Preview

Социология власти

Расширенный поиск

Поколения вместо классов? Возраст и потребительская революция в России

EDN: ZDDCZN

Аннотация

В статье показывается, что паттерны потребления и характеристики стиля жизни, которые в западных обществах маркируют границы среднего и высшего классов, в России обозначают границы младших возрастных когорт. Используя данные репрезентативного опроса, проведенного в Петербурге в апреле-мае 2017 года, автор демонстрирует с помощью анализа корреспонденций, что формы досуговой активности описываются двумерной структурой, одно из измерений которой соответствует общему уровню (не)активности, а второе - относительному объему культурного капитала. Вопреки тому, что предполагает литература по социологии потребления, не доход и образование, а возраст является фактором, в наибольшей степени влияющим на общий уровень досуговой активности; влияние дохода оказывается ограниченным и по достижении сравнительно невысокого уровня (около 20 000 рублей на члена домохозяйства) сходит на нет. Анализируя данные мониторинга культурной жизни по Петербургу (организатор - М.Е. Илле), доступные с 2005 года, мы показываем, что возраст в этом анализе выступает как индикатор принадлежности к когорте, а не нахождения на фазе биографического цикла. Каждая следующая когорта демонстрирует в целом более высокий уровень активности, причем наиболее велик разрыв между старшими когортами. В заключительной части мы интерпретируем эти результаты как следствие различий в открытости разных поколений для паттернов глобальной статусной культуры. Поддержание определенного стиля жизни, помимо доходов, требует навыков и компетенций, которые легче приобретаются сравнительно молодыми людьми. В условиях, когда стиль жизни импортируется, именно внутренняя неготовность к восприятию его норм может быть основным узким местом, ограничивающим его распространение. В этих условиях возрастные группы приобретают квазиклассовые черты.

Об авторах

Михаил М. Соколов
Европейский университет в Санкт-Петербурге
Россия

Профессор, кандидат социологических наук



Mikhail M. Sokolov
European University at Saint Petersburg
Россия

Professor



Список литературы

1. Белоконная Л.А., Гимпельсон В.Е., Горбачева Т.Л., Капелюшников Р.И., Лукьянова

2. А.Л., Жихарева О.Б. (2007) Формирование заработной платы: взгляд через призму

3. профессий. Вопросы экономики, 10: 52-74. EDN: JVIZFB

4. Илле М.Е. (2016) Участие жителей «культурной столицы» в культурной жизни

5. Петербурга. «Телескоп»: журнал социологических и маркетинговых исследований, 5: 27–

6.

7. Илле М.Е. (2017) Образ «идеального» петербуржца и культурная жизнь города.

8. «Телескоп»: журнал социологических и маркетинговых исследований, 4: 32-42.

9. Илле М.Е., Соколов М.М. (2018) Статусные культуры в эпоху социальной революции.

10. Культурное потребление в Петербурге, 1991-2011. Мир России, 1: 159-182.

11. Калинин К.О. (2011) Эволюция социально-профессионального размежевания в России

12. (1993-2007 гг.): теория, методология, измерение. Мониторинг общественного мнения:

13. экономические и социальные перемены, 1 (101): 24-43.

14. Лепеле В., Агафонов Ю. (2016). «Золотые двери» в российскую бизнес-элиту:

15. рекрутирование и изменение структуры крупного предпринимательства в постсоветской

16. России. Мир России, 25 (3): 97-125.

17. Радаев В.В. (2018) Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический

18. анализ. Социологические исследования, 3: 15-33.

19. Соколов М.М., Сафонова М.А., Соколова Н.А. (2016) Статусные культуры,

20. биографические циклы и поколенческие изменения в литературных вкусах читателей

21. петербургских библиотек. Журнал социологии и социальной антропологии, 3: 116-135.

22. Соколов М.М., Казанцев А.С. (2017) Типы опросов, выборочные смещения и эффекты

23. квоты: Результаты эксперимента с трехосновной выборкой в российском мегаполисе.

24. Экономическая социология, 18 (5): 87-110.

25. Arkes H., Blumer C. (1985) The psychology of sunk cost. Organizational Behavior and

26. Human Decision Processes, 35: 124-140.

27. Becker H.S. (1960). Notes on the concept of commitment. American Journal of Sociology,

28. (1): 32-40.

29. Bihagen E., Lambert P. (2018). Can class and status really be disentangled? Research in

30. Social Stratification and Mobility, 58: 1-10.

31. Bleichrodt H., Wakker P. (2015) Regret theory: A bold alternative to the alternatives. The

32. Economic Journal, 125: 493-532.

33. Bourdieu P. (1984) Distinction: The Social Critique of the Judgment of Taste, London:

34. Routledge/Kegan Paul.

35. Brockner J. (1992) The escalation of commitment to a failing course of action: Toward

36. theoretical progress. Academy of Management Review, 17 (1): 39-61.

37. Chan T.W., Goldthorpe J.H. (2004) Is There a Status Order in Contemporary British

38. Society? Evidence from the Occupational Structure of Friendship. European Sociological

39. Review, 20 (5): 383-401.

40. Chan T.W., Goldthorpe J.H. (2007) Class and Status: The Conceptual Distinction and Its

41. Empirical Relevance. American Sociological Review, 72 (4): 512-532.

42. DiMaggio P., Mohr J. (1985) Cultural Capital, Educational Attainment, and Marital

43. Selection. American Journal of Sociology, 90 (6): 1231-1257.

44. DiMaggio P., Mohr J. (1995) The Intergenerational Transmission of Cultural Capital.

45. Research in Social Stratification and Mobility, 14: 167-199.

46. Erickson B.H. (1996) Culture, class, and connections. American Journal of Sociology, 102

47. (1): 217-251.

48. Flemmen M., Jarnes V., Rosenlund L. (2018) Social space and cultural class divisions: the

49. forms of capital and contemporary lifestyle differentiation. The British Journal of Sociology, 69

50. (1): 124-153.

51. Gayo Cal M., Savage M., Warde A. (2006) A cultural map of the United Kingdom, 2003

52. Cultural Trends, 15 (2-3): 213-237.

53. Goffman E. (1951) Symbols of Class Status. British Journal of Sociology, 11: 294-304.

54. Goffman E. (1989) On fieldwork. Journal of Contemporary Ethnography, 18 (2): 123-132.

55. Holt D.B. (1998) Does Cultural Capital Structure American Consumption? Journal of

56. Consumer Research, 25: 1-25.

57. Lizardo O. (2006) How cultural tastes shape personal networks. American Sociological

58. Review, 71 (5): 778-807.

59. Lizardo O. (2014) Omnivorousness as the bridging of cultural holes: A measurement

60. strategy. Theory and Society, 43 (3-4): 395-419.

61. Lizardo O. (2016). Why "cultural matter" matter: Culture talk as the mobilization of cultural

62. capital in interaction. Poetics, 58: 1-17.

63. Peterson R. (1992) Understanding audience segmentation, from elite and mass to omnivore

64. and univore. Poetics, 21 (4), 243-258.

65. Putnam R.D. (2001) Bowling alone: The collapse and revival of American community. New

66. York: Simon and Schuster.

67. Pyysiäinen J., Ryynänen M. (2018) Downplaying class with style: Middle class anxiety and

68. the aesthetic performance of role distance. Poetics. (10.1016/). poetic.2018.10.001).

69. Rasborg K. (2017) From class society to the individualized society? A critical reassessment

70. of individualization and class. Irish Journal of Sociology, 25 (3): 229-249.

71. Roose H., van Eijck K., Lievens J. (2012). Culture of distinction or culture of openness?

72. Using a social space approach to analyze the social structuring of lifestyles. Poetics, 40 (6): 491-

73.

74. Shils E. (1965) Charisma, Order and Status. American Sociological Review, 30 (2): 199-21

75. Sokolov M. (2018) Cultural capital and social revolution. Arts consumption in a major

76. Russian city, 1991-2017. Poetics (https://doi.org/10.1016Zj.poetic.2018.10.005).

77. Veblen T. (2017 [1899]) The Theory of the Leisure Class, Routledge.


Рецензия

Для цитирования:


Соколов М.М., Sokolov M.M. Поколения вместо классов? Возраст и потребительская революция в России. Социология власти. 2019;31(1):71-91. EDN: ZDDCZN

For citation:


 , Sokolov M.M. Generations Instead of Classes? Age and the Consumer Revolution in Russia. Sociology of Power. 2019;31(1):71-91. (In Russ.) EDN: ZDDCZN

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-0492 (Print)
ISSN 2413-144X (Online)