Консенсус и власть в настольных ролевых играх
https://doi.org/10.22394/2074-0492-2020-3-53-73
Аннотация
Статья посвящена вопросам достижения консенсуса в рамках настольной ролевой игры (НРИ), а также вопросам обретения власти над интерпретацией ее событий. Настольная ролевая игра предполагает, что ее участники постоянно обмениваются репликами, которые, во-первых, изменяют конфигурацию элементов игры и меняют баланс сил, а во-вторых, одновременно с этим являются художественными описаниями происходящих в игре изменений. Чередование перформативных и дескриптивных высказываний и их смешение, а также тот факт, что в НРИ в отличие от большинства других известных человечеству игр слова естественного языка оказываются и средством создания событий, и средством описания этих событий, приводит к тому, что в сознании субъектов, участвующих в игре, смешиваются до неразличимости знаковая система собственно игры и внешние по отношению к игре знаковые системы, к которым она отсылает. В данной статье предлагается аналитическая модель настольной ролевой игры, которая позволяет, во-первых, провести четкие границы между фикцио-нальным миром настольной ролевой игры и внутренними взаимодействиями между объектами игры, а во-вторых, более ясно поставить вопрос, какие именно структуры власти порождаются в процессе НРИ, над чем именно и как обретают контроль участники настольных ролевых игр. Помимо прочего данная модель также позволяет выделить множество нюансов в процессах индивидуальной и коллективной интерпретации происходящих в НРИ событий и классифицировать факты, рассматриваемые игроками как принадлежащие фикциональному миру игры, в зависимости от того, считают ли они их субъективно или объективно истинными.
Об авторе
Максим А. ПодвальныйРоссия
—преподаватель факультета дизайна
Института бизнеса и дизайна
Список литературы
1. Зенкин С. (2004) Критика нарративного разума-2. НЛО, 1 (65).
2. Зенкин С. (2018) Теория литературы: проблемы и результаты, М.: НЛО. EDN: RPPZFR
3. Соссюр Ф. (1998) Курс общей лингвистики. (https://studfile.net/preview/1664809/).
4. Шмид В. (2003) Нарратология. (http://yanko.lib.ru/books/cultur/shmid-narratology. pdf).
5. Austin J.L. (1962) How to Do Things with Words, Oxford: Clarendon Press.
6. Caillois R. (2001) Man, Play and Games, University of Illinois Press.
7. Dashiell S. (2017) Rules Lawyering As Symbolic And Linguistic Capital. (http://analog-gamestudies.org/2017/11/rules-lawyering-as-symbolic-and-linguistic-capital/).
8. Dashiell S. (2018) "Rules As Written": Game Algorithms As Game Capital. (http://analog-gamestudies.org/2018/09/rules-as-written-analyzing-changes-in-reliance-on-game-system-algorithms-as-shifts-in-game-capital/#note-1).
9. Edwards R. (2004) System Does Matter. (http://www.indie-rpgs.com/_articles/system_ doe s_matter. html).
10. Fine G.A. (1993) Shared Fantasy: role-playing games as social worlds, Chicago: University of Chicago Press.
11. Goffman E. (1974) Frame Analysis, Cambridge, MA: Harvard University Press.
12. Hite K., Rein-Hagen M. (2018) Vampire: The Masquerade 5th ed. Core Book, Modiphius Entertainment.
13. Jones S. (2018) Blinded by the Roll: The Critical Fail of Disability in D&D. (http://analog-gamestudies.org/2018/03/blinded-by-the-roll-the-critical-fail-of-disability-in-dd).
14. Klastrup L. (2009) The Worldness of EverQuest: Exploring a 21st Century Fiction. (http:// gamestudies.org/0901/articles/klastrup).
15. Lakoff G., Johnson M. (1980) Metaphors we live by, Chicago: University of Chicago Press.
16. Lakoff G. (1987) Women, Fire, and Dangerous Things: What Categories Reveal About the Mind, Chicago: University of Chicago Press.
17. Mackay D. (2001) The Fantasy Role-Playing Game: a new performing art, Jefferson, NC.
18. McFarland & Company.
19. Mearls M., Crawford J. (2014) Dungeons & Dragons Player's Handbook (5th ей.), Renton,WA: Wizards of the Coast.
20. Neuenschwander B. (2008) Playing by the Rules: Instruction and Acculturation in Role-Playing Games. E-Learning and Digital Media, 5 (2): 189-198.
21. Ottens M. (2016) Enacting aporia: Roger Caillois' game typology as formalist methodology. (http://www.digra.org/wp-content/uploads/digital-library/paper_293.pdf).
22. Schallegger R.R. (2018) The Postmodern Joy of Role-Playing Games: Agency, Ritual and Meaning in the Medium, McFarland & Company, Inc.
23. Stenros J., Sihvonen T. (2016) Out of the Dungeons: Representations of Queer Sexuality in RPG Source Books. Analog Game Studies: Volume III, Pittsburgh, PA: ETC Press.
24. Stokes M. (2017) Access To The Page: Queer And Disabled Characters In Dungeons & Dragons. (http://analoggamestudies.org/2017/05/access-to-the-page-queer-and-disabled-characters-in-dungeons-dragons/).
25. Trammell A., Walden E.L., Torner E. (2014) Reinventing Analog Game Studies. (http:// analoggamestudies.org/2014/08/reinventing-analog-game-studies/).
26. Trammell A. (2016) Misogyny and the Female Body in Dungeons & Dragons. Analog Game Studies: Volume I, Pittsburgh, PA: ETC Press.
27. Trammell A. (2019) How Dungeons & Dragons Appropriated the Orient. Analog Game Studies: Volume III, Pittsburgh, PA: ETC Press.
28. Waskul D.D. (2006) The Role-Playing Game and the Game of Role-Playing: the ludic self and everyday life. Gaming as Culture: essays on reality, identity and experience in fantasy games, Jefferson, NC: McFarland & Co.: 19-38.
29. Williams P.J., Hendrick S.Q., Winkler W.K. (2006) Gaming as culture: essays on reality, identity and experience in fantasy games, Jefferson, N.C.: McFarland & Co.
30. Zimmerman E. (2012) Jerked Around by the Magic Circle - Clearing the Air Ten Years Later. (https://www.gamasutra.com/view/feature/135063/jerked_around_by_the_magic_ circle_.php?page=4).
Рецензия
Для цитирования:
Подвальный М.А. Консенсус и власть в настольных ролевых играх. Социология власти. 2020;32(3):53-73. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2020-3-53-73
For citation:
Podvalnyi M.A. Consensus and Power in Tabletop Role-playing Games. Sociology of Power. 2020;32(3):53-73. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2074-0492-2020-3-53-73