«Дети, идиоты и сумасшедшие»: Томас Гоббс и проблемы современной социологии детства
EDN: QACEUD
Аннотация
В статье рассматривается одна из ключевых теоретических проблем «новой социологии детства». Авторы, принадлежащие этому направлению, обращают внимание, что поле исследований детства определяется дуализмом природного и социального: детство рассматривается либо как естественный феномен, либо с позиций социального конструктивизма. Причину этой ситуации связывают с тем, что «детство» как предмет исследования возникло в результате нововременного проекта по поддержанию независимого существования зон социального и природного. Одной из задач современной социологии детства видится преодоление дихотомий Нового времени с помощью радикальной смены концептуального аппарата. В статье подробно анализируется один из нововременных проектов—политическая теория Томаса Гоббса—и роль детства в контексте возникновения бинарных оппозиций. Показано, что ребенок—противоречивая фигура, которая характеризуется, с одной стороны, исключенностью из общества вследствие неразумия наряду с сумасшедшими, с другой стороны—конститутивной ролью в поддержании общественного порядка. Рассматриваются три аспекта осмысления детства: принадлежность выделенной области «домашнего правления», ключевая роль в трансформации природного в социальное, а также специфическая функция «изнанки политического». Внимание к этим аспектам позволяет иначе взглянуть на специфику нововременной концептуализации детства: детство не было привязано к природе в противовес цивилизации, культуры и рациональности, как это утверждает Алан Праут и другие современные теоретики. Напротив, детство принадлежало смешанной области, которая играла основополагающую роль для определения политического пространства и его границ. В связи с этим ставится под сомнение проект возможной смены теоретического языка социологии детства.
Об авторах
Светлана М. БардинаРоссия
Кандидат философских наук, старший научный сотрудник Международного центра современной социологической теории МВШСЭН, старший научный сотрудник Центра социологических исследований РАНХиГС
Svetlana M. Bardina
Россия
PhD (Candidate of Science in Philosophy), senior
research fellow of the International Center for Contemporary Social Theory, senior research fellow of the Center for Sociological Research.
Список литературы
1. Гоббс Т. (1991) Левиафан. Гоббс Т. Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: Мысль.
2. Гоббс Т. (1989) О гражданине. Гоббс Т. Сочинения в двух томах. Т. 1. М.: Мысль.
3. Дернер К. (2006) Гражданин и безумие. К социальной истории и научной социологии психиатрии. М.: Алетейя.
4. Латур Б. (2006) Нового Времени не было. Эссе по симметричной антропологии. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в С.-Петербурге.
5. Локк Дж. (1988) Мысли о воспитании. Локк Дж. Сочинения в трех томах. М.: Мысль. С. 407–614.
6. Руссо Ж.-Ж. (1912) Эмиль, или О воспитании. СПб.: Изд-во газеты «Школа и жизнь».
7. Фуко М. (1997) История безумия в классическую эпоху. СПб.: Университетская книга.
8. Hobbes T. (1998) On the Citizen. Cambridge Texts in the History of Political Thought. R. Tuck, M. Silverthorne (eds). Cambridge: Cambridge University Press.
9. Holmberg L. (2018) The future of childhood studies? Reconstructing childhood with ideological dilemmas and metaphorical expressions. Childhood, 25(2): 158-172.
10. James A., Prout A. (eds) (1990) Constructing and Reconstructing Childhood. New York, London: Routledge.
11. James A., Jenks C., Prout A. (eds) (1998) Theorizing Childhood. Cambridge: Polity Press.
12. Jenks C. (2005) General introduction. In: C. Jenks (ed.) Childhood. New York, London: Routledge: 1-24.
13. Jenks C. (ed) (2005) Childhood. New York, London: Routledge.
14. Kraftl P. (2013) Beyond "voice", beyond "agency", beyond "politics"? Hybrid childhoods and some critical reflections on children's emotional geographies. Emotion, Space and Society, 9: 13-23.
15. Lee N. (2013) Childhood and Biopolitics: Climate Change, Life Processes and Human Futures. London: Palgrave Macmillan.
16. Lee N., Motzkau J. (2011) Navigating the bio-politics of childhood. Childhood, 18(1): 7-19.
17. Nisbet R. (1974) The Social Philosophers. London: Heinemann
18. James A., Jenks C., Prout A. (eds) (1998) Theorizing Childhood. Cambridge: Polity Press.
19. Jenks C. (2005) General introduction. In: C. Jenks (ed.) Childhood. New York, London: Routledge: 1-24.
20. Jenks C. (ed) (2005) Childhood. New York, London: Routledge.
21. Kraftl P. (2013) Beyond "voice", beyond "agency", beyond "politics"? Hybrid childhoods and some critical reflections on children's emotional geographies. Emotion, Space and Society, 9: 13-23.
22. Lee N. (2013) Childhood and Biopolitics: Climate Change, Life Processes and Human Futures. London: Palgrave Macmillan.
23. Lee N., Motzkau J. (2011) Navigating the bio-politics of childhood. Childhood, 18(1): 7-19.
24. Nisbet R. (1974) The Social Philosophers. London: Heinemann.
25. Parsons T. (1956) The American family: Its relation to personality and the social structure. In: T. Parsons, R. Bales (eds) Family, Socialisation and Interaction Process. London: Routledge and Kegan Paul.
26. Peters M., Johansson V. (2012) Historicizing subjectivity in childhood studies. Linguistic and Philosophical Investigations, 11: 42-61.
27. Piaget J. (1932) The Moral Judgment of the Child. Oxford: Harcourt, Brace.
28. Prout A. (2008) Culture-nature and the construction of childhood. In: K. Drotner, S. Livingstone (eds) International handbook of children, media and culture. London: Sage: 21-35.
29. Prout A. (2011) Taking a Step Away from Modernity: Reconsidering the New Sociology of Childhood. Global Studies of Childhood, 1(1): 4-14.
30. Qvortrup J. (1993) Societal position of childhood: the international project Childhood as a Social Phenomenon. Childhood, 1: 119-124.
31. Qvortrup J. (2005) Childhood and modern society. A paradoxical relationship? In: C. Jenks (ed.) Childhood. New York, London: Routledge: 110-118.
32. Ryan K. (2011) The new wave of childhood studies: Breaking the grip of bio-social dualism? Childhood, 19(4): 439-452.
33. Taylor A. (2011) Reconceptualizing the "nature" of childhood. Childhood, 18(1): 420-433.
34. Taylor A. (2013) Reconfiguring the natures of childhood. New York, London: Routledge.
35. Van Krieken R. (2002) The paradox of the "two sociologies": Hobbes, Latour and the Constitution of modern social theory. Journal of Sociology, 38(3): 255-273.
36. Wickham G. (2014) Hobbes's commitment to society as a product of sovereignty: A basis for a Hobbesian sociology. Journal of Classical Sociology, 14: 139-155.
37. Wyness M. (2012) Childhood and society: an introduction to the sociology of childhood. Basingstoke: Palgrave Macmillan.
38. Zhao G. (2011) The modern construction of childhood: What does it do to the paradox of modernity? Studies in Philosophy and Education, 30: 241-256.
Рецензия
Для цитирования:
Бардина С.М., Bardina S.M. «Дети, идиоты и сумасшедшие»: Томас Гоббс и проблемы современной социологии детства. Социология власти. 2019;31(1):14-29. EDN: QACEUD
For citation:
, Bardina S.M. “Children, fools, and madmen”: Thomas Hobbes and the Problems of the Sociology of Childhood. Sociology of Power. 2019;31(1):14-29. (In Russ.) EDN: QACEUD