Причины возникновения и роста социальных движений в контексте интернет-исследований
https://doi.org/10.22394/2074-0492-2022-4-210-226
Аннотация
Статья посвящена описанию и классификации причин возникновения и роста социальных движений в контексте распространения интернет-сетей. Выделяется пять групп причин возникновения и развития социальных движений на трех уровнях исследования общества. Функциональные причины, находящиеся на макроуровне анализа, структурные и пространственные условия, предоставляющие поле возможностей для протестной деятельности, психологические и идеологические причины, мотивирующие участников социальных движений на микроуровне. Выделенные причины разбиваются на пять тем, каждая из которых соотносится с именами классиков XIX столетия, занимавшихся тематизацией и разработкой соответствующей причины: а) тема Дюркгейма — общее коммуникативное пространство; б) тема Тенниса — психическая мотивация; в) тема Маркса — «объективные» структурные напряжения в обществе; г) тема Вебера — изменение структуры политических возможностей; д) тема Сен-Симона и Конта — идеологическая мотивация. В статье осуществлено двойное теоретическое движение. С одной стороны, описываются причины возникновения и роста социальных движений, с другой — указываются классические исследования социальных движений и современные интернет-исследования, в рамках которых данные причины получили свое описание. Обозначенные темы составляют своего рода координатную сетку, которая позволяет установить причины появления и развития социальных движений. В конкретных социальных движениях одна или несколько причин могут преобладать или, напротив, влиять лишь в незначительной степени в сравнении с другими. Ни одна из причин, взятая в отдельности, не представляет собой достаточного основания для роста социальных движений и протестной активности, поэтому при изучении социальных движений должна учитываться каждая.
Ключевые слова
Об авторе
Е. Г. ЦурканРоссия
Цуркан Евгений Геннадьевич — кандидат философских наук, старший преподаватель
Москва
Список литературы
1. Бараш Р. Э., Антоновский А. Ю. (2019) Новые социальные движения и их эволюция в сетевую эпоху. Вопросы философии, № 7: 99‒110.
2. Гидденс Э., Саттон Ф. (2019) Основные понятия в социологии. М.: Изд. дом Высшей школы экономики.
3. Гусейнов А. Ш. (2012) Феномен протестного поведения. Южно-российский журнал социальных наук, № 2: 82‒96.
4. Драчева E. А., Щербак А. Н. (2012) Политический Интернет и гражданское общество на выборах 2011–2012 гг. Публичная политика-2011: сборник статей. СПб.: Норма: 26‒39.
5. Кныжова З. З., Суслов И. В. (2019) Потенциал и перспективы политической мобилизации в интернет-пространстве: обзор эмпирических исследований в мировом и российском контексте. Власть, № 5: 59‒66.
6. Колозариди П. В., Ульданов А. А. (2015) Интернет и общественные движения: анализ развития тематики в базах ScienceDirect и SCOPUS. Социологический журнал, 21 (3): 105‒128.
7. Момджян К. Х., Бараш Р. Э. (ред.) (2019) Новые социальные движения в сетевую эпоху: статьи, интервью, экспертные заключения: Монография, М.: Русское общество истории и философии науки.
8. Цирель С. В. (2012) Условия возникновения революционных ситуаций в арабских странах. Системный мониторинг глобальных и региональных рисков: Арабская весна 2011 года, М.: Либроком / URSS: 162‒174.
9. Штомпка П. (1996) Социология социальных изменений, М.: Аспект Пресс.
10. Adamson M., Borgos S. (1984) This Mighty Dream: Social Protest Movements in the United States, Boston: Routledge Kegan & Paul.
11. Allagui I., Kuebler J. (2011) The Arab Spring and the Role of ICTs: Editorial Introduction. International Journal of Communication, № 5: 1435‒1442.
12. Blumer H. (1969) Collective Behavior. Principles of Sociology, New York: Barnes&Noble: 165‒221.
13. Bottero W. (2020) A Sense of Inequality, London: Rowman & Littlefield Publishers.
14. Calderaro A. (2018) Social Media and Politics. The SAGE Handbook of Political Sociology, Sage Publications: 781‒796.
15. Castells M. (2013) Communication power, Oxford: Oxford University Press.
16. Castells M. (2012) Networks of Outrage and Hope: Social Movements in the Internet Age, Cambridge: Polity Press.
17. Gonzales-Bailon S., Wang N. (2016) Networked disconnected: The anatomy of protest campaigns in social media. Social Networks, № 44: 95‒104.
18. Gonzalez-Bailon S., Borge-Holthoefer J., Moreno Y. (2013) Broadcasters and Hidden Influentials in Online Protest Diffusion. American Behavioral Scientist, 50 (7): 943‒965.
19. Gurney J. N., Tierney K. J. (1982) Relative Deprivation and Social Movements: A Critical Look at Twenty Years of Theory and Research. The Sociological Quarterly, (23): 33‒47.
20. Killian L. M. (1964) Social movements. Handbook of modern sociology, Chicago: Rand McNally: 426‒455.
21. Lanier J. (2018) Ten Arguments for Deleting Your Social Media Accounts Right Now, New York: Henry Holt and Company.
22. Melucci A. (1989) Nomads of the Present: Social Movements and Individual Needs in Contemporary Society, London: Hutchinson Radius.
23. Meyer D. S., Tarrow S. G. (1997) The social movement Society: Contentious Politics for a New Century, Oxford: Rowman & Littlefield Publishers.
24. Reuter O. J., Szakonyi D. (2013) Online Social Media and Political Awareness in Competitive Authoritarian Regimes. British Journal of Political Science, 45 (1): 29‒51.
25. Smelser N. J. (1962) Theory of Collective Behavior, New York: Free Press of Glencoe.
26. Wolfsfeld G., Segev E., Sheafer T. (2013) Social Media and the Arab Spring Politics Comes First. International Journal of Press/Politics, 18 (2): 115‒137.
27. Zittrain J. L. (2008) The Future of the Internet — And How to Stop It, New Haven: Yale University Press & London: Penguin.
Рецензия
Для цитирования:
Цуркан Е.Г. Причины возникновения и роста социальных движений в контексте интернет-исследований. Социология власти. 2022;34(3-4):210-226. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2022-4-210-226
For citation:
Tsurkan E.G. Reasons for the Emergence and Increase of Social Movements in the Context of Internet Studies. Sociology of Power. 2022;34(3-4):210-226. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2074-0492-2022-4-210-226