Preview

Социология власти

Расширенный поиск

Что значит быть несовершеннолетним?

EDN: QSMYAS

Аннотация

Правовая и социальная проблема определения совершеннолетия имеет серьезные теоретические предпосылки. В статье раскрываются причины и значение противоречия, которое заложено в современных практиках родительства и правовых практиках защиты детей. С одной стороны, ребенок мыслится как объект защиты и покровительства, с другой - наблюдается тенденция к расширению круга прав детей. Анализ категории дееспособности, на основании которой проводится различие между ребенком и взрослым, показывает, что ее можно свести к двум историческим трактовкам способности как возможности действовать: возможность действительности, предложенную Аристотелем или действительность возможности, способность быть субъектом самоопределения, изобретенную Кантом. Правовой порядок призна ния несовершеннолетним игнорирует указанные аспекты возможности, поэтому правовой статус ребенка становится проблематичным. Категория «порядок признания» позволяет выделить важное измерение связи взрослых и детей, которое «невидимо» для права: дети социально институциализированы не только как юные (puer), но и как дочери и сыновья (filius). Анализ родительства в качестве социального порядка признания не дает возможности однозначно решить проблему совершеннолетия; выросшие дети никогда не перестают быть детьми для своих родителей. Однако разграничение порядков признания необходимо для того, чтобы, во-первых, уклониться от необходимости решать намеченное противоречие между двумя трактовками возможности действовать для ребенка. Во-вторых, из-за смешения порядков признания возникает возможность мыслить ребенка как радикального агента, фактически суверена, поскольку его автономия может быть обусловлена сугубо биологическим фактом рожденности. Это порождает проблему регуляции не правовых отношений взрослых и детей, а именно правового разграничения порядков признания.

Об авторах

Ирина В. Дуденкова
РАНХиГС
Россия

Кандидат философских наук, доцент кафедры теоретической социологии и эпистемологии



Irina V. Dudenkova
RANEPA
Россия

Associate Professor (Docent)



Список литературы

1. Агамбен Дж. (2011) Homo sacer. Суверенная власть и голая жизнь. М.: Европа.

2. Арендт Х. (2014) Кризис в воспитании. Между прошлым и будущим. М.: Институт Гайдара.

3. Аристотель (1976) Сочинения. Т. 1. М.: Наука.

4. Арьес Ф. (1999) Ребенок и семейная жизнь при старом режиме. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета.

5. Делез Ж. (1998) Логика смысла. М.: Раритет.

6. Дуденкова И.В. (2014) Детский вопрос в социологии: между нормативностью и автономией. Социология власти, 3: 47–58.

7. Дуденкова И.В. (2015) Начинание, рождение, действие. Августин и политическая мысль Ханны Арендт. Социологическое обозрение, 14(1): 105–119.

8. Кант И. (1994) Критика способности суждения. М.: Искусство.

9. Кант И. (1966) Критика практического разума. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4. М.: Наука.

10. Левинас Э. (2000) Тотальность и бесконечное. СПб.: Университетская книга.

11. Михайлова Я.Я., Сивак Е.В. (2018) Научное родительство? Что волнует родителей и какими источниками информации они пользуются. Вопросы образования, 2: 25–39.

12. Рено А. (2002) Эра индивида. К истории субъективности. СПб.: Владимир Даль.

13. Рикер П. (2010) Путь признания: три очерка. М.: РОССПЭН.

14. Рикер П. (2005) Субъект права. В: Рикер П. Справедливое. М.: Гнозис-Логос.

15. Фуко М. (2011) Управление собой и другими. Курс лекций, прочитанных в Колледж де Франс в 1982–1983 учебном году. СПб.: Наука.

16. Хабермас Ю. (2002) Будущее человеческой природы. На пути к либеральной евгенике? М.: Весь мир.

17. Шаров В. (2008) Будьте как дети. М.: Вагриус.

18. Agamben J. (1993) Infancy and History: The Destruction of Experience, London; New York: Verso.

19. Archard D. (2015) Children: Rights and Childhood, London: Routledge.

20. Archard D., Macleod C. (2002) The Moral and Political Status of Children: New Essays, Oxford: Oxford University Press.

21. Arendt H. (1958) The Human Condition, Chicago: University of Chicago Press.

22. Barnes C., Mercer G. (2010) Exploring disability [2nd edition]. Cambridge, Polity Press. Boltansky L. (1990) Amour et la Justice comme competences. Paris, Metaille.

23. Davis L.J., ed. (1997) The Disability Studies Reader. Routledge.

24. Derrida J. (2009) The Beast and the Sovereign. Vol. I, Chicago: University of Chicago Press.

25. Derrida J. (2012) The Beast and the Sovereign. Vol. II, Chicago: University of Chicago Press.

26. Eekelaar J. (1986) The Emergence of Children's Rights. Oxford Journal of Legal Studies, 6:161-182.

27. Ferry J-M. ( 1991) Les Puissances de l'experience. Paris: Cerf.

28. Fraser, Honneth A. (2003) Redistribution or Recognition: A Political-Philosophical Exchange. Cambridge, UK.

29. Gheaus A., Calder G., Wispeleare J. de, eds. (2019) Routledge Handbook of the Philosophy of Childhood and Children, London: Routledge.

30. Glick E. (2012) Abilities and Know-How Attributions. Brown, Gekken (eds.), Knowledge Ascriptions, Oxford: Oxford University Press.

31. Hannan S. (2018) Why Childhood is Bad for Children? Journal of Applied Philosophy 35: 11-28.

32. Hays S. (1998) The Cultural Contradictions of Motherhood, New Haven: Yale University. Honneth A. (1995) The Struggle for Recognition: The Moral Grammar of Social Conflicts. Cambridge, UK.

33. Lareau A. (2011) Unequal ChildhoodsClass, Race, and Family Life, With an Update a Decade Later, University California Press.

34. Matthews G. (2009) Philosophy and Developmental Psychology: Outgrowing the Deficit Conception of Childhood, Siegel: 162-176.

35. Nelkin D. (2011) Making Sense of Freedom and Responsibility, Oxford: Oxford University Press.

36. Stanley J. (2011) Know How, Oxford: Oxford University Press.

37. Thery I. (1998) Couple, filiation et parente aujuord hui/ Le droit face aux mutation et de la vie privee, Paris, Odile Jacob.

38. Winnicott D.W. (1964) The Child, the Family, and the Outside World. Harmondsworth. Withers A. (2012) Disability Poilitics & Theory, Halifax, Fernwood.


Рецензия

Для цитирования:


Дуденкова И.В., Dudenkova I.V. Что значит быть несовершеннолетним? Социология власти. 2019;31(1):30-50. EDN: QSMYAS

For citation:


 , Dudenkova I.V. What Does it Mean to Be a Minor? Sociology of Power. 2019;31(1):30-50. (In Russ.) EDN: QSMYAS

Просмотров: 0


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-0492 (Print)
ISSN 2413-144X (Online)