Милиция/полиция в (пост)советской массовой культуре (к исторической иконографии власти)
https://doi.org/10.22394/2074-0492-2024-3-136-163
Аннотация
Представление о полиции как о «добром порядке» из «полицейской науки» (Polizeiwissenschaft) абсолютизма было развито в биополитической модели заботы о населении эпохи Модерн, занятой обеспечением безопасности и благополучия. Будучи порождением массового общества, нововременное государство сосредоточило внимание на влиянии на общественное мнение. В XIX-XX вв. происходит встречное движение полицейского надзора и искусства, что порождает «полицейскую эстетику». Так, в СССР кинематограф явился действенным средством формирования желаемого образа советской милиции в послевоенный период нормализации общественной жизни. Внося свой вклад в миф о развитом социализме, милицейское кино способствовало переносу с экрана в жизнь новой нормы доверительного отношения между представителем власти и гражданином. Это конструктивистское по духу кино вовлекало зрителя в кинореальность за счет уподобления с главным героем-милиционером, выступающим нравственным ориентиром. Помимо формирования образа «родной милиции», активно развивалось интеллектуальное милицейское кино, сфокусированное на профессионализме. Наибольшей популярностью пользуется милицейское кино, тематизирующее моральную правоту сотрудников милиции, во имя советского гражданина борющихся с преступностью. Вовлечение в кинореальность через уподобление, новизну, память и воображение включало в себя и романтизацию исторических событий революции. В годы перестройки милицейское кино инвертируется. В нем эксплуатируется эффект новизны, связанный с погружением зрителя в нарождающиеся рыночные отношения. Интерес зрителя сфокусирован на изнаночной, криминальной стороне общественной жизни. Преступность романтизируется, милиция — стигматизируется. От конструирования мифа о сотрудничестве власти и населения милицейское кино переходит к деконструкции мифа. В то же время американское кино привносит элементы боевика, триллера, хоррора. Зритель более не включен во властный проект по трансформации реальности, его привлекает иллюзия, зрелище. Новейшее полицейское кино, преодолевая тотальный деконструктивизм, занято реконструкцией духа советского милицейского кино в современных декорациях. Осциллируя между интенцией на генерацию положительных образов полиции и демонстрацией «правды жизни», современное полицейское кино содержит в себе натальные ростки нового кинематографа, в котором образ полиции имеет важное значение для нормализации общественной жизни.
Об авторе
Д. В. ПоповРоссия
Попов Дмитрий Владимирович — доктор философских наук, доцент, начальник кафедры философии и политологии
Омск
Список литературы
1. Агамбен Дж. (2015) Средства без цели: Заметки о политике, М.: Гилея.
2. Агамбен Дж. (2019) Царство и Слава. К теологической генеалогии экономики и управления, М.: Институт Гайдара; СПб.: Факультет свободных искусств и наук СПбГУ. EDN: DSGGJI
3. Арендт Х. (2017) Vita Activa, или О деятельной жизни. М.: Ад Маргинем Пресс.
4. Байбурин А. (2017) Советский паспорт: история — структура — практики, СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге. EDN: XMVSQP
5. Бернейс Э. (2021) Пропаганда, СПб.: Питер.
6. Вацулеску К. (2021) Полицейская эстетика. Литература, кино и тайная полиция в советскую эпоху, СПб.: БиблиоРоссика; Бостон: Academic Studies Press.
7. Визуальная антропология: режимы видимости при социализме (2009) М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ.EDN: QXYRJF
8. Гребер Д. (2016) Утопия правил: о технологиях, глупости и тайном обаянии бюрократии, М.: Ад Маргинем Пресс.
9. Дарнтон Р. (2010) Поэзия и полиция. Сеть коммуникаций в Париже XVIII века, М.: Новое литературное обозрение.
10. Ищенко Н. (2023) Порфирий Петрович как Сократ в сюжете «Преступления и наказания». Достоевский и мировая культура. Филологический журнал, 2(22): 45-56. EDN: JZXDVI. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2023-2-45-56
11. Кильдюшов О. В. (2013j Полиция как наука и политика: о рождении современного порядка из философии и полицейской практики. Социологическое обозрение, 12(3): 9-40. EDN: RWXZJX
12. Липпман У. (2023) Общественное мнение. М.: Издательство АСТ, 2023. EDN: OXCHMG
13. Московичи С. (1998) Век толп. Исторический трактат по психологии масс, М.: Центр психологии и психотерапии. EDN: QYBRPV
14. Николин И. В. (2007) Онтологическая специфика кинореальности: автореферат. канд. филос. наук, Омск: Издательство ОмГПУ. EDN: NJKIFJ
15. Филиппов А. (2015) Ханна Арендт и Карл Шмитт: два понятия политического. Современное значение идей Ханны Арендт. Материалы международной конференции. Калининград: Издательство Балтийского федерального университета им. И. Канта: 52-65. EDN: VMKQJV
16. Фуко М. (2011) Безопасность, территория, население: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1977—1978 учебном году, СПб.: Наука. EDN: QXBZNV
17. Яркеев А. В. (2018) Онтологические основания зла в современном обществе: философскогерменевтический аспект, Екатеринбург, Ижевск: ИФиП УрО РАН. EDN: YARFTV
Рецензия
Для цитирования:
Попов Д.В. Милиция/полиция в (пост)советской массовой культуре (к исторической иконографии власти). Социология власти. 2024;36(3):136-163. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2024-3-136-163
For citation:
Popov D.V. Police/Militia in (Post-)Soviet Popular Culture (Towards a Historical Iconography of Power). Sociology of Power. 2024;36(3):136-163. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2074-0492-2024-3-136-163