Preview

Социология власти

Расширенный поиск

Коммуникативный капитализм Джоди Дин: эволюция одной социальной теории

https://doi.org/10.22394/2074-0492-2021-1-222-239

Аннотация

Обзор посвящен анализу концепции новейшего коммуникативного капитализма, которую американский социальный теоретик и левая активистка Джоди Дин предложила в 2002 г. и последовательно развивает до сих пор. Коммуникативный капитализм - это экономико-идеологическая формация, при которой происходит конвергенция демократии, капитализма, сетевых технологий и медиа. В новых условиях основные демократические ценности материализуются в сетевых коммуникационных технологиях, поэтому коммуникативный капитализм полагается на эксплуатацию коммуникации. Это вызывает кардинальные изменения в характере сетевой коммуникации: теперь содержание сообщения не так важно, как сам факт «вклада» сообщения в постоянно «циркулирующий поток контента». В обзоре прослеживается эволюция концепции Дин, обозначаются ее ключевые положения и понятия, использованные для ее разработки: «интерпассивность» Славоя Жижека, лакановское «наслаждение» и «влечение», «любое» Джорджо Агамбена, «нулевой институт» Клода Леви-Стросса и другие. Автор приходит к выводу, что современные мировые события и тенденции в онлайн-коммуникации (твиттер- и фэйсбук-революции, рамки для аватарок на Facebook, онлайн петиции и опросы, хештеги, очень популярные аккаунты с большим числом подписчиков) позволяют разглядеть высокий потенциал концепции как актуальной междисциплинарной теоретической оптики и методологического инструмента

Об авторе

Василиса В. Шпоть
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

учебный ассистент факультета коммуникаций, медиа и дизайна Национального исследовательского университета
«Высшая школа экономики»



Список литературы

1. Агамбен Дж. (2008) Грядущее сообщество, М.: Три квадрата.

2. Вайсман Д. (2019) Времени в обрез: ускорение жизни при цифровом капитализме, М.: ИД "Дело" РАНХиГС. EDN: VSUYHJ

3. Гавра Д.П., Декалов В.В. (2018) Коммуникативный капитализм: методологические предпосылки и парадигмальное позиционирование. Журнал социологии и социальной антропологии, 21 (1): 27-43. EDN: XOVHLV

4. Декалов В.В. (2017) Внимание как базовый ресурс коммуникативного капитализма. Российская школа связей с общественностью, 10: 27-38. EDN: ZEHASP

5. Декалов В.В. (2017) Коммуникативный капитал: концептуализация понятия. Вестник СПбГУ. Социология, 10 (4): 397-409. EDN: YNWUBN

6. Дебор Г. (2000) Комментарии к обществу спектакля. (https://gtmarket.ru/laboratory/basis/3512/3522).

7. Джеймисон Ф. (2019) Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма, М.: Институт Гайдара.

8. Дин Д. (2017) Коммуникативный капитализм: от несогласия к разделению.

9. Дин Д. (2019) Коммунизм или неофеодализм? Логос, 29 (6): 85-114. EDN: NIIVHE

10. Жижек С. (2005) Интерпассивность. Желание: Влечение. Мультикультурализм, СПб.: Алетейя.

11. Кирия И.В., Новикова А.А. (2020) История и теория медиа, 2-е изд, М.: ИД ВШЭ.

12. Павлов А.В. (2019) Постмодернистский ген: является ли посткапитализм пост-постмодернизмом? Логос, 29 (2): 1-24. EDN: ZDJQYP

13. Ромашков А. (2019) Комментируют ведущие исследователи марксизма "Будущее по Марксу". (https://www.goethe.de/ins/ru/ru/kul/mag/21590135.html).

14. Сафронов Э. (2020) Концепция коммуникативного капитализма Джоди Дин. Знание. Понимание. Умение, 1: 236-247. EDN: GHZVWD

15. Срничек Н. (2019) Капитализм платформ, М.: ИД ВШЭ. EDN: VRPYEZ

16. Срничек Н., Уильямс, А. (2019) Изобретая будущее: постакапитализм и мир без труда, М.: Strelka Press.

17. Bell D. (1999) The Coming of Post-Industrial Society. A Venture in Social Forcasting, N.Y.: Basic Books, Inc.

18. Chambers S.A. (2005) Democracy and (the) Public(s): Spatializing Politics in the Internet Age. Political Theory, 33 (1): 125-136. EDN: JPCLDJ

19. Dean J. (1996) Solidarity of Strangers: Feminism after Identity Politics, Berkeley; Los Angeles: University of California Press.

20. Dean J. (1998) Aliens in America: Conspiracy Cultures from Outerspace to Cyberspace, Ithaca; N.Y.: Cornell University Press.

21. Dean J. (2002) Publicity's Secret: How Technoculture Capitalizes on Democracy, Ithaca; N.Y.: Cornell University Press.

22. Dean J. (2003) Why the Net is not a Public Sphere. Constellations, 10 (1): 95-112. EDN: BGQQHD

23. Dean J., Passavant P.A. (eds) (2004) Empire's New Clothes: Reading Hardt and Negri, N.Y.: Routledge.

24. Dean J. (2004) The Networked Empire: Communicative Capitalism and the Hope for Politics. J. Dean, P.A. Passavant (eds) Empire's New Clothes: Reading Hardt and Negri, N.Y.: Routledge: 267-289.

25. Dean J. (2005) Communicative Capitalism: Circulation and the Foreclosure of Politics. Cultural Politics, 1 (1): 51-74.

26. Dean J. (2009) Democracy and other neoliberal fantasies. Communicative capitalism and left politics, Durham; London: Duke University Press.

27. Dean J. (2010) Blog Theory, Cambridge, Malden: Polity Press.

28. Dean J. (2019) Communicative Capitalism and Revolutionary Form. Millennium, 47 (3): 326-340.

29. Fuchs C. (2008) Internet and Society. Social Theory in the Information Age, N.Y.: Routledge.

30. Fuchs C. (2012) Towards Marxian Internet Studies. TripleC, 10 (2): 392-412.

31. Fuchs C. (2020) Communication and Capitalism: A Critical Theory, London: University of Westminster Press.

32. Gabardi W. (2003) Publicity's Secret: How Technoculture Capitalizes on Democracy. Perspectives on Politics, 1 (3): 584-586. EDN: FOOLOV

33. Galloway A. (2012) The Interface Effect, Cambridge: Polity.

34. Gamson J. (2003) Gay Media, Inc.: Media Structures, the New Gay Conglomerates, and Collective Sexual Identities. M. McCaughey, M.D. Ayers (eds) Cyberactivism: Online Activism in Theory and Practice, N.Y.: Routledge: 255-278.

35. Hassan R. (2013) Networked Time and the "Common Ruin of the Contending Classes". TripleC, 11 (2): 359-374.

36. Kuehn K.M. (2013) "There's God to be a Review Democracy": Communicative Capitalism, Neoliberal Citizenship and the Politics of Participation on the Consumer Evaluation Website Yelp.com. International Journal of Communication, 7: 607-625.

37. Laird K. (2004) Publicity's Secret: How Technoculture Capitalizes on Democracy. Contemporary Political Theory, 3: 118-119.

38. Mumby D.K. (2016) Organizing beyond organization: Branding, discourse, and communicative capitalism. Organization, 23 (6): 884-907.

39. Pack M. (2010) Blog Theory. (https://www.markpack.org.uk/12509/book-review-blog-theory-by-jodi-dean/).

40. Parikka J. (2011) Blog Theory: Feedback and Capture in the Circuits of Drive. Leonardo, 44 (3): 274-275.

41. Rethinking Power in Communicative Capitalism: Critical Perspectives on Media, Culture and Society (2016) (https://www.nordicom.gu.se/en/medieforskning/events/rethinking-power-communicative-capitalism-critical-perspectives-media-culture).

42. Sevignani S. (2013) Digital Labor: The Internet as Playground and Factory. ТгipleC, 11 (1): 127-35.

43. Schwartz J.M. (2011) Democracy and other neoliberal fantasies. Communicative capitalism and left politics. Perspectives on Politics, 9 (3): 700-702.

44. Toffler A. (1980) The Third Wave, N.Y.: Morrow.

45. Wark M. (2016) Communicative Capitalism. Public Seminar (https://publicseminar.org/2015/03/communicative-capitalism/).

46. Zizek S. (2001) Enjoy Your Symptom!: Jacques Lacan in Hollywood and Out, 2nd ed, N.Y.: Routledge.

47. Zuboff S. (2019) The Age of Surveillance Capitalism, N.Y.: Public Affairs.


Рецензия

Для цитирования:


Шпоть В.В. Коммуникативный капитализм Джоди Дин: эволюция одной социальной теории. Социология власти. 2021;33(1):222-239. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2021-1-222-239

For citation:


Shpot V.V. Jody Dean’s Communicative Capitalism: The Evolution of a Social Theory. Sociology of Power. 2021;33(1):222-239. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2021-1-222-239

Просмотров: 8


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-0492 (Print)
ISSN 2413-144X (Online)