От свободы к освобождению
https://doi.org/10.22394/2074-0492-2024-1-8-28
Аннотация
Рассматривая парадоксы свободы/освобождения, автор предлагает соотносить freedom и liberty как «абстрактную» и «конкретную свободу» у Гегеля. Первая предполагает способность делать то, что хочешь, независимо от социальных правил и обычаев; вторая — это свобода, ограниченная и одновременно поддерживаемая набором социальных норм. Разрыв между этими понятиями и составляет пространство фактической свободы, создающее напряжение между универсальностью закона и попытками сформулировать исключения из него. Есть запреты, которые, как ожидается, могут быть нарушены только непублично, и даже такие, о существовании которых публично нельзя даже сообщать. Важная функция таких запретов — поддержание видимости, и не обязательно только в недемократических режимах — современный начальник может демонстрировать, что он лишь первый среди равных, но на самом деле он остается нашим начальником. Здесь отношения господства функционируют через их отрицание: мы не только обязаны подчиняться, но и обязаны действовать так, как будто господства не существует. Возможно, сегодня более чем когда-либо механизм цензуры вмешивается преимущественно для повышения эффективности самого дискурса власти. В современном капитализме гегемонистская идеология включает в себя и критическое знание, нейтрализуя тем самым его эффективность: критическая дистанция по отношению к социальному порядку является той самой средой, посредством которой он воспроизводит себя. Так, художественные биеннале, позиционируясь как форма сопротивления глобальному капитализму, фактически оборачиваются актом капиталистического самовоспроизводства. Иллюстрируя способ освобождения через отказ от того, что ты желаешь более всего, автор анализирует кейс Малкольма Икса. Выбор Х в качестве фамилии — демонстрация новой (отсутствующей) идентичности, этот жест делает доминирование белых бессмысленным, превращает его в игру без партнера, без которого невозможна сама игра. Истинное освобождение, таким образом, по определению предполагает символическое самоубийство.
Об авторе
С. ЖижекВеликобритания
Славой Жижек — словенский философ
Лондон
Нью-Йорк
Любляна
Список литературы
1. Balibar E. (1998) Spinoza and Politics, New York: Verso.
2. Derrida J. (1992) Acts of Literature, New York: Routledge.
3. Hook D. W. (2020) White anxiety in (post)apartheid South Africa. Journal for the Psychoanalysis of Culture and Society, 25(4): 612-631. https://doi.org/10.1057/s41282-02000178-1
4. Kafka F. (1995) The Problem of Our Laws. The Complete Stories, New York: Schocken Books.
5. Libet B. (1985) Unconscious cerebral initiative and the role of conscious will in voluntary action. Behavioral and Brain Sciences, 8(4): 529-539. https://doi.org/10.1017/S0140525X00044903
6. Libet B. W. (1999) Do we have free will? Journal of Consciousness Studies, 6 (8-9): 47-57. http://pacherie.free.fr/COURS/MSC/Libet-JCS1999.pdf
7. Moss D. (2021) On Having Whiteness. Journal of the American Psychoanalytic Association, 69(2): 355-371. https://doi.org/10.1177/00030651211008507
Рецензия
Для цитирования:
Жижек С. От свободы к освобождению. Социология власти. 2024;36(1):8-28. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2024-1-8-28
For citation:
Žižek S. From Freedom to Liberation. Sociology of Power. 2024;36(1):8-28. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2074-0492-2024-1-8-28