Preview

Социология власти

Расширенный поиск

Этос vs габитус: этический компонент в «Протестантской этике» М. Вебера

https://doi.org/10.22394/2074-0492-2020-4-45-67

EDN: WCZIZU

Аннотация

В статье обсуждается вопрос, что понимает Вебер под этосом в работе «Протестантская этика и дух капитализма» и что использование этого понятия дает ему. Обращение именно к этому тексту не случайно: в нем Вебер сумел последовательно провести именно этический аргумент. Идея этоса проясняется в сопоставлении с понятием габитуса, активно используемого сегодня в социальной науке. Показывается, что различение этоса и габитуса может оказаться более продуктивным, нежели их отождествление, которое можно периодически видеть в современных исследованиях. Категория«этос»сопоставляетсясценностно-рациональным действием из более поздней типологии действия в «Хозяйстве и обществе», в то время как габитус связывается с традиционным действием из той же типологии. Понятие этоса дополнительное проясняется на примере веберовского противопоставления традиционализма и этического современного западного капитализма. Делая акцент на этической проблематике и используя для этого такой теоретический инструмент, как характер, Вебер достигает не только убедительности изложения, но и закладывает основания специфической линии анализа в социальной и экономической науках. Особое значение категория этоса в связке с ценностно-рациональным типом действия приобретает благодаря потенциалу новизны и изменения, который в ней заложен.

Об авторах

Иван В. Забаев
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Москва, Россия
Россия

кандидат социологических наук, заведующий научной лабораторией



Елизавета А. Кострова
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Москва, Россия
Россия

кандидат философских наук, научный
сотрудник научной лаборатории



Список литературы

1. Арендт Х. (1994) Vita activa, или О деятельной жизни, М: Ад Маргинем.

2. —Arendt H. (1994) Human condition, M.: Ad Marginem.—in Russ.

3. Аристотель (1983) Никомахова этика. Аристотель. Сочинение в 4 томах. Т.4, М:

4. Мысль: 53-294.

5. — Aristotle (1983) The Nicomachean Ethics. Aristotle Essays. Vol. 4, M.: Mysl’: 53-

6. —in Russ.

7. Барро Р.Д., Сала-и-Мартин Х. (2010) Экономический рост, М.: Бином. Лаборатория

8. знаний.

9. — Barro R.D., Sala-i-Martín X. (2010) The Economic growth, M.: Binom. Laboratory

10. of knowledge.—in Russ.

11. Бурдьё П. (2001) Практический смысл, СПб.: Алетейя.

12. — Bourdieu P. (2001) Practical Meaning, St. Petersburg: Aletheia.—in Russ.

13. Бурдьё П., Пассрон Ж.-К. (2007) Воспроизводство: элементы теории системы высшего

14. образования, М.: Просвещение.

15. — Bourdieu P., Passeron J.-C. (2001) Reproduction: elements of thetheory of thesystem

16. of higher education, M.: Prosveshcheniye.—in Russ.

17. Вебер М. (1990) Протестантская этика и дух капитализма, М. Вебер. Избранные

18. произведения, М.: Прогресс: 61–272.

19. Weber M. (1990) Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism, M. Weber. Selected

20. Works, M.: Progress: 61–272.—in Russ.

21. Вебер М. (1994) Economic ethics of world religions. М. Вебер Избранное. Образ общества, М.: Юрист: 43–77.

22. — Weber M. (1994) Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism, M. Weber. Selected

23. Works. The Image of Society, M.: Progress: 61–272.—in Russ.

24. Вебер М. (2016) Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии. Т. 1: Социология,

25. М.: ВШЭ.

26. Weber M. (2016) Economy and Society: Essays on Understanding Sociology. T. 1: Sociology,

27. M.: HSE.—in Russ.

28. Глушко Д.Я. (2015) Неэкономические предпосылки роста экономики. Таврический

29. научный обозреватель, (2-2): 153–155

30. — Glusko D. Y. (2015) Non-economic prerequisites for economic growth. Tavricheskyscientific observer, (2-2): 153–155.—in Russ.

31. Гофман А.Б. (2008) Традиционное или рациональное? Интерпретация традиции

32. в творчестве М. Вебера. Социологические исследования, 4 (288): 120–128.

33. Gofman A.B. (2008) Traditional or Rational? Interpretation of tradition in the work

34. of M. Weber, Sociological Research, 4 (288): 120–128.—in Russ.

35. Дживилегов А. (1902) Фуггеры. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, Т. 36.

36. — Dzhivilegov A. (1902) Fuggers. Encyclopedic Dictionary of Brockhaus and Efron,

37. vol. 36.—in Russ.

38. Димаджио П., Пауэлл У. (2010) Новый взгляд на «железную клетку»: институциональный изоморфизм и коллективная рациональность в организационных

39. полях. Экономическая социология, 11 (1): 35–56.

40. — DiMaggio P. J., Powell W.W. (2010) The Iron Cage Revisited: Institutional Isomorphism and Collective Rationality in Organizational Field. Journal of Economic

41. Sociology, 11 (1): 35–56.—in Russ

42. Забаев И. (2018) Религия и экономика: можем ли мы все еще опираться на Макса

43. Вебера? Социологическое обозрение, 17 (3): 107–148.

44. — Zabaev I. (2018) Religion and Economics: Can We Still Rely on Max Weber? Russian Sociological Review, 17 (3): 107-148.—in Russ.

45. Забаев И.В. (2019). Ницшеанский взгляд на стодолларовую купюру: чтение веберовской «Протестантской этики» в связи с замечаниями современного экономиста. Экономическая социология, 20 (1): 20–71.

46. — Zabaev I. A Nietzschean Take on a Hundred-Dollar Bill: Reading Weber’s “Protestant Ethic” in Connection with a Contemporary Economist’s Comments. Journal of Economic Sociology, 20 (1): 20–71.—in Russ.

47. Заостровцев А.П. (2014) Экономист об истории: концепция Дейдры Макклоски.

48. Вопросы экономики, (12): 129–146.

49. —Zaostrovtsev A.P. (2014). The Economist on History: Deirdre McCloskey’s Concept. Еconomic issues, (12): 129-146.—in Russ.

50. Зомбарт B. (1904) Современный капитализм, М.: Типолитография Т-ва И.Н. Кушнерев и Ко.

51. —Sombart S. (1904) Modern Capitalism, M.: Typolithography T-va I.N. Kushnerev

52. & Co.—in Russ.

53. МакКлоски Д. (2011) Адам Смит: последний из создателей этик и добродетели. Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал, 3 (2):

54. -33.

55. — McCloskey D. (2011) Adam Smith, the Last of the Former Virtue Ethicists. Scientific researches of faculty of economics. Electronic journal, 3 (2): 3–3.—in Russ.

56. МакКлоски Д. (2013) Экономика с человеческим лицом, или гуманомика. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика, (3): 37–40

57. — McCloskey D. (2013) Economy with a human face, or humanomics. StPetersburg

58. University Journal of Economic Studies, (3): 37–40.—in Russ.

59. МакКлоски Д. (2018) Буржуазные добродетели. Этика для века коммерции, М.: Институт Гайдара.

60. —McCloskey D. (2018) The Bourgeois Virtues: Ethics for an Age of Commerce, M.: Publishing House of Gaidar’s Institute.—in Russ.

61. Макинтайр А. (2000) После добродетели: Исследование теории морали, М: Академический Проект, Деловая книга.

62. —Macintyre A. (2000) After Virtue: A Study of Moral Theory, M.: Academic Project,

63. Business Book.—in Russ.

64. Ницще Ф. (1996a) К генеалогии морали. Ф. Ницще. Сочинения в двух томах, М.:

65. Мысль: 407–524.

66. — Nietzsche F. (1996a) On the Genealogy of Morality: A Polemic. F. Nietzsche Essays in two volumes, M.: Mysl’: 407–524.—in Russ.

67. Ницще Ф. (1996b) Так говорил Заратустра. Книга для всех и никого. Ф. Ницще.

68. Сочинения в двух томах, М.: Мысль: 6–237.

69. Nietzsche F. (1996b) Thus Spoke Zarathustra: A Book for All and None. F. Nietzsche. Essays in two volumes, M.: Mysl’: 6-237.—in Russ.

70. Расков Д.Е. (2015) Пересекая границы: Макклоски и гуманистический взгляд

71. на экономическую науку (О книге Д. Макклоски «Риторика экономической науки»). Вопросы экономики, (4): 142–151.

72. — Raskov D. (2015) Crossing the Borders: Mccloskey and Humanistic Approach

73. to Economics (on the book by D. MCcloskey “Rhetoric of Economics”). Еconomic

74. issues, (4): 142–151.—in Russ.

75. Филиппов А. (1990) Комментарии к М. Вебер. Избранные произведения. Вебер М.

76. Избранные произведения. М.: Прогресс: 773–796.

77. —Filippov A. (1990) Comments on Max Weber’s “Selected Works”. Weber M. Selected

78. Works, M.: Progress: 773–796.—in Russ.

79. Франклин Б. (2017) Автобиография Бенджамина Франклина. Б. Франклин. Путь

80. к богатству. Автобиография, М.: Изд-во «Э»: 35–234.

81. — Franklin B. (2017) Autobiography of Benjamin Franklin. B. Franklin. The Wayto

82. Wealth. Autobiography, M.: Publishing House «E»: 35–234.—in Russ.

83. Хиршман А. (2012) Страсти и интересы. Политические аргументы в пользу капитализма и его триумфа, М: Институт Гайдара.

84. — Hirchman A.O. The Passions and the Interests. Political Arguments for Capitalism

85. before Its Triumph, M.: Publishing House of Gaidar’s Institute.—in Russ.

86. Шелер М. (1999) Ресентимент в структуре моралей, М.: Наука.

87. — Sheler M. (1999) Ressentiment, M.: Nauka.—in Russ.


Рецензия

Для цитирования:


Забаев И.В., Кострова Е.А. Этос vs габитус: этический компонент в «Протестантской этике» М. Вебера. Социология власти. 2020;32(4):45-67. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2020-4-45-67. EDN: WCZIZU

For citation:


Zabaev I.V., Kostrova E.A. Ethos versus Habitus: the Ethical Component in Max Weber’s “The Protestant Ethic and the Spirit of Capi- talism”. Sociology of Power. 2020;32(4):45-67. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2020-4-45-67. EDN: WCZIZU

Просмотров: 0


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-0492 (Print)
ISSN 2413-144X (Online)