Preview

Социология власти

Расширенный поиск

Фабрики «темных» ответов, или четыре негативных свойства современных опт-ин онлайн-панелей

EDN: YMCUPJ

Аннотация

Лабораторией методологии социальных исследований ИнСАП РАНХиГС в течение 2018 года проведена серия экспертных интервью с руководителями и специалистами компаний, работающих на рынке онлайн-исследований. Предметом обсуждений стали опт-ин онлайн-панели - наиболее востребованный и динамично развивающийся метод проведения онлайн-опросов. Выделены четыре негативные свойства, характеризующие современные российские онлайн-панели. Во-первых, доминирование юридической фактографии, или правового описания социальных явлений в ущерб экспериментальным средствам наблюдения. Формализм и стандартизация процедур работают на переопределение социального и методического фактов в юридический, согласно которому качество определяется соответствием предустановленной процедуре и законодательным нормам, а не здравому смыслу или научным критериям. Во-вторых, панельные опросы перенасыщены сфальсифицированными данными, ответами, сформулированными в ироничной, игровой тональности, не отвечающей требованиям опросной индустрии. Базовым психологическим состоянием всех участников опроса выступает недоверие по отношению к искренности друг друга. Игра по затемнению недоверия есть один из элементов культуры фальсификаций, направленной на легитимацию устоявшегося порядка. В-третьих, сформировался институт уклонения от ошибок, игнорирование и замалчивание регулярных смещений, редактирование и чистка массивов без сохранения первоначальных следов фальсификаций. Наконец, в-четвертых, основные игроки исследовательского рынка демонстрируют механику затемнения данных и существенно снижают эвристичность получаемой информации. Критическое описание онлайн-панелей, представленное в статье, направлено на переосмысление развития цифровых исследований в опросной отрасли, обозначение вызовов и точек роста для методической культуры сбора и анализа данных.

Об авторе

Дмитрий М. Рогозин
РАНХиГС
Россия

Кандидат социологических наук, старший 
научный сотрудник, заведующий Лабораторией методологии социальных исследований Института социального анализа и прогнозирования 



Список литературы

1. Адаму Б., Беркс Д. (2016) Использование исследовательских игр вместо геймифицированных опросов. Влияние метода исследовательских игры на вовлеченность респондентов и вероятность их будущего участия в подобных проектах.

2. Онлайн исследования в России: тенденции и перспективы. Под ред. А.В. Шашкина, И.Ф. Девятко, С.Г. Давыдова. М.: Изд-во МИК: 267-322.

3. Ревилла М., Очоа К., Турбина А. (2016) Новое поколение онлайн-анкет? Использование преимуществ интерактивного интернета. Онлайн исследования в России: тенденции и перспективы. Под ред. А.В. Шашкина, И.Ф. Девятко, С.Г. Давыдова. М.: Изд-во МИК: 133-160.

4. Brick J.M., Frankel M.R., Dillman D.A., Groves R., et al. (2010) Research synthesis AAPOR report on online panels. Public Opinion Quarterly. 74(4): 711-781.

5. Comley P. (2005) Understanding the online panelist /Worldwide panel research: Development and progress. Amsterdam: ESOMAR.

6. Couper M.P. (2017) New developments in survey data collection. Annual Review of Sociology. 43:121-145.

7. Couper M.P. (2000) Web surveys: A review of issues and approaches. Public Opinion Quarterly. 64(4): 464-494.

8. Keusch F. (2015) Why do people participate in web surveys? Applying survey participation theory to Internet survey data collection. Management Review Quarterly. 65:183-216.

9. Martinsson, J., Dumitrescu D., Riedel K. (2017) Recruiting an online panel from another online survey: Consequences of framing and placement of the recruitment question. International Journal of Public Opinion Research. 29(2): 339-351.

10. Paas L. J., Morren M. (2018) Please do not answer if you are reading this: Respondent attention in online panels. Marketing Letters. 29(1): 13-21.

11. Poynter R., Comley P. (2003) Beyond online panels. Proceeding of the ESOMAR Technovate Conference. Amsterdam: ESOMAR, 2003.

12. Revilla M. (2017) Analyzing survey characteristics, participation, and evaluation across 186 surveys in an online opt-in panel in Spain. Methods Data Analysis. 11(2): 135-162.

13. Sarstedt М., Bengart P., Shaltoni A.M. et al. (2018) The use of sampling methods in advertising research: A gap between theory and practice. International Journal of Advertising. 39(4): 650-663.

14. Total survey error in practice (2017) Ed. by P. P. Biemer, E. de Leeuw, S. Eckman, B. Edwards, F. Kreuter, L. E. Lyberg, N. C. Tucker, В. T. West. New York: Wiley.


Рецензия

Для цитирования:


Рогозин Д.М. Фабрики «темных» ответов, или четыре негативных свойства современных опт-ин онлайн-панелей. Социология власти. 2018;30(3):38-53. EDN: YMCUPJ

For citation:


Rogozin D.M. “Dark Answer” Factories or Four Negative Features of Modern Opt-in Online Panels. Sociology of Power. 2018;30(3):38-53. (In Russ.) EDN: YMCUPJ

Просмотров: 0


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-0492 (Print)
ISSN 2413-144X (Online)