Образ Великого инквизитора в государстве и в революции. Политическая теология Ф.М. Достоевского и Н.А. Бердяева
https://doi.org/10.22394/2074-0492-2022-2-96-124
Аннотация
Политика и религия всегда очень тесно переплетались в произведениях Ф. М. Достоевского, но в его «Легенде о Великом инквизиторе» связь этих двух сфер человеческой жизни рассматривается на гораздо более глубоком фундаментальном уровне. Критикуя католичество и социализм, Достоевский нередко указывает на прямую историческую преемственность между религиозными и политическими концепциями, но помимо такой линейной политической теологии в его философии можно увидеть и более сложное представление о сущности политической власти, которое исследователи Достоевского (например, Николай Бердяев) часто имеют в виду, но не формулируют напрямую, а теоретики политической теологии (например, Карл Шмитт) отмечают эксплицитно, но только вскользь. В этом отношении неизбежно встает вопрос о подробном и эксплицитном политико-теологическом прочтении «Легенды о Великом инквизиторе» Достоевского. Так как идеология инквизитора предполагает, что люди должны подчиниться ему по своей собственной воле, то три искушения, лежащие в основании его власти, можно воспринимать не только как некие порабощающие соблазны, но и как пункты нового общественного договора, в рамках которого суверен-инквизитор принимает на себя ответственность за посюстороннее спасение людей, отдавших ему свободу. В рамках подобной интерпретации соблазн Великого инквизитора можно увидеть во всяком земном авторитете, и отстаивание абсолютной свободы личности в собственном мировоззрении Достоевского, таким образом, неизбежно предполагает указание на порочность всякой посюсторонней власти, всякой институции, подавляющей свободу человека в обмен на земное благо. Николай Бердяев развивает эти политическо-теологические интуиции Достоевского уже на конкретном примере советского государства, которое, по его мнению, в наибольшей степени выражает дух Великого инквизитора. Бердяев указывает на центральное значение трех инквизиторских искушений в контексте «религии социализма» и отождествляет трагедию Великого инквизитора, угнетающего личность под видом ее освобождения, с крахом советского
просвещенчества.
Об авторе
Т. И. ХаритоновРоссия
Тимофей Ильич Харитонов, магистр экономических наук, магистрант, стажер-исследователь
Гуманитарный факультет; Международная лаборатория русско-европейского интеллектуального диалога
Москва
Список литературы
1. Бердяев Н. А. (1999) Великий инквизитор. В. В. Сапов (ред.) Новое религиозное сознание и общественность, М.: Канон: 57-90.
2. Бердяев Н. А. (2009) Духи русской революции. В. В. Сапов (ред.) Манифесты русского идеализма, М.: Астрель: 671-705.
3. Бердяев Н. А. (1998) Духовные основы русской революции, СПб.: РХГИ.
4. Бердяев Н. А. (1955) Истоки и смысл русского коммунизма, Париж: YMCA PRESS.
5. Галеев К. (2011) Теория гидравлического государства К. Виттфогеля и ее современная критика. Социологическое обозрение, 10 (3): 155-179.
6. Геллер М. Я. (1994) Машина и винтики: История формирования советского человека, М.: Издательство «МИК».
7. Достоевский Ф. М. (2019) Братья Карамазовы, СПб.: Азбука.
8. Достоевский Ф. М. (1996a) Собрание сочинений : в 15 томах. Том 15, СПб.: Наука.
9. Достоевский Ф. М. (1996b) Собрание сочинений : в 15 томах. Том 14, СПб.: Наука.
10. Достоевский Ф. М. (2019) Идиот, СПб.: Азбука.
11. Достоевский Ф. М. (1976) Полное собрание сочинений : в 30 томах. Том XV, М.: Наука.
12. Кудрявцева В. (2022) Образ Великого инквизитора Ф. М. Достоевского: Динамика интерпретаций. Zbornik Matice Srpske za Slavistiku, 101: 291-300.
13. Лаут Р. (1996) Философия Достоевского в систематическом изложении / Пер. с нем. И. С. Андреевой. М.: Республика.
14. Розанов В. В. (1996) Собрание сочинений. Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского. Лит. очерки. О писательстве и писателях. А. Н. Николюкина (ред.). М.: Республика, 1996.
15. Скалнан Д. (2006) Достоевский как мыслитель / Пер. с англ. Д. Васильева и Н. Киреевой. СПб.: Академический проект.
16. Слотердайк П. (2009) Критика цинического разума / Пер. с нем. А. Перцева; испр. изд-е. Екатеринбург: У-Фактория; М.: ACT.
17. Соловьев В. С. (1988) Три речи в память Достоевского. Сочинения : в двух томах. Т. 2, М.: Мысль: 290-323.
18. Тульчинский Г. Л. (2021) Достоевский: антиутопии ХХ века и предупреждение о настоящем. Философия. Журнал Высшей школы экономики, 5 (3): 56-72.
19. Филиппов А. Ф. (2011) Политический трепет и теодицея Левиафана. Социологическое обозрение, 10 (3): 180-186.
20. Шмитт К. (2000) Римский католицизм и политическая форма. А. Ф. Филиппов (ред.) Политическая теология. Сборник, М.: Канон-Пресс-Ц: 99-154.
21. Шмитт К. (2020) Диктатура, М.: РИПОЛ классик.
22. Шмитт К. (2006) Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса / Пер. с нем. Д. В. Кузницына. СПб.: Владимир Даль.
23. Alulis J. (2009) Dostoevsky and the Metaphysical Foundation of the Liberal Regime. Perspectives on Political Science, 38 (4): 206-216.
24. Barder A. D. (2009) Lessons from the Grand Inquisitor: Carl Schmitt and the Providential Enemy. Theory & Event, 12 (3).
25. Beauchamp G. (2007) «The Legend of the Grand Inquisitor»: The Utopian as Sadist, Michigan: Published humanities, XX (1,2): 125-151.
26. Collison L. (2020) Carl Schmitt’s Dictator and Katechon, Political Theology, SEP-FEP: The Society for European Philosophy and the Forum for European Philosophy, 2-10.
27. Džalto D. (2017). Orthodox Political Theology: An Anarchist Perspective. K. Stoeckl, I. Gabriel & A. Papanikolaou (ed.), Political Theologies in Orthodox Christianity: Common Challenges and Divergent Positions, London: Bloomsbury T&T Clark: 111-134.
28. Fink H. (2004) Dostoevsky, Rousseau, and the natural goodness of man. Canadian-American Slavic Studies, 38(3): 273-287.
29. Geréby G. (2021) The theology of Carl Schmitt. Politeja, 72: 21-49.
30. Howe I. (1955) Dostoevsky: The Politics of Salvation. The Kenyon Review, 17(1): 42-68.
31. Lees S. H. (1994) Irrigation and society. Journal of Archaeological Research, 2 (4): 361-378.
32. Mairs T. E. (1979) Rousseau and Dostoevsky: The hidden polemic. Ulbandus Review, 2 (1): 146-159.
33. Massimo C. (2018) The Withholding Power: An Essay on Political Theology, London: Bloomsbury.
34. Palaver W. (1995) Hobbes and the Katechon: the secularization of the sacrificial Christianity. Contagion: Journal of Violence, Mimesis, and Culture, 2: 57-74.
35. Riemer N. (1957) Some Reflections on the Grand Inquisitor and Modern Democratic Theory. Ethics, 67 (4): 249-256.
36. Schmitt C. (1991) Glossarium: Aufzeichnungen der Jahre 1947–1951. Ed. E. Freiherr von Medem. Berlin: Duncker & Humblot.
37. Walsh D. (2013) Dostoevsky’s discovery of the Christian foundation of politics / R. Avramenko; L. Trepanier (ed.) Dostoevsky’s political thought, Plymouth: Lexington Books: 9-31.
38. Wittfogel K. A. (1957) Oriental despotism: a comparative study of total power. New Haven. London: Yale University Press.
Рецензия
Для цитирования:
Харитонов Т.И. Образ Великого инквизитора в государстве и в революции. Политическая теология Ф.М. Достоевского и Н.А. Бердяева. Социология власти. 2022;34(2):96-124. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2022-2-96-124
For citation:
Kharitonov T.I. The Image of the Grand Inquisitor in State and in Revolution. The Political Theology of Dostoevsky and Berdyaev. Sociology of Power. 2022;34(2):96-124. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2074-0492-2022-2-96-124