Preview

Социология власти

Расширенный поиск

Труд и экологическая критика капитализма в видеоиграх на примере Stardew Valley

https://doi.org/10.22394/2074-0492-2020-3-242-266

Аннотация

В настоящей статье проводится анализ критического нарратива Stardew Valley и его сопоставление с другими видеоиграми для того, чтобы предложить новые возможности экологической критики. Критика в этой игре направлена в первую очередь против отчуждающего характера труда и уничтожающего окружающую среду способа производства современного капитализма. Мы анализируем два этих нарратива, соотнося непосредственные сообщения игры с ее процедурными механиками и материальными условиями. В данной игре обнаруживается материально-нарративный диссонанс, который остается внешним противоречием, так и не осознанным в качестве ее возможной коммуникативной стратегии. Хотя игра и может показаться излишне утопичной, а ее политическое воображение недостаточно развитым, она указывает вполне конкретные пути для преодоления отчуждения труда и экологического кризиса. Мы приходим к выводу, что в Stardew Valley преодоление проблем капитализма мыслится в терминах устойчивого сосуществования и безотходного локального производства, причем эта логика распространяется как на сферу вопросов труда, так и на спектр экологических проблем. Также в статье рассматривается история взаимодействия индустрии видеоигр и проблемного поля исследований глобального экологического кризиса. Приводится краткая история предшествующих Stardew Valley способов включения экологического кризиса в игровые механики, а также рефлексии играми собственной материальности. В случае экологической критики некоторые геймплейные решения Stardew Valley позволяют обнаружить новые стратегии для создания критических нарративов об окружающей среде в видеоиграх. Дополнив обнаруженные в этой игре стратегии находками из других игр, в первую очередь Rain World, мы можем собрать инструментарий для создания видеоигр об экосистемах. Следуя за Донной Харауэй в ее утверждении значимости фрейминга нарративов («важно, какие истории рассказывают истории»), мы выделяем некоторые новые возможности для видеоигр как медиума.

Об авторах

Александр Р. Авагян
Европейский университет
Россия

 магистрант центра практической философии Stasis Европейского университета в Санкт-Петербурге



Артем А. Калугин

Россия

независимый исследователь



Павел Р. Кондрашов
Ганзейский университет прикладных наук
Нидерланды

студент Hanze University of Applied Sciences, Communication and Multimedia design, major Game Design, Гронинген.



Список литературы

1. Абрахам Д. (2019) Элементы силы. Гаджеты, оружие и борьба за устойчивое будущее в век редких металлов, М.: Институт Гайдара.

2. Ветушинский А. (2015) To Play Game Studies Press the START Button. Логос, 25(103): 41-60. EDN: UHXZIV

3. Маркс К. (2010) Экономическо-философские рукописи 1844 года. Карл Маркс. Эко-номическо-философские рукописи 1844 года и другие ранние философские работы, М.: Академический проект: 303-358.

4. Маркс К., Энгельс Ф. (1950) Манифест Коммунистической партии, М.: Госполитиздат.

5. Салин A. (2015). К критике проекта геймификации. Логос, 25(103): 100-129. EDN: UHXZJZ

6. Стендинг Г. (2014) Прекариат: новый опасный класс, М.: Ad Marginem.

7. Шрейер Дж. (2019) Кровь, Пот и Пиксели. Обратная сторона индустрии, М.: Бомбора.

8. Castellano K. (2018) Anthropomorphism in the Anthropocene: Reassembling wildlife management data in Bear 71. Environmental Humanities, 10 (1): 171-186.

9. Cook D. (2014) Rain World: a ray of indie sunshine in a murky January interview, (https:// www.vg247.com/2014/01/22/rain-world-a-ray-of-indie-sunshine-in-a-murky-janu-ary-interview/).

10. Dodd G. Keeping the Pirates at Bay. (https://www.gamasutra.com/view/feature/131439/ keeping_the_pirates_at_bay.php).

11. Haraway D.J. (2016) Staying with the trouble: Making kin in the Chthulucene, Durham; London: Duke University Press.

12. Greenpeace (2017) Guide to Greener Electronics Company Report Card.

13. LeMenager S. (2011) Petro-Melancholia: The BP blowout and the arts of grief. Qui Parle: Critical Humanities and Social Sciences, 19 (2): 25-55.

14. Maxwell R., Miller T. "Warm and Stuffy": The ecological impact of electronic games. Р. Zackariasson, Т. Wilson T. (eds) The Video Game Industry: Formation, Present State, and Future. Routledge as part of the Taylor and Francis Group, Abingdon: Oxon: 179-197.

15. Mills E. et al. (2019) Green Gaming Energy Efficiency without Perfomance Compromise, Lawrence Berkeley National Laboratory.

16. Mills N., Mills. E. (2015) Taming the Energy Use of Gaming Computers. Energy Efficiency, 9: 321-338.

17. van Ooijen E. (2018) The Killability of Fish in The Sims 3: Pets and Stardew Valley. The Computer Games Journal, 7 (3): 173-180.

18. Parikka J. (2015) A Geology of Media, Minneapolis: University of Minnesota Press: 46. Priestman Ch. (2017) 'Rain World' is like 'STALKER' but a platformer and you're a rodent. (https://web.archive.org/web/20170328110316/https://waypoint.vice.com/en_us/arti-cle/rain-world-is-like-stalker-but-a-platformer-and-youre-a-rodent).

19. Pruett J. (2019) On Feeling Productive: Videogames and Superfluous Labor. Theory & Event, 22 (2): 402-416.

20. Super Bunnyhop (2020) [видео] Global Warming, as Depicted by 30 Years of Strategy Games. (https://www.youtube.com/watch?v=9n78WYo-SQQ).

21. Tech Rules (2019) [видео] Spyro Had One of the Coolest Anti-Piracy Measures Ever. (https:// www.youtube.com/watch?v=4GYSeXLr5sY).


Рецензия

Для цитирования:


Авагян А.Р., Калугин А.А., Кондрашов П.Р. Труд и экологическая критика капитализма в видеоиграх на примере Stardew Valley. Социология власти. 2020;32(3):242-266. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2020-3-242-266

For citation:


Awagjan A.R., Kalugin A.A., Kondrashov P.R. Labour and the Ecological Critique of Capitalism in Videogames: The Case of Stardew Valley. Sociology of Power. 2020;32(3):242-266. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2074-0492-2020-3-242-266

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-0492 (Print)
ISSN 2413-144X (Online)