Этос vs габитус: этический компонент в «Протестантской этике» М. Вебера
https://doi.org/10.22394/2074-0492-2020-4-45-67
EDN: WCZIZU
Аннотация
В статье обсуждается вопрос, что понимает Вебер под этосом в работе «Протестантская этика и дух капитализма» и что использование этого понятия дает ему. Обращение именно к этому тексту не случайно: в нем Вебер сумел последовательно провести именно этический аргумент. Идея этоса проясняется в сопоставлении с понятием габитуса, активно используемого сегодня в социальной науке. Показывается, что различение этоса и габитуса может оказаться более продуктивным, нежели их отождествление, которое можно периодически видеть в современных исследованиях. Категория«этос»сопоставляетсясценностно-рациональным действием из более поздней типологии действия в «Хозяйстве и обществе», в то время как габитус связывается с традиционным действием из той же типологии. Понятие этоса дополнительное проясняется на примере веберовского противопоставления традиционализма и этического современного западного капитализма. Делая акцент на этической проблематике и используя для этого такой теоретический инструмент, как характер, Вебер достигает не только убедительности изложения, но и закладывает основания специфической линии анализа в социальной и экономической науках. Особое значение категория этоса в связке с ценностно-рациональным типом действия приобретает благодаря потенциалу новизны и изменения, который в ней заложен.
Ключевые слова
Об авторах
Иван В. ЗабаевРоссия
кандидат социологических наук, заведующий научной лабораторией
Елизавета А. Кострова
Россия
кандидат философских наук, научный
сотрудник научной лаборатории
Список литературы
1. Арендт Х. (1994) Vita activa, или О деятельной жизни, М: Ад Маргинем.
2. —Arendt H. (1994) Human condition, M.: Ad Marginem.—in Russ.
3. Аристотель (1983) Никомахова этика. Аристотель. Сочинение в 4 томах. Т.4, М:
4. Мысль: 53-294.
5. — Aristotle (1983) The Nicomachean Ethics. Aristotle Essays. Vol. 4, M.: Mysl’: 53-
6. —in Russ.
7. Барро Р.Д., Сала-и-Мартин Х. (2010) Экономический рост, М.: Бином. Лаборатория
8. знаний.
9. — Barro R.D., Sala-i-Martín X. (2010) The Economic growth, M.: Binom. Laboratory
10. of knowledge.—in Russ.
11. Бурдьё П. (2001) Практический смысл, СПб.: Алетейя.
12. — Bourdieu P. (2001) Practical Meaning, St. Petersburg: Aletheia.—in Russ.
13. Бурдьё П., Пассрон Ж.-К. (2007) Воспроизводство: элементы теории системы высшего
14. образования, М.: Просвещение.
15. — Bourdieu P., Passeron J.-C. (2001) Reproduction: elements of thetheory of thesystem
16. of higher education, M.: Prosveshcheniye.—in Russ.
17. Вебер М. (1990) Протестантская этика и дух капитализма, М. Вебер. Избранные
18. произведения, М.: Прогресс: 61–272.
19. Weber M. (1990) Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism, M. Weber. Selected
20. Works, M.: Progress: 61–272.—in Russ.
21. Вебер М. (1994) Economic ethics of world religions. М. Вебер Избранное. Образ общества, М.: Юрист: 43–77.
22. — Weber M. (1994) Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism, M. Weber. Selected
23. Works. The Image of Society, M.: Progress: 61–272.—in Russ.
24. Вебер М. (2016) Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии. Т. 1: Социология,
25. М.: ВШЭ.
26. Weber M. (2016) Economy and Society: Essays on Understanding Sociology. T. 1: Sociology,
27. M.: HSE.—in Russ.
28. Глушко Д.Я. (2015) Неэкономические предпосылки роста экономики. Таврический
29. научный обозреватель, (2-2): 153–155
30. — Glusko D. Y. (2015) Non-economic prerequisites for economic growth. Tavricheskyscientific observer, (2-2): 153–155.—in Russ.
31. Гофман А.Б. (2008) Традиционное или рациональное? Интерпретация традиции
32. в творчестве М. Вебера. Социологические исследования, 4 (288): 120–128.
33. Gofman A.B. (2008) Traditional or Rational? Interpretation of tradition in the work
34. of M. Weber, Sociological Research, 4 (288): 120–128.—in Russ.
35. Дживилегов А. (1902) Фуггеры. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, Т. 36.
36. — Dzhivilegov A. (1902) Fuggers. Encyclopedic Dictionary of Brockhaus and Efron,
37. vol. 36.—in Russ.
38. Димаджио П., Пауэлл У. (2010) Новый взгляд на «железную клетку»: институциональный изоморфизм и коллективная рациональность в организационных
39. полях. Экономическая социология, 11 (1): 35–56.
40. — DiMaggio P. J., Powell W.W. (2010) The Iron Cage Revisited: Institutional Isomorphism and Collective Rationality in Organizational Field. Journal of Economic
41. Sociology, 11 (1): 35–56.—in Russ
42. Забаев И. (2018) Религия и экономика: можем ли мы все еще опираться на Макса
43. Вебера? Социологическое обозрение, 17 (3): 107–148.
44. — Zabaev I. (2018) Religion and Economics: Can We Still Rely on Max Weber? Russian Sociological Review, 17 (3): 107-148.—in Russ.
45. Забаев И.В. (2019). Ницшеанский взгляд на стодолларовую купюру: чтение веберовской «Протестантской этики» в связи с замечаниями современного экономиста. Экономическая социология, 20 (1): 20–71.
46. — Zabaev I. A Nietzschean Take on a Hundred-Dollar Bill: Reading Weber’s “Protestant Ethic” in Connection with a Contemporary Economist’s Comments. Journal of Economic Sociology, 20 (1): 20–71.—in Russ.
47. Заостровцев А.П. (2014) Экономист об истории: концепция Дейдры Макклоски.
48. Вопросы экономики, (12): 129–146.
49. —Zaostrovtsev A.P. (2014). The Economist on History: Deirdre McCloskey’s Concept. Еconomic issues, (12): 129-146.—in Russ.
50. Зомбарт B. (1904) Современный капитализм, М.: Типолитография Т-ва И.Н. Кушнерев и Ко.
51. —Sombart S. (1904) Modern Capitalism, M.: Typolithography T-va I.N. Kushnerev
52. & Co.—in Russ.
53. МакКлоски Д. (2011) Адам Смит: последний из создателей этик и добродетели. Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал, 3 (2):
54. -33.
55. — McCloskey D. (2011) Adam Smith, the Last of the Former Virtue Ethicists. Scientific researches of faculty of economics. Electronic journal, 3 (2): 3–3.—in Russ.
56. МакКлоски Д. (2013) Экономика с человеческим лицом, или гуманомика. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика, (3): 37–40
57. — McCloskey D. (2013) Economy with a human face, or humanomics. StPetersburg
58. University Journal of Economic Studies, (3): 37–40.—in Russ.
59. МакКлоски Д. (2018) Буржуазные добродетели. Этика для века коммерции, М.: Институт Гайдара.
60. —McCloskey D. (2018) The Bourgeois Virtues: Ethics for an Age of Commerce, M.: Publishing House of Gaidar’s Institute.—in Russ.
61. Макинтайр А. (2000) После добродетели: Исследование теории морали, М: Академический Проект, Деловая книга.
62. —Macintyre A. (2000) After Virtue: A Study of Moral Theory, M.: Academic Project,
63. Business Book.—in Russ.
64. Ницще Ф. (1996a) К генеалогии морали. Ф. Ницще. Сочинения в двух томах, М.:
65. Мысль: 407–524.
66. — Nietzsche F. (1996a) On the Genealogy of Morality: A Polemic. F. Nietzsche Essays in two volumes, M.: Mysl’: 407–524.—in Russ.
67. Ницще Ф. (1996b) Так говорил Заратустра. Книга для всех и никого. Ф. Ницще.
68. Сочинения в двух томах, М.: Мысль: 6–237.
69. Nietzsche F. (1996b) Thus Spoke Zarathustra: A Book for All and None. F. Nietzsche. Essays in two volumes, M.: Mysl’: 6-237.—in Russ.
70. Расков Д.Е. (2015) Пересекая границы: Макклоски и гуманистический взгляд
71. на экономическую науку (О книге Д. Макклоски «Риторика экономической науки»). Вопросы экономики, (4): 142–151.
72. — Raskov D. (2015) Crossing the Borders: Mccloskey and Humanistic Approach
73. to Economics (on the book by D. MCcloskey “Rhetoric of Economics”). Еconomic
74. issues, (4): 142–151.—in Russ.
75. Филиппов А. (1990) Комментарии к М. Вебер. Избранные произведения. Вебер М.
76. Избранные произведения. М.: Прогресс: 773–796.
77. —Filippov A. (1990) Comments on Max Weber’s “Selected Works”. Weber M. Selected
78. Works, M.: Progress: 773–796.—in Russ.
79. Франклин Б. (2017) Автобиография Бенджамина Франклина. Б. Франклин. Путь
80. к богатству. Автобиография, М.: Изд-во «Э»: 35–234.
81. — Franklin B. (2017) Autobiography of Benjamin Franklin. B. Franklin. The Wayto
82. Wealth. Autobiography, M.: Publishing House «E»: 35–234.—in Russ.
83. Хиршман А. (2012) Страсти и интересы. Политические аргументы в пользу капитализма и его триумфа, М: Институт Гайдара.
84. — Hirchman A.O. The Passions and the Interests. Political Arguments for Capitalism
85. before Its Triumph, M.: Publishing House of Gaidar’s Institute.—in Russ.
86. Шелер М. (1999) Ресентимент в структуре моралей, М.: Наука.
87. — Sheler M. (1999) Ressentiment, M.: Nauka.—in Russ.
Рецензия
Для цитирования:
Забаев И.В., Кострова Е.А. Этос vs габитус: этический компонент в «Протестантской этике» М. Вебера. Социология власти. 2020;32(4):45-67. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2020-4-45-67. EDN: WCZIZU
For citation:
Zabaev I.V., Kostrova E.A. Ethos versus Habitus: the Ethical Component in Max Weber’s “The Protestant Ethic and the Spirit of Capi- talism”. Sociology of Power. 2020;32(4):45-67. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2020-4-45-67. EDN: WCZIZU