Разделение труда, кооперация и новые типы экспертизы в условиях искусственной социальности (по материалам исследования российских и белорусских ИТ-организаций)
https://doi.org/10.22394/2074-0492-2020-1-120-154
Аннотация
Как меняется характер труда в организациях с внедрением искусственного интеллекта (ИИ)? По каким новым (или старым) линиям проходит разделение труда? Как осуществляется кооперация между сотрудниками? Настоящая статья рассматривает данные вопросы на материалах интервью с работниками из 16 российских и белорусских ИТ-фирм. В центр внимания статьи помещены новые структуры профессий и новые типы экспертизы, которые возникают в связи с распространением в организациях взаимодействий между работниками и агентами ИИ. Данная проблематика рассматривается и обсуждается на примере трех тенденций: 1) возникновения новых видов деятельности и новых типов экспертизы в рамках кооперации между сотрудниками; 2) появления «невидимых» видов труда; 3) вытеснения локального знания знанием, полученным из больших данных. Основной вывод исследования заключается в том, что разделение труда в организациях, связанных с разработкой искусственного интеллекта/машинного обучения, характеризуется особого рода сложностью и специфической кооперацией, имеющей структуру «матрешки». Для описания такой структуры автор использует концепцию интеракционной экспертизы (interactional expertise), предложенную Гарри Коллинзом. В заключение статьи формулируются исследовательские проблемы и гипотезы, связанные с изменениями в структурах разделения труда, а также с новыми формами и новым опытом взаимодействия работников с ИИ.
Список литературы
1. Вязникова В.В. (2008) Особенности трудовых взаимоотношений между российскими IT-фрилансерами и заказчиками их услуг. Экономическая социология, 9 (1): 88-113. EDN: OYNYUT
2. Губа К. (2018) Большие данные в социологии: новые данные, новая социология? Социологическое обозрение, 17 (1): 213-236. EDN: XNYZFZ
3. Земнухова Л.В. (2013) IT-работники на рынке труда. Социология науки и технологий, 4 (2): 77-90. EDN: QOXGHN
4. Земнухова Л., Руденко Н., Сивков Д. (2019) Цифровые городские исследования: проблемы взаимодействия и паттерны координации. Социологическое обозрение, 18 (4): 107-129. EDN: USDMCS
5. Резаев А.В., Стариков В.С., Трегубова Н.Д. (2020) Социология в эпоху "искусственной социальности": поиск новых оснований. Социологические исследования, 2: 3-12. EDN: ZMUOZB
6. Резаев А.В., Трегубова Н.Д. (2019) "Искусственный интеллект", "онлайн-культура", "искусственная социальность": определение понятий. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, 6: 35-47. EDN: DEAUGI
7. Срничек Н. (2019) Капитализм платформ, М.: ИД ВШЭ. EDN: VRPYEZ
8. Arora A., Gambardella A. (1994) The changing technology of technological change: general and abstract knowledge and the division of innovative labour. Research Policy,23: 523-532.
9. Biagioli M., Lepinay V.A. (eds) (2019) From Russia with code: programming migrations in post-Soviet times, Durham: Duke University Press.
10. Collins H. (2018) Artifictional intelligence: against humanity's surrender to computers, Medford, MA: Polity Press.
11. Collins H. (2004) Interactional expertise as a third kind of knowledge. Phenomenology and the Cognitive Sciences, 3: 125-143.
12. Daston L. (2018) Calculation and the Division of Labor, 1750-1950. Bulletin of the German Historical Institute, 62: 9-30.
13. Fedorova M. (2019). From Lurker to Ninja: Creating an IT Community at Yandex. M.Biagioli, V.A. Lepinay (eds) From Russia with code: programming migrations in post-Soviet times, Durham: Duke University Press: 59-86.
14. Knorr Cetina K. (1997) Sociality with Objects: Social Relations in Postsocial Knowledge. Theory, Culture and Society, 14: 1-30. EDN: JQDKPB
15. Knorr Cetina K., Bruegger U. (2000) The Market as an Object of Attachment: Exploring Postsocial Relations in Financial Markets. The Canadian Journal of Sociology, 25 (2): 141-168.
16. MacKenzie D.A. (2001) Mechanizing proof: computing, risk, and trust, The MIT Press.
17. Ribeiro R. (2007) The role of interactional expertise in interpreting: the case of technology transfer in the steel industry. Studies in History and Philosophy of Science, 38: 713-721.
18. Suchman L. (2007) Human-Machine Reconfigurations: Plans and Situated Actions, 2nd ed.,Cambridge: Cambridge University Press.
19. Turkle Sh. (2005) The second self: computers and the human spirit, 20tht anniversary ed.,The MIT Press.
20. Woo D., Myers K.K. (2019) Organizational Membership Negotiation of Boundary Spanners: Becoming a Competent Jack of All Trades and Master of Interactional Expertise. Management Communication Quarterly, 34 (1): 85-120.
Рецензия
Для цитирования:
Трегубова Н.Д. Разделение труда, кооперация и новые типы экспертизы в условиях искусственной социальности (по материалам исследования российских и белорусских ИТ-организаций). Социология власти. 2020;32(1):120-154. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2020-1-120-154
For citation:
Tregubova N.D. Division of Labor, Cooperation, and New Types of Ex- pertise in the Age of Artificial Sociality: The Case of IT-companies in Russia and Belarus. Sociology of Power. 2020;32(1):120-154. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2074-0492-2020-1-120-154