Насилие и сакральное как топос французской мысли XX–XXI веков
https://doi.org/10.22394/2074-0492-2022-4-8-28
Аннотация
Статья является попыткой рассмотреть концептуальную связку насилия и сакрального как общее место (или «топос») французской научной, философской и религиозной мысли XX–XXI веков и объяснить, почему эта тема была столь актуальна и привлекала множество непохожих мыслителей. В качестве основных примеров взято шесть авторов: Ж. Батай, Р. Кайуа, Р. Жирар, Э. Левинас, М. Элиаде, Ю. Кристева. В целях анализа в работе выделяются три «общих множителя», которые объединяют всех или часть из них. Во-первых, это общее влияние со стороны французской социологической школы (Э. Дюркгейма, А. Юбера и М. Мосса, Ж. Дюмезиля, Р. Герца и других). В числе прочего, эти ученые рассматривали значение в религии крови, жестокой аскезы и жертвоприношения, а также концептуализировали насилие как залог социального единения (Дюркгейм) либо как фактор перехода из профанного мира в сакральный (Юбер и Мосс). Во-вторых, рефлексия этих шести мыслителей была инспирирована реальным насилием, к осмыслению которого они привлекают концепт сакрального. В частности, на их рефлексию серьезно повлиял культурный и личный опыт мировых войн. В-третьих, эта концептуальная связка является для них ценностно заряженной и задействуется для создания новой религии, или гетеродоксального веротворчества. При этом в качестве отправной точки для этого веротворчества используется католическое или православное христианство, христианский атеизм, а также иудаизм. В заключение автор отмечает, что даже если сегодня этот топос практически забыт, то, несомненно, сохраняет значение для истории социологии и философии, а также культуральной истории.
Об авторе
А. И. ЗыгмонтРоссия
Зыгмонт Алексей Игоревич — кандидат философских наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории комплексных исторических исследований Школы актуальных гуманитарных исследований Института общественных наук
Москва
Список литературы
1. Зенкин С. (2014) Небожественное сакральное. Теория и художественная практика, М.: РГГУ.
2. Зыгмонт А., Дюков Д. Философия насилия и сакрального Ж. Батая и Р. Жирара в сравнительной перспективе. Религиоведческие исследования, 1(15): 29–72.
3. Зыгмонт А. Святая негативность: насилие и сакральное в философии Жоржа Батая, М.: Новое литературное обозрение, 2018.
4. Иванов Вяч. Вс. (2009) Происхождение и трансформации фабулы баллады о Мастере Маноле. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 5. Мифология и фольклор, М.: Знак: 307–320.
5. Коначева С. (2019) Бог после Бога. Философская теология в постметафизическую эпоху, М.: РГГУ, 2019.
6. Ленель-Лавастин А. (2002) Забытый фашизм: Ионеско, Элиаде, Чоран, М.: Университетская книга.
7. Пылаев М. Категория «священное» в феноменологии религии, теологии и философии XX века, М.: РГГУ, 2018.
8. «Contre-Attaque». Union de lutte desintellectuelsrévolutionnaires (1970). Bataille G. Œuvres complètes. T. 1, Gallimard: 379–383.
9. Arppe T. (2009) Sacred Violence: Girard, Bataille and the Vicissitudes of Human Desire. Distinktion: Journal of Social Theory, 10 (2): 31–58.
10. Bataille G. (1976a) La théorie de la religion. Œuvres complètes. T. 7, Gallimard: 181– 280.
11. Bataille G. (1976b) La Limite de l’utile. Œuvres complètes. T. 7, Gallimard: 181–280.
12. Bataille G. (1987) L’Ėrotisme. Œuvres complètes. T. 10, Gallimard: 7–269.
13. Bataille G. (1988a) La guerre et la philosophie du sacré. Œuvres complètes. T. 12, Gallimard: 47–57.
14. Bataille G. (1988b) Le pur bonheur. Œuvres complètes. T. 12, Gallimard: 478–490.
15. Baudrillard J. (1976) L’échange symbolique et la mort, Gallimard.
16. Baudrillard J. (2007) L’esprit du terrorisme. Le Monde.
17. Caillois R. (1950) L’homme et le sacré, Gallimard.
18. Caillois R. (2012) Bellone, ou la pente de la guerre, Flammarion.
19. Clément C., Kristeva J. (1998) Le féminin et le sacré, Stock.
20. Direk Z. (2015) Bataille and Kristeva on Religion. J. Biles, Kent L. Brintnall (eds.) Negative Ecstasies. Georges Bataille and the Study of Religion, Fordham University Press: 182–201.
21. Dubuisson D. (2014) Twentieth Centuries Mythologies, Routledge.
22. Dumézil G. (1948) Mitra-Varuna, Gallimard.
23. Durkheim É. (2007) Les Formes élémentaires de la vie religieuse, CNRS Éditions.
24. Eliade M. (1937) De ce cred în biruinţa Mişcării Legionare. Buna Vestire, 244: 1–2.
25. Eliade M. (1965) Le sacré et le profane, Gallimard.
26. Galletti M. (éd.) L’Apprenti sorcier: du Cercle communiste démocratique à Acéphale. Textes, lettres et documents (1931–1939) (1999), Éd. de la Différence.
27. Girard R. (1972) La violence et le sacré, Grasset & Fasquelle.
28. Girard R. (1978) Des choses cachées depuis la fondation du monde, Grasset & Fasquelle.
29. Girard R. (2001) La théorie mimétique et la théologie. Celui par qui le scandale arrive: entretiens avec Maria Stella Barberi, Fayard.
30. Girard R. (2007) Achever Clausewitz, Carnets Nord.
31. Goldhammer J. (2005) The Headless Republic: Sacrificial Violence in Modern French Thought, Cornell University Press.
32. Grottanelli C. (2005) Fruitful Death: Mircea Eliade and Ernst Jünger on Human Sacrifice, 1937–1945. Numen, 52 (1): 116–145.
33. Haven C. (2018) Evolution of Desire: A Life of René Girard, Michigan State University Press.
34. Hollier D. (éd.) (1995) Le Collège de Sociologie. 1937–1939, Gallimard.
35. Hubert H., Mauss M. (1899) Essai sur la nature et la fonction du sacrifice. L’Année sociologique, 2: 29–138.
36. Kirwan M. (2005) Discovering Girard, Cowley Publications.
37. Kirwan M. (2009) Girard and Theology, T&T Clark.
38. Kristeva J. (1977) Hérétique de l’amour. Tel Quel, 74: 30–49.
39. Kristeva J. (1980) Pouvoirs de l’horreur. Essai sur l’abjection, Seuil.
40. Kristeva J. (2010) Hatred and Forgiveness, Columbia University Press.
41. Kristeva J. (2013) Visionscapitales: Artset rituels dela décapitation, Éd. de la Martinière.
42. Levinas E. (1963) Difficile liberté. Essais sur le judaïsme, Ėditions Albin Michel.
43. Levinas E. (1990) Nine Talmudic Readings, Indiana University Press.
44. Palaver W. (2013) René Girard’s Mimetic Theory, Michigan State University Press.
45. Reineke M. (1997) Sacrificed Lives: Kristeva on Women and Violence, Indiana University Press.
46. René Girard and Raymund Schwager. Correspondence 1974–1991 (2018) S. Cowdell, C. Fleming, M. Moonsbrugger (eds.) Bloomsbury Academic.
47. Richman M. (2005) The Sacred Group: A Durkheimian Perspective on the Collège de sociologie. Bataille: Writing the Sacred, Routledge: 58–76.
48. Rusu M. (2016) The Sacralization of Martyric Death in Romanian Legionary Movement: Self-sacrificial Patriotism, Vicarious Atonement, and Thanatic Nationalism. Politics, Religion & Ideology, 17 (2–3): 1–25.
49. Săndulescu V. (2007) Sacralised Politics in Action: The February 1937 Burial of the Romanian Legionary LeadersIon Moța and Vasile Marin. Totalitarian Movements and Political Religions, 8 (2): 259–269.
50. Schwager R. (1978) Brauchen wir einen Sündenbock? Gewalt und Erlösung in den biblischen Schriften, Munich: Kosel.
51. Strenski I. (2003) Theology and the First Theory of Sacrifice, Brill.
52. Surya M. (1987) Georges Bataille, la mort à l’œuvre, Gallimard.
53. Traylor A. (2014) Violence has its Reasons: Girard and Bataille. Contagion: Journal of Violence, Mimesis, and Culture, 21: 131–156.
Рецензия
Для цитирования:
Зыгмонт А.И. Насилие и сакральное как топос французской мысли XX–XXI веков. Социология власти. 2022;34(3-4):8-28. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2022-4-8-28
For citation:
Zygmont A. Violence and the Sacred as the Topos of 20st–21st Century French Thought. Sociology of Power. 2022;34(3-4):8-28. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2074-0492-2022-4-8-28