«Свято место...»: религиозные памятники современной России в контексте акторно-сетевого подхода
https://doi.org/10.22394/2074-0492-2022-1-124-139
Аннотация
Статья демонстрирует возможность применения акторно-сетевой теории к анализу религиозных памятников. Изучение религии в рамках memory studies демонстрирует реализацию тенденции, заложенной еще в работах Э. Дюркгейма, по поводу различения религии и сакрализации как социального феномена. С этой точки зрения религия не может рассматриваться как изолированный социальный институт, а представляет собой способ выражения функциональной потребности в формировании сакрализованного набора социальных практик и ритуалов, которые способствуют консолидации общества и укреплению коллективной идентичности. Вместе с тем в условиях плюралистического социума сохранение за религией этой функции выглядит методологической архаикой, что требует привлечения новых теоретических подходов, способных проблематизировать место религии в социальном пространстве, а также продемонстрировать неоднородность и фрагментацию религиозных практик. В качестве новой теоретической модели в статье предлагается использовать вариант акторно-сетевой теории, представленный в работах Д. Ло. Его основными принципами являются использование пространственной метафорики при описании социальных объектов, а также подчеркивание материального статуса объектов, вступающего в противоречие с пространственными конфигурациями. Применение данного подхода к анализу религиозных памятников позволяет говорить о различении материальной и сетевой проекции памятников. Религиозный памятник не просто является продуктом репрезентации определенной символической системы, но и обладает собственным статусом актора. С одной стороны, он становится частью уже имеющихся сетевых взаимодействий, а с другой — создает новые связи и новые антитезы, которые трансформируют сложившийся мемориальный ландшафт, порождая новые формы пространственной конфигурации.
Ключевые слова
Об авторе
Д А. АникинРоссия
Аникин Даниил Александрович — кандидат философских наук, доцент кафедры теоретической и социальной философии
Научные интересы: исследования памяти, политика идентичности, религиозная антропология
Список литературы
1. Васильев А. Г. (2014) Воплощенная память: коммеморативный ритуал в социологии Э. Дюркгейма. Социологическое обозрение, 13 (2): 141-167.
2. Вахштайн В. С. (2006) Джон Ло: социология между семиотикой и топологией. Социологическое обозрение, 5 (1): 24-29.
3. Головашина О. В. (2018) Историческая память в религиозных движениях: взгляд российских исследователей. Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки», 23 (175): 141-146.
4. Дюркгейм Э. (2018) Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии, М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС.
5. Кораблева Г. Б., Меренков А. В. (2015) Социальное пространство современного города, Екатеринбург: Издательство Уральского университета.
6. Курилла И. (2022) Битва за прошлое. Как политика меняет историю, М: Альпина Паблишер.
7. Хальбвакс М. (2007) Социальные рамки памяти, М.: Новое издательство.
8. Харман Г. (2021) Объектно-ориентированная онтология: новая «теория всего», М.: Ад Маргинем.
9. Bellah R. (1967) Civil Religion in America. Journal of the American Academy of Arts and Sciences, 96 (1): 1-21.
Рецензия
Для цитирования:
Аникин Д.А. «Свято место...»: религиозные памятники современной России в контексте акторно-сетевого подхода. Социология власти. 2022;34(1):124-139. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2022-1-124-139
For citation:
Anikin D.А. “Holy Place...”: Religious Monuments of Modern Russia in the Context of an Actor-network Approach. Sociology of Power. 2022;34(1):124-139. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2074-0492-2022-1-124-139