Preview

Социология власти

Расширенный поиск

Места памяти: между метафорой и концептом

https://doi.org/10.22394/2074-0492-2022-1-18-38

Аннотация

В статье автор рассматривает истоки и дефиницию понятия «места памяти», а также показывает возможности его использования в качестве исследовательской оптики. Поводом для внимания автора стала сложившаяся традиция отождествления мест памяти с материальными объектами, которая, как показывает наше исследование, не соответствует первоначальному замыслу Пьера Нора и значению термина.
Для решения поставленной задачи автор на первом шаге предлагает краткое описание возглавляемого Нора проекта и предлагаемую им самим дефиницию lieu de mémoire. Нора выделяет три аспекта, позволяющих лучше определить основное понятие его проекта: материальность, символичность, функциональность, причем ключевое значение отводит символичности. Далее, автор рассматривает истоки проекта и его предшественников, обосновывая, что места памяти выступают продолжением концепции «социальных рамок» М. Хальбвакса, переосмысленной через анализ мнемонических мест в интерпретации Ф. Йейтс. Проект Нора, оказавшись возможным только в ситуации отказа от линейной каузальности исторического нарратива, пересекается с идеей «археологии знания» М. Фуко и романтическим антиисторизмом В. Беньямина, однако вместо их конфликтной перспективы предлагает дипломатичный консенсус lieu de mémoire. Затем автор представляет взгляд на проект Нора Ф. Артога, рассматривающего проект мест памяти как новую модель времени и способ историописания, которые он использует для формирования своего метода осмысления прошлого. Далее, чтобы рассмотреть возможности применения оптики П. Нора, автор обозначает основные признаки, которые связаны с местом памяти. Таким образом, место памяти представляет собой «останки» прошлого, связанные с определенными коммеморативными практиками, подверженные множественным интерпретациям, способные к изменениям, но сохраняющие при этом свое значение. Нивелирование сложности и дискуссионности мест памяти, а также заложенной в них конфликтности сводит их использование в научном дискурсе к метафоре или риторической фигуре. Вслед за Артогом автор предлагает увидеть в местах памяти Нора эвристический инструмент, представляющий собой определенную оптику для исследований прошлого. Осмысление места памяти как эстетического понятия позволяет интерпретировать его в качестве эпистемологической рамки, использование которой может нивелировать идеологическую заинтересованность и политические пристрастия исследователя, говорить о нации и национальной идентичности без национализма, а также рассматривать места памяти в качестве способа исследования локального прошлого. 

Об авторе

О. В. Головашина
Уральский федеральный университет
Россия

Головашина Оксана Владимировна — доктор философских наук, ведущий научный сотрудник; главный редактор журнала «Tempus et memoria».

Научные интересы: социальная теория, социальная эпистемология, теория событий, социальная темпоральность, коллективная память

Екатеринбург



Список литературы

1. Беньямин В. (2000) О понятии истории. Новое литературное обозрение, 46. (http://magazines.russ.ru/nlo/2000/46/razdut.html).

2. Бодрийяр Ж. (2000) Прозрачность зла, М.: Добросвет.

3. Болингброк Г. С.Д. (1978) Письма об изучении и пользе истории, М.: Наука.

4. Вен П. (2013) Фуко. Его мысль и личность, СПб.: Владимир Даль.

5. Гадамер Г.-Г. (1993) Введение к «Истоку художественного творения». Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет, М.: Гнозис.

6. Джадт Т. (2004) Места памяти П. Нора. Чьи места? Чья память? Ab Imperio, 1: 44-71.

7. Зедльмайр Г. (2000) Искусство и истина. Теория и метод истории искусства, СПб.: Axioma.

8. Йейтс Ф. (1997) Искусство памяти, СПб.: Фонд поддержки науки и образования «Университетская книга».

9. Квинтилиан Марк Фабий (1834). Двенадцать книг риторических наставлений, СПб: Типография Императорской Российской Академии. (http://ancientrome.ru/ antlitr/t.htm?a=1409447560#2-4).

10. Локк Дж. (1985) Опыт о человеческом разумении. Локк Дж. Сочинения. Т. 1, М.: Мысль: 387-388.

11. Нора П. (1999) (ред.) Франция-память, СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета.

12. Фуко М. (2004) Археология знания, СПб: Университетская книга.

13. Харман Г. (2016) За эстетикой — будущее философии. (https://www.colta.ru/articles/art/12175-grem-harman-za-estetikoy-buduschee-filosofii).

14. Хаттон П. (2004) История как искусство памяти, СПб: Владимир Даль.

15. Цицерон Марк Туллий (1972) Трактаты об ораторском искусстве. Кн. II. М., Наука.

16. Alcaraz E. (2017) Les lieux de mémoire de la guerre d’indépendance algérienne, Paris: Karthala.

17. Ankersmit F. R. (2004) In Praise of Subjectivity. Carr D., R. Flynn Th., Makkreel R. A. (eds.) The Ethics of History, Evanston: Northwestern University Press: 3-26..

18. Boer P. den (2012) (Hrsg.) Europaische Erinnerungsorte, München: Oldenbourg Verlag. 3 Bde.

19. Boer P. den, Frijhoff W. (1993) (dir.) Lieux de mémoire et identités nationales, Amsterdam: Amsterdam University Press.

20. Fernández-Götz M. (2014) Identity and Power: The Transformation of Iron Age Societies in Northeast Gaul, Amsterdam: Amsterdam University Press.

21. Finkielkraut A. (2007) “Qu’est-ce qu’être français aujourd’hui? Entretien avec Pierre Nora et Paul Thibaud.” Alain Finkielkraut (ed.) Qu’est-ce que la France? Paris: Stock: 259.

22. François E., Schultze H. (2007) (dir.) Mémoires allemandes, Paris: Gallimard. 37

23. François E., Schulze H. (2005) (Hrsg.) Deutsche Erinnerungsorte: eine Auswahl, Bonn: Bundeszentrale fur politische Bildung.

24. Gaut B. (2007) Art, Emotions and Ethics, New York: Oxford University Press.

25. Gervereau L. (2011) Les images mentent ? Manipuler les images ou manipuler le public, Paris. (www.gervereau.com).

26. Gibson J. (2008) Cognitivism and the Arts. Philosophy Compass, 3: 1-17.

27. Hartog F. (1995). Temps et Histoire. «Comment écrire l’histoire de France?» Annales. Histoire, Sciences Sociales, 50 (6): 1219-1236.

28. Hartog F. (2013). Croire en l’Histoire, Paris: Flammarion. Isnenghi M. (1997) I luoghi della memoria, Roma-Bari: Laterza.

29. Kieran M., Lopes D. M. (2006) Knowing Art: Essays in Aesthetics and Epistemology, New York: Springer.

30. Le Goff J. (1978) (dir.) La nouvelle histoire, Paris: Retz-C. E.P. L.

31. Le Goff J., Nora P. (1974) (dir.) Faire de l’histoire: nouveaux problêmes, Paris: Gallimard. Nivat G. (2007) (dir.) Les sites de la mémoire russe, Paris: Fayard.

32. Nora P. (1962) Ernest Lavisse: Son rôle dans la formation du sentiment national. Revue historique, 463: 73-106.

33. Nora P. (1977) Mémoire de l’historien, mémoire de l’histoire: Entretien avec J.-B. Pontalis. Nouvelle revue de psychanalyse, 15–16: 221-232.

34. Nora P. (1980) Que peuvent les intellectuels ? Le Débat, 1 (1): 3-19.

35. Nora P. (1996) (ed.) Realms оf Memory: The Construction of the French Past, Vol. I: Conflicts and Divisions, New York: Columbia University Press.

36. Olick J. K. (2007) Figurations of Memory: A Process-relational Methodology Illustrated on the German Case. J. K. Olick (ed.) The Politics of Regret: on Collective Memory and Historical Responsibility, New York: Routledge: 86-118.

37. Poux, M. (2012) Religion, sanctuaires et pratiques cultuelles en Gaule: Quarante ans d’innovations. Olivier L. (ed.) Le musée d’archéologie nationale et les Gaulois du XIXe au XXIe siècle. Antiquités nationales, Numéro spécial. Saint-Germain-en-Laye: Musée d’archéologie nationale: 151–169.

38. Rider J. Le, Csáky M., Sommer M. (2002) (Hrsg.) Transnationale Gedachtnisorte in Zentraleuropa, WienMünchen-Bozen: Studien Verlag.

39. Rose D. S. (2016) Lieux de Mémoire, Central Places, and the Sanctuary of Ribemontsur-Ancre: A Preliminary Look. Mandich M. J., Derrick T. J., Gonzalez Sanchez S., Savani G., Zampieri, E. (eds) Proceedings of the Twenty-Fifth Annual Theoretical Roman Archaeology Conference, Leicester 2015, Oxford: Oxbow Books: 57–75.

40. Sabrow M. (2009) (Hrsg) Erinnerungsorte der DDR, München: Beck.

41. Sas N. C. F. van (1995) (ed.) Waar de Blanke Top der Duinen. En Anderevaderlandse Herinnerigen, Amsterdam: Pandora pockets.

42. Schwartz V. R. (2001) Walter Benjamin for Historians. The American Historical Review, 106 (5):1721-1743.

43. Tamás B. (2013) Ghosts as Sites of Memory. Varga P., Katschtaler K., Morse D. E., Takács M. (szerk.) Loci Memoriae Hungaricae I: The Theoretical Foundations of Hungarian ’lieux de mémoire’, Debrecen: Debreceni Egyetemi Kiadó: 152-68.

44. Tomas V. (1959) Aesthetic Vision. The Philosophical Review, 68 (1): 52-67.

45. Troyansky D. G. (1998) Review Reviewed Work(s): Realms of Memory: The Construction of the French Past, Vol. One: Conflicts and Divisions by Pierre Nora, Lawrence D. Kritzman and Arthur Goldhammer. The History Teacher, 32 (1): 135-136.

46. Valensi L. (1995) Histoire nationale, histoire monumentale. Les lieux de mémoire (note critique). Annales-Histoire Sciences sociales, 6: 1271-1277.

47. Weber M. (2011) (Hrsg.) Erinnerungsorte in Ostmitteleuropa. Erfahrungen der Vergangenheit und Perspektiven, München: Oldenbourg Verlag.

48. Young J. O. (2001) Art and Knowledge, London-New York: Routledge.


Рецензия

Для цитирования:


Головашина О.В. Места памяти: между метафорой и концептом. Социология власти. 2022;34(1):18-38. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2022-1-18-38

For citation:


Golovashina О.V. Realms of Memory: between Metaphor and Concept. Sociology of Power. 2022;34(1):18-38. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2074-0492-2022-1-18-38

Просмотров: 103


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-0492 (Print)
ISSN 2413-144X (Online)