Футбольная экипировка как предмет социокультурного анализа: перспективы и проблемы исследовательского поля
EDN: YLLMDR
Аннотация
Статья посвящена особенностям социокультурных исследований вестиментарной культуры спорта на примере футбольной экипировки. В первой части статьи обозначаются основные проблемы работы с этим предметным полем: маргинальный статус спорта как темы во многих академических дисциплинах; сохранность источников и архивов; устоявшиеся представления отдельных исследовательских дисциплин и академические традиции делать фокус на определенных темах; вопрос «видимости» некоторых тем в исследовательском поле и дискурсе фанатов и знатоков и т. д. Во второй части статьи предпринимается попытка описать особенности предметного поля вестиментарной культуры спорта как объекта исследования (наличие широкого круга потенциальных объектов исследования, не похожих друг на друга) и предложить комплексную методологию для работы с ним. Наконец, в третьей части статьи на избранном материале предлагается спектр новых методов анализа и новых способов видения феномена вестиментарной культуры спорта с выходом за границы отдельных дисциплин. Центральное место здесь занимают темы технологии и функциональности, эстетики, производства и потребления. Возможные подходы к работе с ними разбираются на примере футбольной обуви. Примеры, разобранные в этой статье, с нашей точки зрения наглядно подтверждают тезис о том, что изучение разных аспектов бытования спортивной экипировки может существенно расширить не только наши знания об истории спорта и его материальной культуры, но и других аспектов этого поля, включая социальные и политические.
Список литературы
1. Бесков К.И. (1994) Моя жизнь в футболе (http://bmsi.ru/doc/d81e035c-78e2-4840-a40dcf5d15816e02)
2. История тела (2016) Перемена взгляда: XX век. А. Корбен, Ж.-Ж. Куртина, Ж. Вигарелло (ред). Т. 3, М.: Новое литературное обозрение.
3. Давидович Б.Я. (1989) Рынок товаров для спорта и туризма: состояние, проблемы и перспективы. Государственная торговля: Обзорная информация. Вып. 2, М.: ЦНИИНТЭИ торговли: 1-48.
4. Кильдюшов О.В. (2015) Изображая нацию: футбол и национальная репрезентация. (К политической социологии спорта). Вопросы национализма, (22): 3-8.
5. Кильдюшов О.В. (2013) Спорт как дело философии: об эвристической ценности новой аналитической оптики. Логос, (5): 43-60.
6. Крейк Дж. (2007) Краткая история униформы (Форма напоказ: от традиционализма к вызову), М.: Новое литературное обозрение.
7. Кулиничева Е.А. (2016) Модное шоу для миллиардов. Олимпийская парадная униформа как национальный костюм и дизайнерское произведение. Теория моды: одежда, тело, культура, (42): 37-60.
8. Найт Ф. (2017) Продавец обуви. История компании Nike, рассказанная ее основателем, М.: Эксмо.
9. Постановление комитета по физической культуре и спорту при совете министров СССР (1974): О порядке обеспечения спортсменов, тренеров и спортивных судей табельным спортивным имуществом, специальной обувью и спортивным инвентарем личного пользования (и другие материалы), М.
10. Ромм М.Д. (1927) Футбол: Описание, правила, техника, тактика, тренировка и обучение, М.; Л.: Государственное изд-во.
11. Ромм М.Д. (1930) Что нужно знать новичку-футболисту, М.; Л.: Физкультура и спорт. Спортивная Цусима (1912) К Спорту!, (32): 2.
12. Суник А.Б. (2004) Российский спорт и олимпийское движение на рубеже XIX–XX веков, М.: Советский спорт.
13. Энциклопедический словарь по физической культуре (1928), М.-Л.: Государственное изд-во.
14. Яшин Л.И. (1976) Записки вратаря. (https://www.e-reading.club/chapter.php/68401/3/Yashin_Zapiski_vratarya.html)
15. Adidas Present 99 gram Adizero f50 Boot, Footyheadlines.com (2013). May 24. (L: https://www.footyheadlines.com/2013/05/adidas-present-99-gram-adizero-f50-boot.html)
16. Adieu Arsene. Guardian (2018). 21 April.
17. Biddle-Perry G. (2014) The Rise of “The World’s Largest Sport and Athletic Outfitter”: A Study of Gamage’s of Holborn, 1878–1913. Sport in History, 34 (2): 295-317.
18. Canavan T. (1986) Sneakers Game is most famous episode in Bears-Giants rivalry, Gainesville Sun, Jan 5
19. Coles J. (2016) Golden Kicks: The Shoes that Changed Sport, Bloomsbury Publishing.
20. Hardy S. (1990) “Adopted By All the Leading Clubs”: Sporting Goods and the Shaping of Leisure, 1800–1900. For fun and profit: The transformation of leisure into consumption, Temple University Press: 71-101.
21. Hardy S., Loy J., Booth D. (2009) The material culture of sport: Toward a typology. Journal of Sport History, 36 (1): 129-152.
22. Huggins M. (2008) The sporting gaze: towards a visual turn in sports history–documenting art and sport. Journal of Sport History, 35 (2): 311-329.
23. Kopytoff I. (1986) The cultural biography of things: commoditization as process. The social life of things: Commodities in cultural perspective, Cambridge University Press: 70-73.
24. Martin R.H. (2013) American Ingenuity: Sportswear, 1930s-1970s, N.Y.: Metropolitan Museum of Art.
25. O’Mahony M. (2013) Olympicvisions: Images of the gamesthrough history, London: Reaktion books.
26. Prown J.D. (1982) Mind in Matter: An Introduction to Material Culture Theory and Method. Winterthur Portfolio, 17 (1): 1-19.
27. Salazar L. (ed.) (2008) Fashion vs Sport, London: Victoria & Albert Museum.
28. Stride C., Williams J., Moor D., Catley N. (2015) From Sportswear to Leisurewear:
29. The Evolution of English Football League Shirt Design in the Replica Kit Era. Sport in History, 35 (1): 156-194.
30. Underwood J. (1969) No goody two-shoes, SportsIllustrated, March 10. (https://www.si.com/vault/issue/41179/1/1?cover_view=1
31. Vanderbilt T. (1998) The sneaker book: anatomy of an industry and an icon, Bazaar Books.
32. Williams J. (2015) Given the Boot: Reading the Ambiguities of British and Continental Football Boot Design. Sport in History, 35 (1): 81-107.
Рецензия
Для цитирования:
Кулиничева Е.А. Футбольная экипировка как предмет социокультурного анализа: перспективы и проблемы исследовательского поля. Социология власти. 2018;30(2):167-189. EDN: YLLMDR
For citation:
Kulinicheva E.A. Football Equipment as a Subject of Socio-Cultural Analysis: Possibilities and Problems of the Research Field. Sociology of Power. 2018;30(2):167-189. (In Russ.) EDN: YLLMDR