Preview

Социология власти

Расширенный поиск

Эпистемическая значимость последовательных ложных воспоминаний

https://doi.org/10.22394/2074-0492-2021-4-184-197

Аннотация

В статье анализируется эпистемический аспект проблемы поддержания последовательных ложных воспоминаний. В ряде исследований недавно было высказано предположение, что поддержание ложных воспоминаний может давать эпистемические преимущества; в частности, это связано с тем, что они могут способствовать поддержанию связного представления о себе. Данная статья также рассматривает проблему связности, однако фокусируется не на проблеме поддержания связных представлений о себе, а на проблеме достижения последовательности нарратива. Этот вопрос раскрывается на материале анализа ложных воспоминаний, которые возникают при воспроизведении сюжетов легенд и сказок. Показано, что мнимые воспоминания о сюжетных поворотах сказок и легенд позволяют поддерживать последовательность нарратива. В тексте разбираются и клинические, и неклинические примеры ложных воспоминаний; несмотря на различную этиологию, во всех случаях можно наблюдать сходные функции ложных воспоминаний. Далее автор сравнивает способы, которые используются для поддержания последовательности рассказа при ложных воспоминаниях, и способы, которые служат той же задаче в обыденном мышлении (mundane reasoning). Согласно концепции Мелвина Поллнера, поддержание последовательности - это один из фундаментальных принципов организации повседневных описаний (accounts). Эти принципы имеют важные эпистемические функции; наиболее важными из них являются функция обоснования знания и их роль в поддержании «онтологической безопасности». Далее автор приходит к заключению, что ложные воспоминания могут выполнять аналогичные эпистемические функции. Таким образом, показано, как мнимые воспоминания определенного типа могут иметь позитивное эпистемическое значение.

Об авторе

Светлана М. Бардина
РАНХиГС
Россия

кандидат философских наук



Список литературы

1. Albert H. (2016/1968) Treatise on Critical Reason. Princeton University Press, Princeton,New Jersey.

2. Bartlett F. C. (1920) Some Experiments on the Reproduction of Folk-Stories. Folklore,31 (1): 30-47.

3. Bernecker S. (2017) A Causal Theory of Mnemonic Confabulation. Frontiers in Psychology, 8:1207. DOI: 10.3389/fpsyg.2017.01207

4. Berrios G. E. (2000) Confabulations. In: Berrios G E, Hodges J (eds) Memory disorders in psychiatric practice. Cambridge University Press, Cambridge.

5. Bortolotti L. (2015) The epistemic innocence of motivated delusions. Consciousness and Cognition, 33: 490-499.

6. Bortolotti L., Cox, R. (2009) Faultless ignorance: Strengths and limitations of epistemic definitions of confabulation. Consciousness and Cognition, 18: 952-965.

7. Coliva A. (2015) Extended Rationality: A Hinge Epistemology. Palgrave Macmillan in the UK, Houndmills, Basingstoke.

8. Coltheart M. (2017) Confabulation and conversation. Cortex, 87: 62-68.

9. Delbecq-Derouesne J., Beauvois M. F., Shallice T. (1990) Preserved recall versus impaired recognition: a case study. Brain, 113: 1045-1074. EDN: ILUWHB

10. Giddens A. (1991) Modernity and Self-Identity: Self and Society in the Late Modern Age.

11. Stanford University Press, Redwood City, California.

12. Glowinsky R., Payman V., Frencham K. (2008) Confabulation: a spontaneous and fantastic review. Australian and New Zealand Journal of Psychiatry, 42: 932-940.

13. Hirstein W. (2005) Brain fiction: Self-deception and the riddle of confabulation. MIT Press,Cambridge, Mass.

14. Kopelman M. D. (2010) Varieties of confabulation and delusion. Cognitive Neuropsychiatry, 15: 14-37.

15. Laing R. D. (1965 / 1960) The Divided Self: An Existential Study in Sanity and Madness. 196 Penguin Books, London.

16. Malcolm N. (1977) The Groundlessness of Belief. In: Malcolm N. (ed) Thought and Knowledge. Cornell University Press, Ithaca, New York.

17. McGinn C. (1984) Wittgenstein on Meaning: An Interpretation and Evaluation. Basil Blackwell, Oxford.

18. McKay R., Dennett D. (2009) The evolution of misbelief. Behavioral and Brain Sciences,32 (6): 493-561.

19. Merleau-Ponty M. (1968) The Visible and the Invisible. Northwestern University Press, Evanston, Illinois.

20. Michaelian K. (2011) The epistemology of forgetting. Erkenntnis. 74: 399-424.

21. Moscovitch M. (1995) Confabulation. In: Schacter D. L. (ed) Memory distortion: How minds, brains and societies reconstruct the past. Harvard University Press, Cambridge, Mass.

22. Orulv L., Hyden L. C. (2006) Confabulation: sense-making, self-making and world-making in dementia. Discourse Studies, 8 (5): 647-673.

23. Pollner M. (1975) 'The very coinage of your brain': the anatomy of reality disjunctures. Philosophy of Social Sciences, 5: 411-430. EDN: JORWST

24. Pollner M. (1987) Mundane reason: Reality in everyday and sociological discourse. Cambridge University Press, Cambridge.

25. Pollner M., McDonald-Wikler L. (1985) The Social Construction of Unreality: A Case Study of a Family's Attribution of Competence to a Severely Retarded Child. Family Process, 24: 241-254.

26. Robins S. K. (2017) Confabulation and constructive memory. Synthese. 10.1007/ s11229-017-1315-1. DOI: 10.1007/s11229-017-1315-1

27. Sacks H. (1972) Notes on Police Assessment of Moral Character. In: Sudnow D (ed) Studies in social interaction. Free Press New York.

28. Shyu M. (2002) The Essential Conditions for Reflective Learning Based on "Ontological Security". Bulletin of Adult and Continuing Education: 185-206.

29. Solms M. (2000) A Psychoanalytic Perspective on Confabulation. Neuropsychoanalysis: An Interdisciplinary Journal for Psychoanalysis and the Neurosciences, 2 (2): 133-138.

30. Stolzenberg S., Pezdek K. (2013) Interviewing child witnesses: The effect of forced confabulation on event memory. Journal of Experimental Child Psychology, 114: 77-88.

31. Sullivan-Bissett E. (2015) Implicit bias, confabulation, and epistemic innocence. Consciousness and Cognition, 33: 548-560

32. Weinberg D. (2012) The Social Construction of Self Knowledge: A Commentary on the Legacy of Melvin Pollner. The American Sociologist, 43 (1): 76-84.

33. Wittgenstein L. (1972/1962) On certainty. New York: Harper & Row.


Рецензия

Для цитирования:


Бардина С.М. Эпистемическая значимость последовательных ложных воспоминаний. Социология власти. 2021;33(4):184-197. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2021-4-184-197

For citation:


Bardina S.M. The Epistemic Significance of Maintaining Consistency in Confabulations. Sociology of Power. 2021;33(4):184-197. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2074-0492-2021-4-184-197

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-0492 (Print)
ISSN 2413-144X (Online)