Спортивные знаменитости: возникновение и эволюция феномена в СССР
EDN: YLLMCL
Аннотация
Статья посвящена феномену спортивных «звезд» в условиях советского общества. В начале работы дается рабочее определение понятия «знаменитость», позволяющее операционализировать конкретно-историческую семантику, связанную со славой и признанием в различных социальных средах. В качестве базовой проблемы ставится вопрос о применимости аналитического языка, выработанного для описания статуса звезд на Западе, к выдающимся спортсменам, пользовавшимся широкой известностью и даже народной любовью в СССР. Проблематизируются механизмы формирования спортивной славы в Советском Союзе и ее особенности, делается краткий экскурс в историю русских и раннесоветских спортивных знаменитостей. Особое внимание уделено реконструкции процесса отбора и повышения популярности выдающихся атлетов посредством СМИ. Анализируется амбивалентность статуса звезд советского спорта, находившихся под пристальным вниманием властей и нередко становившихся объектом острой критики со стороны органов официальной пропаганды. В качестве примера приводится кейс известного футболиста Э. Стрельцова, превратившегося из кумира молодежи в объект травли. Отдельно анализируется динамика в образах спортивных знаменитостей в послесталинское время. Указывается на постепенную «нормализацию» положения советских спортивных звезд в 1970-е годы, все больше превращавшихся из «героических строителей коммунизма» в обычных людей. В заключении делается вывод о том, что звезды спорта функционально выступали в качестве символических репрезентантов существовавшей в СССР системы, и в качестве таковых являлись важным инструментом для производства политических образцов и смыслов. Предполагается, что массовое занятие спортом как одна из целей вмешательства государства в сферу физической культуры заложило основу для возникновения национальной спортивной элиты.
Об авторе
Сильвен ДюфресФранция
Доцент кафедры общественных наук и спорта, член Объединенной исследовательской группы 6025
Список литературы
1. Какие мастера нам нужны (о «чемпионстве»). Физкультура и спорт, 1928, 39.
2. Какие спортсмены нам нужны (о «чемпионстве»). Физкультура и спорт, 1928, 39.
3. Нилин А. (2005) XX век. Спорт, М.: Молодая гвардия.
4. Пискарев A. (1952) Забивной характер. Физкультура и спорт, 7.
5. Томилина Н., Прозуменщиков М., Казарина И. (2014) Белые игры под грифом «секретно»: СССР и Зимние олимпийские игры 1956-1988 гг.
6. Хмельницкая И. (2011) Спортивные общества и досуг в столичном городе начала XX века: Петербург и Москва, М.: Новый хронограф.
7. Charle C. (2011) Discordances des temps, une brève histoire de la modernité, Paris: Armand Colin.
8. Andrews D.L., Jackson S.J. (2001) Sport Stars: The Cultural Politics of Sporting Celebrity, London; New York: Routledge.
9. Boulgakova O. (2003) Les beautés et le pouvoir. N. Laurent (ed.) Le Cinéma «stalinien», questions d'histoire, Toulouse: Presses universitaires du Mirail.
10. Chenu A. (2008) Des sentiers de la gloire aux boulevards de la célébrité, Sociologie des couvertures de Paris Match, 1949-2005. Revue française de sociologie, 49 (1): 5-13.
11. Dufraisse S. (2014) Какие чемпионы нам нужны? Споры о советской спортивной элите в 1928-1929-х годах. [Quels champions nous faut-il? Débats sur l'élite sportive, 1928-1929]. Soviet History Discussion Papers, 4.
12. Edelman R. (2009) Spartak Moscow, a History of the People's Team in the Workers' State, Ithaca/Londres: Cornell University press.
13. Faure J.-M., Suaud C. (2011) La raison des sports, Sociologie d'une pratique universelle et singulière, Paris: Raisons d'agir.
14. Fleuriel S. (2004) Le Sport de haut niveau en France, sociologie d'une catégorie de pensée, Grenoble: Presses universitaires de Grenoble.
15. Grant S. (2013) Physical Culture and Sport in Soviet Society, Propaganda, Acculturation and Transformation in the 1920s and 1930s, New York: Routledge.
16. Heinich N. (2011) La culture de la célébrité en France et dans les pays anglophones. Une approche comparative. Revue française de sociologie, 52 (2): 353-372.
17. Heinich N. (2012) De la visibilité. Excellence et singularité en régime médiatique, Paris, Gallimard, «Bibliothèque des Sciences humaine».
18. Juan M. (2011) La célébrité a l'heure de la reproductibilité. L'invention de la star de cinéma en France pendant l’entre-deux-guerres, Hypotheses: 127-144.
19. Juan M., Picard N. (2011) Célébrité, gloire, renommée. Introduction a l’étude historique du fait d'être connu de ceux que l'on ne connait pas. Hypotheses: 87-96.
20. Lilti A. (2014) Figures publiques, l'invention de la célébrité, 1750-1850, Paris: Fayard.
21. Marshall P.D. (2006) The Celebrity Culture Reader, New York/Londres: Routledge.
22. Mertin E. (2009) Presenting Heroes: Athletes as Role Models for the New Soviet Person. The International Journal of the History of Sport, 26 (4): 469-483.
23. Mignon P. (2007) Les deux performances. Ce que les medias ont fait des sportifs. Le Temps des médias, 9: 149-163.
24. Morin E. (1972) Les Stars, Paris: Editions du Seuil.
25. O'Mahony M. (2006) Sport in the USSR, Physical Culture-Visual Culture, Londres: Reaktion books.
26. Roth-Ey Kristin (2003) Mass Media and the Remaking of Soviet Culture, 1950-1960s, Ph.D. sous la direction de Stephen Kotkin et Laura Engelstein, Université de Princeton.
27. Venayre S. (2012) Disparu! Enquête sur Sylvain Venayre, Paris: Les Belles Lettres.
28. Ville S. (2016) Georges Carpentier, naissance d'une célébrité sportive (1894-1926). Genèses, 103: 49-71.
29. Wünsche I. (2000) Homo Sovieticus: The Athletic Motif in the Design of the Dynamo Metro Station. Studies in the Decorative Arts, 7 (2): 65-90.
Рецензия
Для цитирования:
Дюфрес С. Спортивные знаменитости: возникновение и эволюция феномена в СССР. Социология власти. 2018;30(2):83-100. EDN: YLLMCL
For citation:
Dufraisse S. The Advent of Sport Celebrities: How to Analyzethe Celebrity Phenomena in Soviet Union. Sociology of Power. 2018;30(2):83-100. (In Russ.) EDN: YLLMCL