Ребенок в мире агентов и структур: об антиномиях исследований детства
https://doi.org/10.22394/2074-0492-2022-4-29-49
Аннотация
В статье анализируются концептуальные положения и разногласия среди теоретиков междисциплинарных исследований детства — области знания, возникшей на базе новой социологии детства. Это движение позиционировало себя как смену парадигмы осмысления детства, открывающей его как концептуально автономную область, где учитывается активная роль детей в конструировании собственных опытов и социальных отношений. Широкое принятие языка для разговора о детстве, предложенного в рамках новой парадигмы, привело к его жаргонизации, повсеместному распространению некритически повторяемых общих мест и снижению теоретических ставок. Чтобы противостоять этой тенденции, исследователи пытаются переосмыслить доминирующие в их научной области подходы. При этом внимательное рассмотрение теоретических постулатов и понятийного аппарата представителей исследований детства обнаруживает фундаментальное расхождение, которое не может быть сведено только к методологическим или стилистическим предпочтениям. В статье это расхождение рассматривается как антиномия между агентностью и структурностью, а также как абсолютизация субъективного или объективного полюсов познания. На примере программных текстов показано, чем агентный подход в контексте исследований детства отличается от структурного, а также какие эпистемологические и политические следствия есть у обеих позиций. Ставка на агентность и автономность детства оборачивается фетишизацией вечно ускользаемой аутентичности детского голоса; структурный подход к детству, в свою очередь, предстает тривиализирующим и догматическим. В конце статьи дана оценка попыткам выхода из описанного теоретического затруднения с помощью, с одной стороны, радикальной децентрализации детства, а с другой — более нюансированного описания взаимодействий детей и общественных структур.
Ключевые слова
Об авторе
А. С. СеребряковРоссия
Серебряков Артем Сергеевич — аспирант Центра практической философии «Стасис», выпускающий редактор журнала Stasis
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Адорно Т. (2010) Введение в социологию, М.: Праксис.
2. Арьес Ф. (1999) Ребенок и семейная жизнь при старом порядке, Екатеринбург: Изд-во Уральск. ун-та.
3. Бардина С. (2019) «Дети, идиоты и сумасшедшие»: Томас Гоббс и проблемы современной социологии детства. Социологиявласти, 31 (1): 14–29.
4. Демоз Л. (2000) Психоистория, Ростов-на-Дону: Феникс.
5. Дуденкова И. (2014) «Детский вопрос» в социологии: между нормативностью и автономией. Социология власти, (3): 47–59.
6. Козловская А., Козлова А. (2020) Детская агентность как предмет теоретической дискуссии и практическая проблема (антропологический комментарий). Антропологический форум, (45): 11–25.
7. Майорова-Щеглова, Колосова. (2018) Дети и детство как объекты социологических исследований. Социологические исследования, (3): 62–69.
8. Майорова-Щеглова С. (ред.) (2018) Детство XXI века: социогуманитарный тезаурус, М.: Изд-во РОС.
9. Никитина-ден Бестен О. (2009) «Детство» в социальных науках: новые смыслы и новые подходы. ИНТЕР: Интеракция. Интервью. Интерпретация, (5): 7–24.
10. Руссо Ж.-Ж. (1981) Эмиль, или о Воспитании. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения:В 2-хт.Т.1. М.:Педагогика.
11. Форум: В поисках детской субъектности. (2019) Антропологический форум, (42): 9–106.
12. Филипова А., Хуснутдинова М. (2022) А где же ребенок? Комплексные исследования детства, 4 (3): 203–209.
13. Фуко М. (1999) Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы, М.: Ad Marginem.
14. Шеллинг Ф. В. Й. (1987) Философские письма о догматизме и критицизме. Сочиненияв 2 т.: Т. 1. М.: Мысль.
15. Alanen L., Mayall B. (2001) Conceptualizing Child-Adult Relations, London, New York: Routledge.
16. Alanen L. (2017) Childhood Studies and the Challenge of Ontology. Childhood, 24 (2): 147–150.
17. Alderson P. (2016a) The Philosophy of Critical Realism and Childhood Studies. Global Studies of Childhood, 6 (2): 199–210.
18. Alderson P. (2016b) The Politics of Childhoods Real and Imagined: Practical Application of Critical Realism and Childhood Studies, London, New York: Routledge.
19. Andal A. G. (2021) The state of journals on children and childhood studies: Insights and challenges from a citation analysis. Childhood, 28 (3): 444–458.
20. Canosa A., Graham A. (2020) Tracing the contribution of childhood studies: Maintaining momentum while navigating tensions. Childhood, 27 (1): 25–47.
21. Corsaro W. A. (1992) Interpretive Reproduction in Children’s Peer Cultures. Social Psychology Quarterly, 55 (2): 160–177.
22. Corsaro W. A. (2015) The Sociology of Childhood. Fourth edition, London: SAGE.
23. Holmberg L. (2018) The future of childhood studies? Reconstructing childhood with ideological dilemmas and metaphorical expressions. Childhood, 25 (2): 158–172. James A. (2007) Giving Voice to Children’s Voices: Practices and Problems, Pitfalls and Potentials. American Anthropologist, 109 (2): 261–272.
24. James Al., James Ad. (2012) Key Concepts in Childhood Studies, London: SAGE.
25. Jenks C. (2005) Childhood. 2nd ed., New York: Routledge.
26. Kehily M. J. (2009) An Introduction to Childhood Studies. Second Edition, Maidenhead, UK: Open University Press.
27. Kennedy D. (2000) The Roots of Child Study: Philosophy, History, and Religion. Teachers College Record, 102, (3): 514–538.
28. Lancy D. (2012) Unmasking Children’s Agency, AnthropoChildren, 1 (2): 1–20.
29. Peters M. A., Johansson J. (2012) Historizing Subjectivity in Childhood Studies. Linguistic and Philosophical Investigations, (11): 42–61.
30. Prout A. (2004) The Future of Childhood. Towards the Interdisciplinary Study of Children. London, New York: Routledge.
31. Prout A., James A. (eds.) (1997) Constructing and Reconstructing Childhood: Contemporary Issues in the Sociological Study of Childhood, London: Farmer Press/Taylor & Francis.
32. Qvortrup J. (ed.) (1994) Childhood Matters, Aldershot: Avebury.
33. Qvortrup J., Brown Rosier K., Kinney D. A. (eds) (2009a) Structural, Historical, and Comparative Perspectives (Sociological Studies of Children and Youth, Vol. 12), Bingley: Emerald Group Publishing Limited.
34. Qvotrup J. (Ed.) (1987) The Sociology of Childhood. International Journal of Sociology, 17 (3).
35. Smith C., Greene S. (2014) Key thinkers in childhood studies, Bristol: Policy Press. Spirou S. (2018) Disclosing Childhoods. Research and Knowledge Production for a Critical Childhood Studies, London: Palgrave Macmillan.
36. Tisdall E. K. M., Punch S. (2012) Not So ‘New’? Looking Critically at Childhood Studies. Children’s Geographies, 10 (3): 249–264.
37. Valentine G. (2003) Boundary Crossings: Transitions from Childhood to Adulthood. Children’s Geographies,1 (1):37–52.
38. Woodhead M., Montgomery H. (eds) (2003) Understanding Childhood: An Interdisciplinary Approach, Chichester: Wiley/The Open University.
Рецензия
Для цитирования:
Серебряков А.С. Ребенок в мире агентов и структур: об антиномиях исследований детства. Социология власти. 2022;34(3-4):29-49. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2022-4-29-49
For citation:
Serebryakov A.S. A Child in a World of Agents and Structures: On the Antinomies of Childhood Studies. Sociology of Power. 2022;34(3-4):29-49. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2074-0492-2022-4-29-49