Фандомы — сообщества цифровой эпохи: гибридная культура в околоспортивном измерении
EDN: VKAHIC
Аннотация
Статья посвящена обзору актуальных направлений в изучении фандомов как явления эпохи экспансии медиакультуры и, в частности, фандомов, связанных со спортом. Интенсивное развитие цифровых технологий сместило фокус внимания fan studies на формы организации фан-сообществ/фан-культур, которые возникли и поддерживаются благодаря принципиально новым коммуникативным возможности. Возникновение фандомов как особой субкультуры и среды совместного творчества в среде поклонников литературных произведений, телесериалов, комиксов и компьютерных игр стало ярким феноменом и в околоспортивном пространстве. Реализация групповых интересов и потребностей с помощью новых технологий породила особый тип сообществ - медиафандомов. В статье рассматривается, как в условиях цифрового общества трансформируются ключевые проблемы fan studies: вопросы идентичности, соотношения субкультуры и доминирующей культуры, пересечения фан-культуры и массовой/популярной культуры, культурного производства и потребления. Рассмотрен один из важных атрибутов жизни фандомов - так называемое креативное потребление, в том числе в такой его форме, как «текстовое браконьерство». Анализ фан-творчества и его продуктов (артефактов) выявляет тенденцию к гибридности, которая проявляется в освоении артефактов других субкультурных сообществ и как следствие - в размывании границ собственно спортивных фандомов. Деятельность фандомов рассматривается в перспективе «экономики дара/дарения» (gift economy) как адекватной модели для описания безвозмездной кооперации, креативного производства и распространения фан-продукции. Рассмотрены такие особенности спортивных цифровых фандомов, как «запойное смотрение» и «ожидание»/«предвкушение»; лиминальность этих сообществ за счет ситуативного/событийного включения людей, не в полной мере разделяющих субкультурные ценности. Описаны агрессивные формы противостояния «чужим фандомам» в виртуальном пространстве (формирование «хейтдомов»), порождаемые как спецификой фан-культуры, так и соревновательной природой самого спорта.
Ключевые слова
Об авторах
Ирина М. БыховскаяРоссия
Доктор философских наук, профессор, профессор Института естествознания и спортивных технологий.
Ирина Ю. Люлевич
Россия
Кандидат педагогических наук, доцент Института естествознания и спортивных технологий
Список литературы
1. Бауман З. (2008) Текучая современность, СПб.: Питер.
2. Бримсон Д. (2004) Фанаты: Триумфальное шествие футбольных хулиганов по Европе, СПб.: Амфора.
3. Быховская И.М. (2015) Спорт в «силовом поле» противостояния культуры и цивилизации. Н.О. Осипова (ред.). Спорт как феномен современной культуры в пространстве междисциплинарных исследований, Киров: Изд-во ВятГГУ: 6-17.
4. Горюнов П.Ю. (2015). Формальные и неформальные структуры в среде футбольных болельщиков Санкт-Петербурга. Дис.. канд. социол. наук, СПб: СПбГУ.
5. Дебор Ги (1999) Общество спектакля, М.: Логос.
6. Козлов В. (2008) Фанаты. Прошлое и настоящие российского околофутбола, СПб.: Амфора.
7. Люлевич И.Ю. (2017) Спортивный медиатекст как репрезентация современной культурной ситуации. Информационное пространство современного спорта: социокультурные и лингвистические аспекты, М.: Изд-во РГУФКСМиТ: 112-121. (http://se.sportedu.ru/sites/se.sportedu.ru/files/sbornik_materialov_konferencii_kaf. filologii.2017.pdf).
8. Маклюэн М.Г. (2018) Понимание медиа. Внешние расширения человека, М.: Кучково поле.
9. Cheal D. (2016) The Gift Economy, NY: Routledge.
10. Couldry N., Hepp A. (2017) The Mediated Construction of Reality, Cambridge: Polity Press. Ehn B., Löfgren O. (2010) The Secret World of Doing Nothing, University of California Press.
11. Gray J., Sandvoss C., Harrington C.L. (eds) (2007) Fandom: Identities and Communities in a Mediated World, New York: NYU Press.
12. Grossberg L. (2010) Cultural Studies in the Future Tense, London: Duke Univ. Press. Hills M. (2017а) Always-On Fandom, Waiting and Bingeing: Psychoanalysis as an Engagement with Fans' "Infra-Ordinary" Experiences. M.A. Click, S. Scott (eds). The Routledge Companion to Media Fandom, Routledge: 18-24.
13. Hills M. (2017b) From Fan Culture/Community to the Fan World: Possible Pathways and Ways of Having Done Fandom. Palabra Clave, 20 (4): 856-883.
14. Jacobson B. (2003) The Social Psychology of the Creation of a Sports Fan Identity:. A Theoretical Review of the Literature. Athletic Insight. The Online Journal of Sport Psychology, 5 (http://www.athleticinsight.com/Vol5Iss2/FanDevelopment.htm).
15. Jenkins H. (2013) Textual Poachers: Television Fans and Participatory Culture. Studies in Culture and Communication, N.Y.; London: Routledge.
16. Jenkins H. (2006) Fans, Bloggers, and Gamers: Exploring Participatory Culture, N.Y.: New York University Press.
17. Johnson D. (2017) Fantagonism, Franchising, and Industry Management of Fan Privilege.
18. M.A. Click, S. Scott eds). The Routledge Companion to Media Fandom, Routledge: 395-406.
19. Larsen K., Zubernis L. eds) (2012) Fan Culture: Theory/Practice, Cambridge.
20. Pearson R. (2010) Fandom in the Digital Era. Popular Communication. The International Journal of Media and Culture, 8 (1): 84-95.
21. Stein L.E. (2017) Tumblr Fan Aesthetics. M.A. Click, S. Scott (eds). The Routledge Companion to Media Fandom, Routledge: 86-98.
22. Theodoropoulou V. (2017) "Just to Pique Them". Takings Sides, Social Identity and Sport Audiences. The Routledge Companion to Media Fandom, Routledge: 221-230.
23. Wiatrowski M. (2011) The Dynamics of Fandom: Exploring Fan Communities in Online Spaces. The Fourth Annual Folklore and Ethnomusicology Joint University Conference,.
24. Indiana University. (www.academia.edu/491940/The_Dynamics_of_Fandom_Ex-ploring_Fan_Communities_in_Online_Spaces).
Рецензия
Для цитирования:
Быховская И.М., Люлевич И.Ю. Фандомы — сообщества цифровой эпохи: гибридная культура в околоспортивном измерении. Социология власти. 2018;30(2):40-54. EDN: VKAHIC
For citation:
Bykhovskaya I.M., Lyulevich I.Yu. Fandoms — Communities of the Digital Age: Hybrid Culture in the “NearSports” Dimension. Sociology of Power. 2018;30(2):40-54. (In Russ.) EDN: VKAHIC