Preview

Социология власти

Расширенный поиск

Жизнь, смерть и политическое: экзистенциальные основания учений Томаса Гоббса и Карла Шмитта

https://doi.org/10.22394/2074-0492-2022-4-72-101

Аннотация

Политические учения Томаса Гоббса и Карла Шмитта обнаруживают фундаментальные онтологические конструкции, отражающие генезис, становление и уничтожение политического бытия. В статье прослеживаются сходства и различия онтологических оснований двух политических проектов. Особенностями используемого подхода являются опора на теоретический анализ изображения, размещенного на обложке трактата «Левиафан», а также привлечение концептуального аппарата проекта Homo sacer итальянского мыслителя Джорджо Агамбена. Использование данной оптики позволяет содержательно охарактеризовать политическое значение наличного народа (народа, составленного из живых людей) в рамках учений Гоббса и Шмитта и зафиксировать значительное расхождение двух проектов в этом аспекте. Фиксируется тот факт, что политическое существование в системе координат философии Гоббса предполагает тотальную деполитизацию наличного народа. Делается вывод, что условием, создающим и поддерживающим данную конструкцию (и потому обладающим онтологическим значением), является жизнь представителей наличного народа. Обеспечение ее безопасности сувереном потенциально сохраняет его собственную жизнь и признание со стороны подданных. Исследование учения Шмитта обнаруживает политическую значимость наличного народа как соучастника производства политической воли в рамках аккламационных процедур. Поскольку политическая воля в контексте философии Шмитта мыслится исключительно в контексте политической вражды, необходимым горизонтом которой является вооруженное противостояние, делается вывод о том, что политическая значимость наличного народа сопряжена с готовностью его представителей умереть на войне. В связи с тем, что политическое существование, согласно Шмитту, генерируется в рамках принятия решения о коллективном враге (потенциальной стороне вооруженного конфликта), соучастником которого является наличный народ, исходящая от его представителей решимость принятия перспективы собственной смерти должна быть рассмотрена как ключевой фактор политической онтологии Карла Шмитта. На этом фоне предполагается, что проект «Бытия и времени» Мартина Хайдеггера может быть рассмотрен в качестве шмиттовской неписаной онтологии индивидуального бытия.

Об авторе

В. И. Бродский
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

Владимир Игоревич Бродский — старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Института общественных наук

Москва



Список литературы

1. Агамбен Д. (2011a) Homo sacer. Суверенная власть и голая жизнь, М.: Издательство «Европа».

2. Агамбен Д. (2011b) Homo sacer. Чрезвычайное положение, М.: Издательство «Европа».

3. Агамбен Д. (2021) Stasis. Гражданская война как политическая парадигма. Homo sacer II, 2, СПб.: Владимир Даль.

4. Башков В. (2022) Репетиция политического. Сёрен Кьеркегор и Карл Шмитт, СПб.: Владимир Даль.

5. Гоббс Т. (1989a) О гражданине. Сочинения в 2 томах. Т. 1, М.: Мысль: 270–506.

6. Гоббс Т. (1989b) Левиафан. Сочинения в 2 томах. Т. 2, М.: Мысль.

7. Жижек С. (2014) Щекотливый субъект: отсутствующий центр политической онтологии, М.: ИД «Дело» РАНХиГС.

8. Лёвит К. (2012) Политический децизионизм. Логос, 5 (89): 115–142.

9. Марей А. (2020) «Народ» в политической мысли европейского модерна: Гоббс, Спиноза, Пуфендорф. Слово.ру: Балтийский акцент, 11 (3): 8–24.

10. Третьяк А., Тинус Н. (2019) Политическая логика “Multitudo” в работах Гоббса и Спинозы. Полития, 95 (4): 6–24.

11. Фай Э. (2021) Хайдеггер, введение нацизма в философию: на материале семинаров 1933– 1935 гг., М.: ИД «Дело» РАНХиГС.

12. Филиппов А. (2006) Критика Левиафана. Шмитт К. Левиафан в учении Томаса Гоббса. Смысл и фиаско одного политического символа, СПб.: Владимир Даль: 5–100.

13. Филиппов А. (2009) Актуальность философии Гоббса. Статья вторая. Полития, 55 (4): 141–157.

14. Хабибулин Т. (2020) Спасение традиции. О методологии политико-правового проекта Джорджо Агамбена. Труды Института государства и права Российской академии наук, 15 (4): 127–150.

15. Хайдеггер М. (1995) Самоутверждение немецкого университета. Историко-философский ежегодник. 1994, М.: Наука: 298–304.

16. Хайдеггер М. (2015) Бытие и время, М.: Академический проект.

17. Шмитт К. Понятие политического, СПб.: Наука: 60–92.

18. Шмитт К. (2006) Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса. Смысл и фиаско одного политического символа, СПб.: Владимир Даль.

19. Шмитт К. (2007) Теория партизана, М.: Праксис. — Schmitt C. Theory of the Partisan, M.: Praxis. — in Russ. 99

20. Шмитт К. (2008) Номос Земли в праве народов jus publicum europaeum, СПб.: Владимир Даль.

21. Шмитт К. (2010) Учение о конституции (фрагмент). Шмитт К. Государство и политическая форма, М.: ИД ВШЭ: 33–236.

22. Шмитт К. (2016b) Духовно-историческое состояние современного парламентаризма. Шмитт К. Понятие политического, СПб.: Наука: 93–170.

23. Шмитт К. (2016с) Понятие политического. Шмитт К. Понятие политического, СПб.: Наука: 280–356.

24. Шмитт К. (2016d) Политическая теология. Шмитт К. Понятие политического, СПб.: Наука: 5–59.

25. Abbott M. (2012) No life is bare, the ordinary is exceptional: Giorgio Agamben and the question of political ontology. Parrhesia, 14 (2012): 23–36.

26. Altini C. (2010) “Potentia’as “potestas”. An interpretation of modern politics between Thomas Hobbes and Carl Schmitt. Philosophy & social criticism, 36 (2): 231–252. Bussolini J. (2011) Ongoing Founding Events in Carl Schmitt and Giorgio Agamben. Telos, 157 (Winter 2011): 60–82.

27. Harries K. (1976) Heidegger as a Political Thinker. The Review of Metaphysics, 29 (4): 642–669.

28. Holmes S. (2010) Does Hobbes have a concept of enemy? Tralau J. (ed.) Thomas Hobbes and Carl Schmitt. The Politics of Order and Myth, London and New York: Routledge: 113–132.

29. Kelly D. (2014) Carl Schmitt’s political theory of representation. Journal of the History of Ideas, 65 (1): 113–134.

30. Kristiansson M., Tralau J. (2014) Hobbes’s hidden monster: A new interpretation of the frontispiece of Leviathan. European Journal of Political Theory, 13 (3): 299–320.

31. Marder M. (2010). Groundless Existence: The Political Ontology of Carl Schmitt, London and New York: Continuum.

32. Marder M. (2014) The Question of Political Existence: Hegel, Heidegger, Schmitt. P. Trawny, M. Sá Cavalcante Schuback, M. Marder (eds) On Hegel’s Philosophy of Right. The 1934–35 Seminar and Interpretative Essays, New York: Bloomsbury Academic: 37–48.

33. McCormick J. P. (2016) Teaching in Vain: Carl Schmitt, Thomas Hobbes, and the Theory of the Sovereign State. Meierhenrich J., Simons O. (eds) The Oxford Handbook of Carl Schmitt, New York: Oxford University Press: 269–290.

34. Olsthoorn J. (2015) Why justice and injustice have no place outside the Hobbesian State. European Journal of Political Theory, 14 (1): 19–36.

35. Radloff B. (2005) Heidegger and Carl Schmitt: The Historicity of the Political: Part Two. Heidegger Studies, 21 (2005): 75–94.

36. Radloff B. (2008) Machination and the Political in Heidegger’s “Mindfulness”, Heidegger Studies, 24 (2008): 145–166.

37. Schmitt C. (2014) Volksentscheid und Volksbegehren. Berlin: Duncker & Humblot.

38. Skinner Q. (2022) Bridge between Art and Philosophy: The Case of Thomas Hobbes. European Review, 30 (5): 627–638.

39. Slomp G. (2010) The liberal slip of Thomas Hobbes’s authoritarian pen. Tralau J. (ed.) Thomas Hobbes and Carl Schmitt. The Politics of Order and Myth, London and New York: Routledge: 99–112.

40. Stanton T. (2011) Hobbes and Schmitt. History of European Ideas, 37 (2): 160–167. Thomsen J. A. (1997) Carl Schmitt — The Hobbesian of the 20th Century? Social Thought & Research, 20 (1/2): 5–28.

41. Tralau J. (2010) Thomas Hobbes, Carl Schmitt, and three conceptions of politics. Critical Review of International Social and Political Philosophy, 13 (2–3): 261–274.

42. Vaughan-Williams N. (2016) Carl Schmitt, Giorgio Agamben and the “nomos” of contemporary political life. S. Prozorov, S. Rentea (eds) The Routledge Handbook of Biopolitics, London and New York: Routledge: 140–154.

43. Wolin R. (1990) The Politics of Being, New York and Oxford: Columbia University Press.

44. Wolin R. (1990b) Carl Schmitt, Political Existentialism, and the Total State. Theory and Society, 19 (4): 389–416.

45. Wolin R. (1992) Carl Schmitt: The Conservative Revolutionary Habitus and the Aesthetics of Horror. Political Theory, 20 (3): 424–447.

46. Zaffini S. (2020) Real Unity and Representation in Hobbes, Schmitt, and Barth. Polity, 52(1): 35–63.


Рецензия

Для цитирования:


Бродский В.И. Жизнь, смерть и политическое: экзистенциальные основания учений Томаса Гоббса и Карла Шмитта. Социология власти. 2022;34(3-4):72-101. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2022-4-72-101

For citation:


Brodskiy V.I. Life, Death, and the Political: Existential Foundations of Thomas Hobbes’s and Carl Schmitt’s Teachings. Sociology of Power. 2022;34(3-4):72-101. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2074-0492-2022-4-72-101

Просмотров: 129


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-0492 (Print)
ISSN 2413-144X (Online)