Апофатический и катафатический пути советской политической теологии
https://doi.org/10.22394/2074-0492-2022-2-44-71
Аннотация
Разработанный К. Шмиттом дискурс политической теологии позволяет опознать в марксизме светскую религию. Марксизм нацелен на достижение «земного рая». В советском проекте, опирающемся на «диктатуру миросозерцания» (Н. А. Бердяев), формируется собственная политическая теология, включающая апофатический и катафатический элементы. Апофатическое содержание связано с тотализацией отрицания идеалов, законов и порядка старого мира. Т. Гоббс усматривает в государстве Левиафана — могущественного смертного бога, которого Бог в любой момент способен изловить и приручить. Принимая сторону Бегемота в борьбе с Левиафаном, революционные силы сосредоточены на отрицательной онтологической связи, возникающей во время крушения государства между Левиафаном и Богом, место которого в революционном сознании занимают законы истории. Апофатическая теология советского проекта выстраивается в логике повышенного внимания к революционным потрясениям, наказывающим Левиафана за недостойное поведение. Как следствие, советский революционный проект носит деконструирующий и деструктивный характер. Революционные силы, олицетворяя праведный гнев, радикализируют борьбу с обнаруженным «социальным злом», вступая в область эскалации насилия. Необходимым условием построения «нового мира» является последовательное разрушение старого «до основания». Однако в момент обретения власти революционные силы оставляют апофатический и вступают на катафатический путь. Основным догматом для социального конструирования становится положение о коммунизме как неизбежном будущем человеческой истории. Слепая вера в неизбежность коммунизма плохо приспособлена видеть то, что Бог (или законы истории) попускает Левиафану. Борьба с дегуманизирующей сущностью капитализма исподволь способствует построению не менее дегуманизирующего общества (Н. А. Бердяев) — идеологического, бюрократического, планово-распределительного тотального государства. Разгул коммунальных сил (А. А. Зиновьев) создает новые иерархии и новое социальное разделение. Идеология принимает застывшие «гипернормальные» формы, не соответствующие реальности. В конце концов, рассогласование социального и идеологического проектов в ходе «перформативного сдвига» (А. В. Юрчак) влечет крах СССР, иллюстрирующий новое откровение божественного усмирения Левиафана.
Ключевые слова
Об авторе
Д. В. ПоповРоссия
Дмитрий Владимирович Попов, кандидат философских наук, доцент,
начальник кафедры
кафедра философии и политологии
Омск
Научные интересы: философская антропология, биополитика, футурология, политическая теология
Список литературы
1. Автономова Н. С. (2011) Философский язык Жака Деррида, М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН).
2. Агамбен Дж. (2021) Творение и анархия. Произведение в эпоху капиталистической религии, М.: Гилея.
3. Aгaмбен Дж. (2019) Царство и Слава. К теологической генеалогии экономики и управления, М.: Институт Гайдара; СПб.: Факультет свободных искусств и наук СПбГУ.
4. Бакунин М. (1919) Избранные сочинения. Т. II. Кнуто-германская империя и социальная революция, М.: Книгоиздательство «Голос труда».
5. Бакунин М. (1920) Избранные сочинения. Т. IV. Политика Интернационала. Письма к Французу. Парижская Коммуна, Петербург–М.: Книгоиздательство «Голос труда».
6. Бакунин М. (1921) Избранные сочинения. Т. V. «Альянс» и Интернационал. Интернационал и Мадзини, Петербург–М.: Книгоиздательство «Голос труда».
7. Бейтсон Г. (2000) Экология разума, М.: Смысл.
8. Бердяев Н. (1955) Истоки и смысл русского коммунизма, Париж: YMCA-PRESS.
9. Гребер Д. (2016) Утопия правил: о технологиях, глупости и тайном обаянии бюрократии, М.: Ад Маргинем Пресс.
10. Достоевский Ф. М. (2008) Собрание сочинений: Братья Карамазовы: Роман. Ч. 1, 2, М.: Мир книги, Литература.
11. Дюркгейм Э. (2018) Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии, М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС.
12. Зиновьев А. А. (1994) Коммунизм как реальность, М.: Центрполиграф.
13. Ильин И. А. (1996) Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1, М.: Русская книга.
14. Коначева С. А. (2022) «Бог без суверенитета» и «священная анархия» Царства: «слабая» теология как теополитический проект. Социологическое обозрение. Т. 21, № 2. С. 214-229.
15. Кордонский С. Г. (2007) Ресурсное государство: сборник статей, М.: REGNUM.
16. Ленин В. И. (1973) Полное собрание сочинений : в 55 т. Т. 23. Март-сентябрь 1913 г., М.: Государственное изд-во политической литературы.
17. Лосский В. Н. (2012) Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Пер. с фр. Мон. Магдалины (В. А. Рещиковой). — 2-е изд., испр. и перераб., Сергиев Посад: СТСЛ.
18. Мерридейл К. (2019) Каменная ночь. Смерть и память в России XX века, М.: ООО «Издательство АСТ».
19. Московичи С. (1998) Век толп. Исторический трактат по психологии масс, М.: Центр психологии и психотерапии.
20. Новгородцев П. И. (1991) Об общественном идеале, М.: Пресса.
21. Рансьер Ж. (2006) На краю политического, М.: Праксис.
22. Соловей В. Д. (2016) Революtion! Основы революционной борьбы в современную эпоху, М.: Эксмо.
23. Фёгелин Э. (2021). Новая наука политики, СПб.: Владимир Даль.
24. Филиппов А. (2015) Ханна Арендт и Карл Шмитт: два понятия политического. Современное значение идей Ханны Арендт. Материалы международной конференции. Калининград: Издательство Балтийского федерального университета им. И. Канта. С. 52-65.
25. Честнов И. Л. (2012) Постклассическая теория права. Монография, СПб.: Издательский дом «Алеф-Пресс».
26. Шмитт К. (2000) Политическая теология, М.: КАНОН-пресс-Ц.
27. Шмитт К. (2005) Диктатура. От истоков современной идеи суверенитета до пролетарской классовой борьбы, СПб.: Наука.
28. Шмитт К. (2006) Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса, СПб.: Владимир Даль.
29. Шмитт К. (2007) Теория партизана, М.: Праксис.
30. Шмитт К. (2008) Номос Земли в праве народов jus publicum europaeum, СПб.: Владимир Даль.
31. Шмитт К. (2016) Понятие политического, СПб.: Наука.
32. Юнгер Э. (2000) Рабочий. Господство и гештальт; Тотальная мобилизация; О боли, СПб.: Наука.
33. Юрчак А. (2014) Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение, М.: Новое литературное обозрение.
34. Юрчак А. (2020) И тело его живет. Какие тайны скрывает мавзолей Ленина (https://lenta.ru/articles/2020/04/22/lenin150/).
35. Яркеев А. В. (2022) К вопросу о возможности политической теологии: Карл Шмитт полемизирует с Эриком Петерсоном. Социологическое обозрение. Т. 21, № 2. С. 189-213.
36. Agamben G. (2015) Stasis. Civil War as a Political Paradigm (Homo Sacer II, 2), Stanford, California: Stanford University Press.
37. Caputo J. D. (2006) The Weakness of God: A Theology of the Event, Bloomington: Indiana University Press.
38. Caputo J. D. (2019) Cross and Cosmos: A Theology of Difficult Glory, Bloomington: Indiana University Press.
39. Gentile E. (2001) Politics as Religion, Princeton and Oxford: Princeton University Press.
Рецензия
Для цитирования:
Попов Д.В. Апофатический и катафатический пути советской политической теологии. Социология власти. 2022;34(2):44-71. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2022-2-44-71
For citation:
Popov D.V. Apophatic and Cataphatic Ways of Soviet Political Theology. Sociology of Power. 2022;34(2):44-71. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2074-0492-2022-2-44-71