Preview

Социология власти

Расширенный поиск

Усмирение дикаря: теистические эволюционисты XIX века о детях и воспитании

EDN: ZDDCZF

Аннотация

В статье представлен анализ суждений теистических эволюционистов XIX века о детстве и воспитании в контексте истории эволюционной мысли. К теистическим эволюционистам относят мыслителей, понимавших эволюцию не только как естественный процесс, но и как проявление творческой активности Бога. Автор демонстрирует, что в своем понимании детства теистические эволюционисты фактически возвращаются к пуританской модели, в соответствии с которой детям от рождения свойственна испорченность, а функция воспитательного процесса состоит в том, чтобы вывести их из этого состояния и приобщить к морали и цивилизации. В отличие от пуритан к подобному выводу теистических эволюционистов, которые по большей части отрицали учение о первородном грехе, подтолкнул не религиозный, а научный фактор. Ключевую роль в понимании детства у теистических эволюционистов, как и у других представителей эволюционистского лагеря, сыграла теория рекапитуляции. Согласно этой теории, в процессе индивидуального развития организм повторяет эволюционную историю своих предков. Отсюда эволюционисты заключали, что ребенок в первые годы жизни находится на стадии дикости и варварства, через которую прошло все человечество. Как показывает автор, первым, кто еще в додарвиновскую эпоху взглянул на проблему воспитания детей в свете теории рекапитуляции, был теистический эволюционист Роберт Чемберс. В работах позднейших теистических эволюционистов не раз встречается утверждение, что дети - маленькие дикари, чьи животные инстинкты подлежат усмирению и контролю. Как показано в статье, подобные взгляды органично вписываются в более широкую традицию понимания детства, сложившуюся в рамках западной цивилизации Нового времени.

Об авторах

Александр В. Храмов
ОЦАД
Россия

Кандидат биологических наук, старший 
научный сотрудник



Alexander V. Khramov
SS Cyril and Methodius School
Россия

PhD in biology, postdoctoral researcher



Список литературы

1. Дарвин Ч. (1953) Выражение эмоций у животных и человека. Сочинения. Т. 5, М.: Изд-во АН СССР.

2. Ломброзо Ч. (2005) Преступный человек, СПб.: Мидгард.

3. Храмов А. (2014) Как пчела превратилась в волка: дети-дикари и антропология модерна. Неприкосновенный запас, (6): 243-264.

4. Храмов А. (2015) Теистическая эволюция и дарвинизм: от войны к миру. Государство, религия, церковь в России и за рубежом, (4): 84-109.

5. Фрейд З. (1991) Очерки по психологии сексуальности. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Кн. 2, Тбилиси: Мерани.

6. Adams M. (1893) The continuous creation: an application of the evolutionary

7. philosophy to the Christian religion, New York, Boston: Houghton, Mifflin and Co.

8. Beecher H.W. (1885) Evolution and religion. Part I, London: James Clarke and Co.

9. Carpenter W.B. (1889) Nature and Man: Essays Scientific and Philosophical, New York: D. Appleton and Co.

10. Chambers R. (1844) Vestiges of the natural history of creation, London: John Churchill. Chambers R. (1835) To a little boy. Blackwood's Edinburgh Magazine, (38): 70

11. Cope E.D. (1887) The origin of the fittest, New York: P. Appleton and Co.

12. Hall G.S. (1904) Adolescence its psychology and its relations to physiology, anthropology, sociology sex, crime, religion and education. Vol. I, New York: D. Appleton and Co.

13. Henslow G. (1873) The theory of evolution of living things and the application of the principles of evolution to religion, London: Macmillan and Co.

14. Humes W. (1983) Evolution and Educational Theory in the Nineteenth Century. D. Oldroyd, I. Langham (eds) The Wider Domain of Evolutionary Thought, Dordrecht: D. Reidel Publishing Company: 27-56.

15. Illick J.E. (1974) Child-Rearingi n Seventeenth-Century England and America. L. DeMause (ed.) The History of Childhood, New York: Psychohistory Press: 303-350

16. Kearney A. (1986) Savage and Barbaric Themes in Victorian Children's Writing. Children's Literature in Education, (17): 233-240.

17. Maudsley H. (1880) The Pathology of Mind, New York: D. Appleton and Co.

18. Moore J. R. (1979) The Post-Darwinian Controversies: A Study of the Protestant Struggle to Come to Terms with Darwin in Great Britain and America, 1870-1900, New York and London: Cambridge University Press.

19. More H. (1841) Strictures on the modern system of female education. The Works of Hannah More, Vol. I, New York: Harper & Brothers.

20. Savage M.J. (1897) The religion of evolution, Boston: G.H. Ellis.

21. Schwartz J.S. (1990) Darwin, Wallace, and Huxley, and "Vestiges of the Natural History of Creation". Journal of the History of Biology, (23): 127-153.

22. Secord J.A. (2000) Victorian Sensation: The Extraordinary Publication, Reception, and Secret Authorship of Vestiges of the Natural History of Creation, Chicago: University of Chicago Press.

23. Spencer H. (1896) Education: intellectual, moral, and physical, New York: D. Appleton and Co.

24. Starley J. (2007) Of Beasts and Boys: Kingsley, Spencer, and the Theory of Recapitulation. Victorian Studies, (49): 583-609.

25. Stewart-Robertson J.C. (1981) The Well-Principled Savage, Or the Child of the Scottish Enlightenment. Journal of the History of Ideas, (42): 503-525.

26. Stone L. (1977) The Family, Sex and Marriage in England 1500-1800, New York: Harper and Row.


Рецензия

Для цитирования:


Храмов А.В., Khramov A.V. Усмирение дикаря: теистические эволюционисты XIX века о детях и воспитании. Социология власти. 2019;31(1):51-70. EDN: ZDDCZF

For citation:


 , Khramov A.V. Taming the Savage: The 19th-Century Theistic Evolutionists on Children and Education. Sociology of Power. 2019;31(1):51-70. (In Russ.) EDN: ZDDCZF

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-0492 (Print)
ISSN 2413-144X (Online)