https://doi.org/10.1027/1864-1105/a000224
11. Buchanan K., Aknin L.B., Lotun S., Sandstrom G.M. (2021) Brief exposure to social media during the COVID-19 pandemic: Doom-scrolling has negative emotional consequences, but kindness-scrolling does not. PLoS ONE, 16(10): e0257728. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0257728
12. Chaffee S.H., Metzger M. J. (2001) The End of Mass Communication? Mass Communication and Society, 4(4): 365–379. https://doi.org/10.1207/S15327825MCS0404_3
13. Cho J., Ahmed S., Hilbert M., Liu B., Luu J. (2020) Do Search Algorithms Endanger Democracy? An Experimental Investigation of Algorithm Effects on Political Polarization. Journal of Broadcasting & Electronic Media, 64(2): 150–172. https://doi.org/10.1080/08838151.2020.1757365
14. Clayton S. (2020) Climate anxiety: Psychologicalresponsesto climate change. Journal of Anxiety Disorders, 74: 102263. https://doi.org/10.1016/j.janxdis.2020.102263
15. Damstra A., Vliegenthart R., Boomgaarden H., Glüer K., Lindgren E., Strömbäck J., Tsfati Y. (2023) Knowledge and the News: An Investigation of the Relation Between News Use, News Avoidance, and the Presence of (Mis)beliefs. International Journal of Press/Politics, 28(1): 29–48. https://doi.org/10.1177/19401612211031457
16. Edgerly S. (2022) The head and heart of news avoidance: How attitudes aboutthe news media relate to levels of news consumption. Journalism, 23(9): 1828–1845. https://doi.org/10.1177/14648849211012922
17. Enders A.M., Armaly M.T. (2019) The Differential Effects of Actual and Perceived Polarization. Political Behavior, 41: 815–839. https://doi.org/10.1007/s11109-018-9476-2
18. Eveland W. P., Scheufele D.A. (2000) Connecting News Media Use with Gaps in Knowledge and Participation. Political Communication, 17(3): 215–237. https://doi.org/10.1080/105846000414250
19. Flaxman S., Goel S., Rao J.M. (2016) Filter Bubbles, Echo Chambers, and Online News Consumption. Public Opinion Quarterly, 80(s1): 298–320. https://doi.org/10.1093/poq/nfw006
20. Fletcher R., Nielsen R.K. (2018) Are people incidentally exposed to news on social media? A comparative analysis. New Media & Society, 20(7): 2450–2468. https://doi.org/10.1177/1461444817724170
21. Gil de Zúñiga, H., & Cheng, Z. (2021). Origin and evolution of the News Finds Me perception: Review of theory and effects. Profesional De La información, 30(3). https://doi.org/10.3145/epi.2021.may.21
22. Hayes D., Lawless J. L. (2018) The Decline of Local News and Its Effects: New Evidence from Longitudinal Data. The Journal of Politics, 80(1): 332–336. https://doi.org/10.1086/694105
23. Heiberger R., Majó-Vázquez S., Castro Herrero L., Nielsen R.K., Esser F. (2022) Do Not Blame the Media! The Role of Politicians and Parties in Fragmenting Online Political Debate. The International Journal of Press/Politics, 27(4): 910–941. https://doi.org/10.1177/19401612211015122
24. Hilgartner S., Bosk C.L. (1988) The Rise and Fall of Social Problems: A Public Arenas Model. American Journal of Sociology, 94(1): 53–78. https://doi.org/10.1086/228951
25. Holman E.A., Garfin D.R., Silver R.C. (2014) Media’srole in broadcasting acute stress following the Boston Marathon bombings. Proceedings of the National Academy of Sciences, 111(1): 93–98. https://doi.org/10.1073/pnas.1316265110
26. Iyengar S., Hahn K. S. (2009) Red Media, Blue Media: Evidence ofIdeological Selectivity in Media Use. Journal of Communication, 59(1): 19–39. https://doi.org/10.1111/j.1460-2466.2008.01402.x
27. Iyengar S., Sood G., Lelkes Y. (2012) Affect, Not Ideology: A Social Identity Perspective on Polarization. Public Opinion Quarterly, 76(3): 405–431. https://doi.org/10.1093/poq/nfs038
28. Katz E. (1996) And Deliver Us from Segmentation. The Annals of the American Academy of Political and Social Science, 546 (1): 22–33. http://dx.doi.org/10.4324/9780429347245-1
29. Koselioren M., Cakir C. (2024) Drowning in a Sea of News: The Role of Doomscrolling, News Overload, and News Failure in the Relationship Between News Search on Social Media and News Avoidance in Natural Disaster Situations. Communication Studies, 1–20. https://doi.org/10.1080/10510974.2024.2328880
30. Ksiazek T.B., Malthouse E.C., Webster J.G. (2010) News-seekers and Avoiders: Exploring Patterns of Total News Consumption Across Media and the Relationship to Civic Participation. Journal of Broadcasting & Electronic Media, 54(4): 551–568. https://doi.org/10.1080/08838151.2010.519808
31. Lachlan K.A., Spence P.R., Seeger M. (2009) Terrorist attacks and uncertainty reduction: Media use after September 11. Behavioral Sciences of Terrorism and Political Aggression, 1(2): 101–110. https://doi.org/10.1080/19434470902771683
32. Lind F., Boomgaarden H.G. (2019) What we do and don’t know: A meta-analysis of the knowledge gap hypothesis. Annals of the International Communication Association, 43(3): 210–224. https://doi.org/10.1080/23808985.2019.1614475
33. Magin M., Geiß S., Stark B., Jürgens P. (2022) Common Core in Danger? Personalized Information and the Fragmentation of the Public Agenda. TheInternational Journal of Press/Politics, 27(4): 887–909. https://doi.org/10.1177/19401612211026595
34. Mannell K., Meese J. (2022) From Doom-Scrolling toNews Avoidance: LimitingNews as a Wellbeing Strategy During COVID Lockdown. Journalism Studies, 23(3): 302–319. https://doi.org/10.1080/1461670X.2021.2021105
35. McCombs M. (1977). Agenda setting function of mass media. Public Relations Review, 3(4): 89–95. https://doi.org/10.1016/S0363-8111(77)80008-8
36. McCombs M. (2014) Setting theAgenda: MassMedia andPublicOpinion. JohnWiley & Sons.
37. McLaughlin B., Gotlieb M.R., Mills D. J. (2022) Caughtin a Dangerous World: Problematic News Consumption and Its Relationship to Mental and Physical Ill-Being. Health Communication, 38(12): 2687–2697. https://doi.org/10.1080/10410236.2022.2106086
38. Mutz D.C. (2001) Facilitating Communication across Lines of Political Difference: The Role of Mass Media. American Political Science Review, 95(1): 97–114. https://doi.org/10.1017/S0003055401000223
39. Nisbet E.C., Cooper K.E., Garrett R.K. (2015) The Partisan Brain: How Dissonant Science Messages Lead Conservatives and Liberals to (Dis)Trust Science. The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science, 658(1): 36–66. https://doi.org/10.1177/0002716214555474
40. Prior M. (2007) Post-Broadcast Democracy: How Media Choice Increases Inequality in Political Involvement and Polarizes Elections (Illustrated edition). Cambridge University Press.
41. Reid S.A. (2012) A Self-Categorization Explanation for the Hostile Media Effect. Journal of Communication, 62(3): 381–399. https://doi.org/10.1111/j.1460-2466.2012.01647.x
42. Schneiders P. (2023) Newsfrom theUser’s Perspective: WithNaivety to Validity. Digital Journalism, 1–22. https://doi.org/10.1080/21670811.2023.2182804
43. Silver R.C., Holman E.A., Andersen J.P., Poulin M., McIntosh D.N., Gil-Rivas V. (2013) Mental- and Physical-Health Effects of Acute Exposure to Media Images of the September 11, 2001, Attacks and the Iraq War. Psychological Science, 24(9): 1623–1634. https://doi.org/10.1177/0956797612460406
44. Stroud N. (2008) Media Use and Political Predispositions: Revisiting the Concept of Selective Exposure. Political Behavior, 30(3): 341–366. https://doi.org/10.1007/s11109-007-9050-9
45. Tandoc E.C., Jr., & Kim, H.K. (2022). Avoiding real news, believing in fake news? Investigating pathways from information overload to misbelief. Journalism, 24(6): 1174-1192. https://doi.org/10.1177/14648849221090744
46. Toff B., Nielsen R.K. (2018) “I Just Google It”: Folk Theories of Distributed Discovery. Journal of Communication, 68(3): 636–657. https://doi.org/10.1093/joc/jqy009
47. Toff B., Palmer, R.A. (2019) Explaining the Gender Gap in News Avoidance: “NewsIs-for-Men” Perceptions and the Burdens of Caretaking. Journalism Studies, 20(11): 1563–1579. https://doi.org/10.1080/1461670X.2018.1528882
48. Van Aelst P., Strömbäck J., Aalberg T., Esser F., de Vreese C., Matthes J., Hopmann D., Salgado S., Hubé N., Stępińska A., Papathanassopoulos S., Berganza R., Legnante G., Reinemann C., Sheafer T., Stanyer J. (2017) Political communication in a high-choice media environment: A challenge for democracy? Annals oftheInternational Communication Association, 41 (1): 3–27. https://doi.org/10.1080/23808985.2017.1288551
49. van Dijk J., Hacker K. (2003) The Digital Divide as a Complex and Dynamic Phenomenon. The Information Society, 19(4): 315–326. https://doi.org/10.1080/01972240309487
50. Webster J.G., Ksiazek T.B. (2012) The Dynamics of Audience Fragmentation: Public Attention in an Age of Digital Media. Journal of Communication, 62(1): 39–56. https://doi.org/10.1111/j.1460-2466.2011.01616.x
51. Woodstock L. (2014) The news-democracy narrative and the unexpected benefits of limited news consumption: The case of news resisters. Journalism, 15(7): 834–849. https://doi.org/10.1177/1464884913504260
52. Ytre-Arne B., Moe H. (2021) Doomscrolling, Monitoring and Avoiding: News Use in COVID-19 Pandemic Lockdown. Journalism Studies, 22(13): 1739–1755. https://doi.org/10.1080/1461670X.2021.1952475
53. Zhou X., Roberto A. J., Lu A.H. (2023) Understanding Online Health Risk Information Seeking and Avoiding during the COVID-19 Pandemic. Health Communication, 38(3): 532–542. https://doi.org/10.1080/10410236.2021.1958981
Рецензия
Для цитирования:
Казун А.Д., Петрова Д.В. Понимаю, но не одобряю: Как люди, избегающие новостей, и думскроллеры воспринимают друг друга? Социология власти. 2024;36(2):78-96. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2024-2-78-96
For citation:
Kazun A.D., Petrova D.V. May Understand, but Cannot Relate: How Do News Avoiders and Doomscrollers Perceive Each Other? Sociology of Power. 2024;36(2):78-96. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2074-0492-2024-2-78-96