«Письмо должно быть долгожданным»: как устроена темпоральная синхронизация сотрудников в российской почте
https://doi.org/10.22394/2074-0492-2020-1-155-178
Аннотация
В данной работе делается попытка описать основания множественности темпоральных порядков труда работников Почты России, а также рассмотреть некоторые способы соотнесения подобных порядков между собой. Материалами для исследования послужили данные организационной этнографии (июнь 2013 - сентябрь 2014 гг.), а также интервью (2014-2017-е годы), анализ документов и открытых источников. В статье представлены три полевые зарисовки-истории. Ключевые особенности Почты России - ее географическая распределенность, слабое сцепление структурных элементов и локальность существования подразделений. В результате работа сотрудников осложняется дистанцией пространства и времени, дистанцией между уровнями иерархии и необходимостью «интерпретативной работы» для контекстуализации предписаний на местах. В подобной организации задавать темпоральные порядки могут не только особенности внутриорганизационного устройства и факторы институционального окружения, но также индивидуальные темпоральности сотрудников и окружающая среда. В трех эмпирических зарисовках представлены возможные способы соотнесения внутри этого множества порядков. Через истории о подписании документов по коэффициенту трудового участия, закупку новой продукции и организацию магистральной перевозки демонстрируется, что для непротиворечивого сосуществования разнообразных временных режимов необходима темпоральная работа (temporal work), взаимодействие в логике амбитемпоральности (ambitemporality), а также, безусловно, - ориентация участников процесса на общую цель. Указанные условия позволяют различным субъектам, задействованным в работе Почты, соотносить макроуровень различ ных структур времени с субъективно переживаемым временем, тем самым проводя темпоральное структурирование (temporal structuring) и закрепляя различные практики в качестве привычных и понятных способов управления временем.
Список литературы
1. Гашкова О.С. (2012) Социальные функции Российской Почты в условиях перехода к рыночной экономике (1991-2002 гг.). Вестник Томского Государственного Университета. История, 4 (20): 110-112. EDN: PJZFFP
2. Гудова Е.А. (2016) Реформа национального почтового оператора "Почта России". С.Ю. Барсукова (ред.) Реформы в России в 2000-е годы: от законодательства к практикам, М.: ИД ВШЭ: 177-213.
3. Гудова Е.А. (2019) Процессуальный подход к анализу организационных изменений: кейс "Почты России". Российский журнал менеджмента, 17 (2): 251-272. EDN: XAZIDN
4. Мелешко Д.А., Резникова Н.П. (2009) Производственные и логистические проблемы реформирования ФГУП "Почта России". T-Comm-Телекоммуникации и Транспорт, 3: 20-22. EDN: KHOQHP
5. Хумарян Д.Г. (2018) Утопия "гибкого мира": политика гибких производственных режимов. Социология власти, 30 (4): 12-46. EDN: YZZXNR
6. Ancona D.G., Gerardo A.O., Perlow L.A. (2001) Taking Time to Integrate Temporal Research. Academy of Management Review, 26 (4): 512-529. EDN: DRBTJZ
7. Balogun J., Johnson G. (2004) Organizational Restructuring and Middle Manager Sensemaking. Academy of Management Journal, 47 (4): 523-549. EDN: HDHTXP
8. Boh W.F., Yuqing R., Kiesler S., Bussjaeger R. (2007) Expertise and Collaboration in the Geographically Dispersed Organization. Organization Science, 18 (4): 595-612.
9. Bohler D. (2014) On the Nature of Distributed Organizing, Springer Fachmedien Weisbaden: Springer Gabler.
10. Bromley P., Powell W.W. (2012) From smoke and mirrors to walking the talk: Decoupling in the contemporary world. Academy of Management annals, 6 (1): 483-530.
11. Butler R. (1995) Time in Organizations: Its Experience, Explanations and Effects.Organization Studies, 16 (6): 925-950. EDN: JOQACX
12. Campbell Jr. J.I. (2008) Universal Service Obligation: History and Development of Laws Relating to the Provision of Universal Postal Services. Study on Universal Postal Service and the Postal Monopoly App. B At, 21:39.
13. Chia R. (2010) Rediscovering Becoming: Insights from an Oriental Perspective on Process Organization Studies. T. Hernes, S. Maitlis (eds). Process, Sensemaking, and Organizing, Oxford: Oxford University Press: 112-139
14. Clark P.A. (1985) A Review of the Theories of Time and Structure for Organizational Sociology.West Midlands: Work Organization Research Centre, University of Aston.
15. Cramton C.D. (2001) The Mutual Knowledge Problem and Its Consequences for Dispersed Collaboration. Organization Science, 12 (3): 346-371. EDN: DSFPIX
16. Cramton C.D. (2002) Finding Common Ground in Dispersed Collaboration. Organizational Dynamics, 30 (4): 356-367. EDN: DWNHCF
17. Cummings J.N., Espinosa J.A., Pickering C.K. (2009) Crossing Spatial and Temporal Boundaries in Globally Distributed Projects: A Relational Model of Coordination Delay. Information Systems Research, 20 (3): 420-439.
18. Erkelens R., van den Hooff B., Huysman M., Vlaar P. (2015) Learning from Locally Embedded Knowledge: Facilitating Organizational Learning in Geographically Dispersed Settings. Global Strategy Journal, 5 (2): 177-197.
19. Easterby-Smith M., Lyles M.A. (2011) Handbook of organizational learning and knowledge management, Chichester: Wiley.
20. Gabriel Y. (2000) Storytelling in Organizations: Facts, Fictions, and Fantasies,. Oxford: Oxford University Press.
21. Gibbs J. (2009) Dialectics in a Global Software Team: Negotiating Tensions across Time, Space, and Culture. Human Relations, 62 (6): 905-935.
22. Gibson C.B. Gibbs J.L. (2006) Unpacking the Concept of Virtuality: The Effects of Geographic Dispersion, Electronic Dependence, Dynamic Structure, and National Diversity on Team Innovation. Administrative Science Quarterly, 51 (3): 451-495
23. Granqvist N., Gustafsson R. (2016) Temporal institutional work. Academy of Management Journal, 59 (3): 1009-1035
24. Griffith T.L., Sawyer J.E., Neale M.A. (2003) Virtualness and Knowledge in Teams: Managing the Love Triangle of Organizations, Individuals, and Information Technology. MIS Quarterly: 265-287.
25. Hassard J. (1999) Images of Time and Work in Organization. S.R. Clegg, C. Hardy (eds) Studying Organization: Theory and Method, London: Sage: 327-345.
26. Hassard J. (2002) Essai: Organizational Time: Modern, Symbolic and Postmodern Reflections. Organization Studies, 23 (6): 885-892. EDN: JOQIVV
27. Hinds P., Kiesler S. (2002) Distributed Work, Cambridge, Massachusetts: MIT Press. Jaag C. (2014) Postal-Sector Policy: From Monopoly to Regulated Competition and Beyond. Utilities Policy, 31: 266-277.
28. Kaplan S., Orlikowski W.J. (2013). Temporal work in strategy making. Organization science, 24 (4): 965-995.
29. Langley A., Smallman C., Tsoukas H., Van De Ven A.H. (2013) Process Studies of Change in Organization and Management: Unveiling Temporality, Activity, and Flow. Academy of Management Journal, 56 (1): 1-13.
30. Luscher L.S., Lewis M.W. (2008) Organizational Change and Managerial Sensemaking: Working through Paradox. Academy of Management Journal, 51 (2): 221-240.
31. May J., Thrift N. (2003) Timespace: Geographies of Temporality, London; New York: Routledge.
32. Maznevski M.L., Chudoba K.M. (2000) Bridging Space Over Time: Global Virtual Team Dynamics and Effectiveness. Organization Science, 11 (5): 473-492. EDN: DSHPIV
33. O'Leary M.B., Cummings J.N. (2007) The Spatial, Temporal, and Configurational Characteristics of Geographic Dispersion in Teams. MIS Quarterly: 433-452.
34. O'Leary M.B., Mortensen M. (2010) Go (Con) Figure: Subgroups, Imbalance, and Isolates in Geographically Dispersed Teams. Organization Science, 21 (1): 115-131.
35. Orlikowski W.J. (1996) Improvising Organizational Transformation over Time: A Situated Change Perspective. Information Systems Research, 7 (1): 63-92.
36. Orlikowski W.J. (2002) Knowing in Practice: Enacting a Collective Capability in Distributed Organizing. Organization Science, 13 (3): 249-273. EDN: DWMIIT
37. Orlikowski W.J., Yates J. (2002) It's about Time: Temporal Structuring in Organizations. Organization Science, 13 (6): 684-700. EDN: FESMKP
38. Orton J.D., Weick K.E. (1990) Loosely Coupled Systems: a Reconceptualization. Academy of Management Review, 15 (2): 203-23. EDN: BHOWXH
39. Reinecke J., Ansari S. (2015) When Times Collide: Temporal Brokerage at the Intersection of Markets and Developments. Academy of Management Journal, 58 (2): 618-648.
40. Scott C.R. (1997) Identification with Multiple Targets in a Geographically Dispersed Organization. Management Communication Quarterly, 10 (4): 491-522. EDN: JOJOWL
41. Weick K.E. (2010) Reflections on Enacted Sensemaking in the Bhopal Disaster. Journal of Management Studies, 47 (3): 537-550.
42. Yanow D. (2004) Translating Local Knowledge at Organizational Peripheries. British Journal of Management, 15 (S1): 9-25. EDN: FMAMXP
Рецензия
Для цитирования:
Гудова Е.А. «Письмо должно быть долгожданным»: как устроена темпоральная синхронизация сотрудников в российской почте. Социология власти. 2020;32(1):155-178. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2020-1-155-178
For citation:
Gudova E.A. “A Letter Should Be Long-Awaited”: the Temporal Synchronization of Russian Post Office Employees. Sociology of Power. 2020;32(1):155-178. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2074-0492-2020-1-155-178