Как смотреть на «город мирного атома» из социальной сети? Или в поисках утраченной современности
EDN: YMCUQH
Аннотация
В содержательном плане эта статья, сочетающая в себе визуальное исследование и цифровую этнографию зрения, посвящена локальным способам смотрения, которые практикуют участники сообщества «Ретро Обнинск», когда рассматривают старые фотографии «города мирного атома». В плане эпистемологическом она фиксирует цифровые сдвиги в работе социального исследователя, использующего качественные подходы: необходимость совместной распределенной работы, накопление и обработку укрупненных данных, насыщение данными качественного исследования, повышение чувствительности к аналитическому использованию зума и масштабирования, интерес к наблюдаемым сгущениям и паттернам и т. д. Текст состоит из трех частей. В первой описывается проектно-экспериментальный дизайн учебного качественного исследования, в ходе которого собраны данные для изучения совместного дискурсивного, визуального и технологического производства цифровых ретро-оптик для Обнинска. Подчеркивается значение инфраструктуры для организации распределенного цифрового исследования и проблематизируется качественная работа с паттернами. Во второй части в логике zooming out Ретро Обнинск рассматривается и характеризуется как открытое гиперспектакулярное сообщество на фоне других ретро-городов, существующих на платформе ВКонтакте. В третьей части в логике zooming in выявляются и аналитически описываются оптические паттерны Ретро Обнинска: приведение нижней границы «ретро» в хронологическое соответствие с концом советского периода и поиск ее видимых индикаторов; герметичность обнинского ретро-взгляда и ориентация на аутентичность, уводящая от выявления родовых сходств в архитектуре советских ядерных городов; детализирующее рассматривание, защищающее от погружения в локальную ядерную историю; технологическое присвоение «ретро» и его адаптация к современным визуальным стандартам; очарованность панорамами-перспективами и тоска по (ядерной) современности, воплощенной в урбанистической форме.
Ключевые слова
Об авторе
Галина А. ОрловаРоссия
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии
Список литературы
1. Абрамов Р. (2011) "Советский чердак" российской блогосферы: анализ ностальгических виртуальных сообществ. ИНТЕР, 1 (6): 88-102.
2. Витгенштейн Л. (2011) Философские исследования, М.: ACT.
3. ВНИПИЭТ: годы свершений (2007). авт.-сост. Карл Рендель, СПб.
4. Касаткина А. (2017) ВКонтакте» с историей: историческая культура соучастия в группе «Ретро Обнинск». Электронный научно-образовательный журнал История, (7).
5. Касаткина А. (2016) На пути к открытым качественным данным. Электронный научно-образовательный журнал История, (7).
6. Касаткина А. (2017) Культурное наследие, интернет множество и перспективы DH. Топос, (1-2): 280-293.
7. Моретти Ф. (2016) Дальнее чтение, пер. с англ. А. Вдовина, О. Собчука, А. Шели, М.: Изд-во Института Гайдара.
8. Орлова Г. (2016) Собирая проект. Шаги/Step, 3(1): 154-166.
9. Орлова Г. (2016а) Со-авторизация, но не соавторство: приключения транскрипта в цифровую эпоху. Шаги/Steps, 3(1): 200-223.
10. Орлова Г. (20166) Визуализировать медиа: Лев Манович между переводом и вторичным картированием. Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований, 1 (3): 45-63.
11. Орлова Г. (2016в) Е-Оксюморон: дигитальное как качественное. Электронный научно-образовательный журнал История, (7): 137-164.
12. Орлова Г. (2017) Курирование как предчувствие: о цифровой интерпелляции гуманитария. Topos, (1-2): 93-111.
13. Орлова Г. (2018). Время зуммировать: цифровое чтение в поисках масштаба. Новое литературное обозрение, (2).
14. Попова К. (2017) Исследования визуального в этнометодологии. Социологическое обозрение, 16 (3): 212-232.
15. Bаrаn К., Stock W. (2015) Facebook has been smacked down. The Russian special way of SNSs: Vkontakte as a case study. Proceedings of the 2nd European Conference on Social Media (ECSM 2015), 9(10).
16. Bennett T. (2013) The birth of the museum: History, theory, politics. Routledge.
17. Boyer M. (1996) The city of collective memory: its historical imagery and architectural entertainments, MIT Press.
18. Brown D. (2002) Going Digital and Staying Qualitative: Some Alternative Strategies for Digitizing the Qualitative Research Process. Forum Qualitative Sozialforschung / Forum: Qualitative Social Research. 3 (2). (http://nbn-resolving.de/urn:nbn:de:0114-fqs0202122).
19. Burdick A., Drucker J. et al. (2012) Digital Humanities, MIT Press.
20. Cohen D., Scheinfeldt J. (2013) Hacking the academy: New approaches to scholarship and teaching from digital humanities, University of Michigan Press.
21. Crary J. (1992) Techniques of the observer: On vision and modernity in the XIX century, MIT Press.
22. Elkins J. (2007) How to use your eyes. Routledge.
23. Goodwin Ch. (1994) Professional vision. American anthropologist, 96 (3): 606-633. Hampton K., Wellman B. (2003) Neighboring in Netville: How the Internet supports community and social capital in a wired suburb. City and Community, 2 (4): 277-311.
24. Kelty С. (2009) Collaboration, Coordination, and Composition: Fieldwork after the Internet. Faubion J.D., Marcus G.E. (eds). Fieldwork is not what it used to be: Learning anthropology's method in a time of transition? Cornell University Press: 184-206.
25. Kepes G. (1958) The new landscape in art and science, Paul Theobald and Co.
26. Manovich L. (2013) Software takes command, A&C Black.
27. McTavish L. (2006) Learning to see in New Brunswick, 1862-1929. Canadian historical review, 87 (3): 553-581.
28. Mirzoeff N. (1999) An Introduction to Visual Culture, Psychology Press.
29. Mitchell T. (2002) Showing seeing: a critique of visual culture. Journal of visual culture, 1 (2): 165-181.
30. Moyle М., Tonra J., Wallace V. (2011) Manuscript transcription by crowdsourcing: Transcribe Bentham. Liber Quarterly, 20 (3/4): 347-356.
31. Orlova G., Kasatkina A. (2017) Wide open qualitative data: the Obninsk digital project as an ethical dispositive. Russian Journal of Communication, 9 (3): 328-335.
32. Presner T. et al. (2009) The digital humanities manifesto 2.0. UCLA Mellon Seminar in Digital Humanities (http://www.humanitiesblast. com/manifesto/Manifesto_V. 2).
33. Samostienko E. (2017) Digital iconoclasm and the new challenges of cognitive ethics: the case of web project Fiber. Russian Journal of Communication, 9 (3): 268-277.
34. Tifentale A. (2017) Rules of the Photographers' Universe. Photoresearcher, 27 (4): 68-77.
35. Urry J. (2002) The Tourist Gaze, Sage.
36. White S., McAllister I. (2014) Did Russia (nearly) have a Facebook revolution in 2011?
Рецензия
Для цитирования:
Орлова Г.А. Как смотреть на «город мирного атома» из социальной сети? Или в поисках утраченной современности. Социология власти. 2018;30(3):93-126. EDN: YMCUQH
For citation:
Orlova G.A. How to look at “The City of the Peaceful Atom” from the Perspective of the Social Network? Or: In Search of Lost Modernity. Sociology of Power. 2018;30(3):93-126. (In Russ.) EDN: YMCUQH