Эпистемическая значимость последовательных ложных воспоминаний
https://doi.org/10.22394/2074-0492-2021-4-184-197
Аннотация
В статье анализируется эпистемический аспект проблемы поддержания последовательных ложных воспоминаний. В ряде исследований недавно было высказано предположение, что поддержание ложных воспоминаний может давать эпистемические преимущества; в частности, это связано с тем, что они могут способствовать поддержанию связного представления о себе. Данная статья также рассматривает проблему связности, однако фокусируется не на проблеме поддержания связных представлений о себе, а на проблеме достижения последовательности нарратива. Этот вопрос раскрывается на материале анализа ложных воспоминаний, которые возникают при воспроизведении сюжетов легенд и сказок. Показано, что мнимые воспоминания о сюжетных поворотах сказок и легенд позволяют поддерживать последовательность нарратива. В тексте разбираются и клинические, и неклинические примеры ложных воспоминаний; несмотря на различную этиологию, во всех случаях можно наблюдать сходные функции ложных воспоминаний. Далее автор сравнивает способы, которые используются для поддержания последовательности рассказа при ложных воспоминаниях, и способы, которые служат той же задаче в обыденном мышлении (mundane reasoning). Согласно концепции Мелвина Поллнера, поддержание последовательности - это один из фундаментальных принципов организации повседневных описаний (accounts). Эти принципы имеют важные эпистемические функции; наиболее важными из них являются функция обоснования знания и их роль в поддержании «онтологической безопасности». Далее автор приходит к заключению, что ложные воспоминания могут выполнять аналогичные эпистемические функции. Таким образом, показано, как мнимые воспоминания определенного типа могут иметь позитивное эпистемическое значение.
Список литературы
1. Albert H. (2016/1968) Treatise on Critical Reason. Princeton University Press, Princeton,New Jersey.
2. Bartlett F. C. (1920) Some Experiments on the Reproduction of Folk-Stories. Folklore,31 (1): 30-47.
3. Bernecker S. (2017) A Causal Theory of Mnemonic Confabulation. Frontiers in Psychology, 8:1207. DOI: 10.3389/fpsyg.2017.01207
4. Berrios G. E. (2000) Confabulations. In: Berrios G E, Hodges J (eds) Memory disorders in psychiatric practice. Cambridge University Press, Cambridge.
5. Bortolotti L. (2015) The epistemic innocence of motivated delusions. Consciousness and Cognition, 33: 490-499.
6. Bortolotti L., Cox, R. (2009) Faultless ignorance: Strengths and limitations of epistemic definitions of confabulation. Consciousness and Cognition, 18: 952-965.
7. Coliva A. (2015) Extended Rationality: A Hinge Epistemology. Palgrave Macmillan in the UK, Houndmills, Basingstoke.
8. Coltheart M. (2017) Confabulation and conversation. Cortex, 87: 62-68.
9. Delbecq-Derouesne J., Beauvois M. F., Shallice T. (1990) Preserved recall versus impaired recognition: a case study. Brain, 113: 1045-1074. EDN: ILUWHB
10. Giddens A. (1991) Modernity and Self-Identity: Self and Society in the Late Modern Age.
11. Stanford University Press, Redwood City, California.
12. Glowinsky R., Payman V., Frencham K. (2008) Confabulation: a spontaneous and fantastic review. Australian and New Zealand Journal of Psychiatry, 42: 932-940.
13. Hirstein W. (2005) Brain fiction: Self-deception and the riddle of confabulation. MIT Press,Cambridge, Mass.
14. Kopelman M. D. (2010) Varieties of confabulation and delusion. Cognitive Neuropsychiatry, 15: 14-37.
15. Laing R. D. (1965 / 1960) The Divided Self: An Existential Study in Sanity and Madness. 196 Penguin Books, London.
16. Malcolm N. (1977) The Groundlessness of Belief. In: Malcolm N. (ed) Thought and Knowledge. Cornell University Press, Ithaca, New York.
17. McGinn C. (1984) Wittgenstein on Meaning: An Interpretation and Evaluation. Basil Blackwell, Oxford.
18. McKay R., Dennett D. (2009) The evolution of misbelief. Behavioral and Brain Sciences,32 (6): 493-561.
19. Merleau-Ponty M. (1968) The Visible and the Invisible. Northwestern University Press, Evanston, Illinois.
20. Michaelian K. (2011) The epistemology of forgetting. Erkenntnis. 74: 399-424.
21. Moscovitch M. (1995) Confabulation. In: Schacter D. L. (ed) Memory distortion: How minds, brains and societies reconstruct the past. Harvard University Press, Cambridge, Mass.
22. Orulv L., Hyden L. C. (2006) Confabulation: sense-making, self-making and world-making in dementia. Discourse Studies, 8 (5): 647-673.
23. Pollner M. (1975) 'The very coinage of your brain': the anatomy of reality disjunctures. Philosophy of Social Sciences, 5: 411-430. EDN: JORWST
24. Pollner M. (1987) Mundane reason: Reality in everyday and sociological discourse. Cambridge University Press, Cambridge.
25. Pollner M., McDonald-Wikler L. (1985) The Social Construction of Unreality: A Case Study of a Family's Attribution of Competence to a Severely Retarded Child. Family Process, 24: 241-254.
26. Robins S. K. (2017) Confabulation and constructive memory. Synthese. 10.1007/ s11229-017-1315-1. DOI: 10.1007/s11229-017-1315-1
27. Sacks H. (1972) Notes on Police Assessment of Moral Character. In: Sudnow D (ed) Studies in social interaction. Free Press New York.
28. Shyu M. (2002) The Essential Conditions for Reflective Learning Based on "Ontological Security". Bulletin of Adult and Continuing Education: 185-206.
29. Solms M. (2000) A Psychoanalytic Perspective on Confabulation. Neuropsychoanalysis: An Interdisciplinary Journal for Psychoanalysis and the Neurosciences, 2 (2): 133-138.
30. Stolzenberg S., Pezdek K. (2013) Interviewing child witnesses: The effect of forced confabulation on event memory. Journal of Experimental Child Psychology, 114: 77-88.
31. Sullivan-Bissett E. (2015) Implicit bias, confabulation, and epistemic innocence. Consciousness and Cognition, 33: 548-560
32. Weinberg D. (2012) The Social Construction of Self Knowledge: A Commentary on the Legacy of Melvin Pollner. The American Sociologist, 43 (1): 76-84.
33. Wittgenstein L. (1972/1962) On certainty. New York: Harper & Row.
Рецензия
Для цитирования:
Бардина С.М. Эпистемическая значимость последовательных ложных воспоминаний. Социология власти. 2021;33(4):184-197. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2021-4-184-197
For citation:
Bardina S.M. The Epistemic Significance of Maintaining Consistency in Confabulations. Sociology of Power. 2021;33(4):184-197. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2074-0492-2021-4-184-197