Preview

Социология власти

Расширенный поиск

Макс Вебер и Новая критическая теория Хартмута Розы: актуализация классики

https://doi.org/10.22394/2074-0492-2020-4-146-166

EDN: KGRIBK

Аннотация

В статье рассматривается ключевой для российского и зарубежного вебероведения вопрос об эпистемологических возможностях и месте веберовской социологии в современной социальной теории. Дискуссионным статьям известных российских ученых, которые подвергли резкой критике актуализирующее направление вебероведения в целом и религиозно- и культурно-социологическую направленность, в частности, противопоставляется реактуализация и переосмысление ключевых веберовских тем в проекте Новой критической теории известного немецкого социолога Хартмута Розы. Такая проекция позволяет, с одной стороны, тематизировать аксиоматическое утверждение об эвристической, а не конкретно-содержательной актуальности классики, с другой, представляет возможность прочтения Вебера как макросоциолога. В оригинальной дискуссионной социологии Розы Вебер предстает не просто как предшественник, упоминание которого усиливает релевантность новой теоретической схемы, но, прежде всего, как аналитик и диагност раннего модерна. Основные идеи и теоретические построения Вебера органично встраивается в методологическую рамку Розы анализ-диагноз-праксис. Анализ рационализации как универсально-исторического процесса современности в веберовской социологии переосмысливается Розой как расширение и ускорение, расколдовывание как диагноз современности перекодируется в отчуждение, а понятие харизмы - в резонанс, ключевое понятие в концепции немецкого мыслителя.

Об авторе

Дмитрий В. Катаев
Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, Россия
Россия

доктор социологических наук, профессор
кафедры философии, социологии и теологии Института истории, права и общественных наук Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского



Список литературы

1. Вебер М. (2006) Протестантская этика и дух капитализма, М.: РОССПЭН.

2. — WeberM. (2006) ProtestantEthic and the Spirit ofCapitalism, M .: ROSSPEN.—inRuss.

3. Вебер М. (2016) Хозяйство и общество: очерки понимающей ̆ социологии, М.: ИД ВШЭ.

4. — Weber M. (2016) Wirtschaft und Gesellschaft: Grundriss derverstehenden Soziologie,

5. M.: Ed. House of the Higher School of Economics.—in Russ.

6. Давыдов Ю.Н. (1998) Макс Вебер и современная теоретическая социология: Актуальные

7. проблемы веберовского социологического учения, М.: Мартис.

8. — Davydov Yu.N. (1998) Max Weber and the Modern Theoretical Sociology: Actual Problems of Weber’s Sociological Doctrine, M: Martis.—in Russ.

9. Забаев И.В. (2019) Ницшеанский взгляд на стодолларовую купюру: чтение веберовской «Протестантской этики» в связи с замечаниями современного экономиста. Экономическая социология, 20 (1): 20–71.

10. — Zabaev I. (2019) A Nietzschean Take on a Hundred-Dollar Bill: Reading Weber’s

11. “Protestant Ethic” in Connection with a Contemporary Economist’s Comments.

12. Journal of Economic Sociology. 20 (1): 20–71.—in Russ.

13. Капелюшников Р.И. (2018) Гипноз Вебера. Заметки о «Протестантской этике

14. и духе капитализма». Часть I. Экономическая социология, 3 (19): 25–49.

15. — Kapelyushnikov R.I. (2018) Weber’s Hypnosis. Notes on “Protestant Ethic and

16. the Spirit of Capitalism.” PartI. Journal of Economic Sociology, 3 (19): 25–49.—in Russ.

17. Капелюшников Р.И. (2018) Гипноз Вебера. Заметки о «Протестантской этике

18. и духе капитализма». Часть II. Экономическая социология, 19 (4): 12–42.

19. — Kapelyushnikov R.I. (2018) Weber’s Hypnosis. Notes on “Protestant Ethic and

20. the Spirit of Capitalism.” Part II. Journal of Economic Sociology, 19(4): 12–42. — in

21. Russ.

22. Капелюшников Р. И. (2019. Ответ современному не-экономисту. Комментарий

23. на комментарий. Экономическая социология, 20 (3):185–205.

24. — Kapelyushnikov R.I. (2019) The answer to the Modern Non-economist. Comment on Comment. Journal of Economic Sociology, 20 (3): 185–205.—in Russ.

25. Катаев Д.В. (2018) Веберианский и антивеберианский дискурс: к вопросу о гипнотической силе классики на примере «Протестантской этики». Экономическая

26. социология, 19 (5): 146-163.

27. — Kataev D.V. (2018) Weberian and Anti-Berrian Discourse: Toward the Question

28. of the Hypnotic Power of Classics on the Example of “Protestant Ethic”. Economic

29. Sociology, 19 (5): 146-163.—in Russ.

30. Катаев Д.В. (2017) Социология Макса Вебера: поздняя, незавершенная и своевременная. Социологическое обозрение, 16 (3): 428-435.

31. — Kataev D.V. (2017) Sociology of Max Weber: Late, Incomplete, and Timely. The

32. Russian Sociological Review, 16 (3): 428-435.—in Russ.

33. Катаев Д.В. (2020) Новая критическая теория или аналитический эмпиризм?

34. Социологическое обозрение, 19 (3): 426–449.

35. — Kataev D. V. (2017) New Critical Theory or Analytical Empiricism? The Russian

36. Sociological Review, 19 (3): 426–449.—in Russ.

37. Кильдюшов О.В. (2016) Социология религии как теория социального порядка

38. (к выходу по-русски исследования Макса Вебера «Конфуцианство и даосизм»).

39. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики), 83 (4): 188-198.

40. —Kildyushov O.V. (2016) Sociology of Religion as a Theory of Social Order (to the

41. Publication in Russian of Max Weber’s Research “Confucianism and Taoism”).

42. Polity: Analysis. Chronicle. Forecast (Journal of Political Philosophy and Sociology of Politics), 83 (4): 188-198.—in Russ.

43. Лепсиус M.Р. (2004) Своеобразие и потенциал веберовской парадигмы. Журнал

44. социологии и социальной антропологии, VII (2): 51-60.

45. — Lepsius M.R. (2004) The Uniqueness and Potential of the Weberian Paradigm.

46. Journal of Sociology and Social Anthropology, VII(2): 51-60.—in Russ.

47. Ожиганов Э.Н. (1986) Политическая теория Макса Вебера, Рига: Зинате.

48. —Ozhiganov E.N. (1986) Max Weber’s Political Theory, Riga: Zinate.—in Russ.

49. Ожиганов Э.Н. (2020а) Спор о Вебере: культурсоциология, неолиберализм и теория господства. Социологическое обозрение, 19 (2): 122–142.

50. —Ozhiganov E.N. (2020a) The Weber Controversy: Cultural Sociology, Neoliberalism and Dominance Theory. Russian Sociological Review, 19 (2): 122–142.—in Russ.

51. Ожиганов Э.Н. (2020b) Макс Вебер: инвариантность господства, М.: ИНФРА-М.

52. —Ozhiganov E.N. (2020b) Max Weber: Invariance of Domination), M.: INFRA-M.—in

53. Russ.

54. Патрушев А.И. (1990) Макс Вебер и германская буржуазная историография в эпоху империализма. Проблемы политики и теории. Автореф. дис. ... доктора исторических

55. наук. МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва.

56. —Patrushev A.I. (1990) Max Weber and German bourgeois historiography in the era of

57. imperialism. Problems of politics and theory: Аbstract dis. ... doctors of historicalsciences.

58. Moscow State University. M.V. Lomonosov, Moscow.—in Russ.

59. Роза Х. (2018) Идея резонанса как социологическая концепция. Глобальный диалог,

60. (2): 41-44.

61. —Rose H. (2018) The Idea of Resonance as a Sociological Concept. Global Dialogue,

62. (2): 41-44.—in Russ.

63. Тенбрук Ф. (2020) Главный труд Макса Вебера. Социологическое обозрение, 16 (3):

64. -435.

65. —Tenbrook F. (2020) The main work of Max Weber. Russian Sociological Review, 16

66. (3): 428-435.—in Russ.

67. Шлюхтер В. (2004) Действие, порядок и культура: основные черты веберианской

68. исследовательской программы. Журнал социологии и социальной антропологии, VII

69. (2): 22-50.

70. —SchluchterW. (2004) Action, Order, and Culture: Key Features oftheWeberianResearch Program. Journal of Sociology and Social Anthropology, (VII) 2: 22-50.—in Russ.


Рецензия

Для цитирования:


Катаев Д.В. Макс Вебер и Новая критическая теория Хартмута Розы: актуализация классики. Социология власти. 2020;32(4):146-166. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2020-4-146-166. EDN: KGRIBK

For citation:


Kataev D.V. Max Weber and the New Critical Theory of Hartmut Rosa: Updating the Classics. Sociology of Power. 2020;32(4):146-166. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2020-4-146-166. EDN: KGRIBK

Просмотров: 0


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-0492 (Print)
ISSN 2413-144X (Online)