Поле и жизнь: размышления «укорененного» антрополога
https://doi.org/10.22394/2074-0492-2021-3-131-148
EDN: GPAAMF
Аннотация
Это эссе написано в духе постколониального подхода к изучению культур и народов. В нем рассматриваются исторически существовавшие практики внедрения в поле, пребывания в поле и последующего описания поля на Западе и в России до и после так называемых рефлексивного и постколониального поворотов. В итоге сделан вывод, что научное обоснование полевых исследований, их новизна и актуальность не имеют большого значения в долгосрочной перспективе. В истории может оказаться так, что хорошо написанный дневник или травелог будут иметь большее влияние на современников и потомков, чем фундаментальное научное исследование. Как показывают примеры из истории российской этнографии (тексты А. Левшина, Ч. Валиханова, А. Чехова), а также примеры классиков антропологии Э. Эванса-Причарда, Б. Малиновского и других, этнографичность, документальность и жизненность работ не всегда связаны с их научностью, новизной или теоретическим обоснованием. В эссе также анализируются современные практики сближения между академической жизнью и полем или тем, что К. Гирц называл «присутствием здесь» и «присутствием там». В результате такого сближения этнография и полевые исследования становятся все ближе к нон-фикшн, (расследовательской) журналистике и даже художественной литературе и все дальше отходят от позитивистских начал антропологии и этнографии. |
Об авторе
Алима Ж. БисеноваРоссия
ассоциированный профессор антропологии кафедры социологии и антропологии
Список литературы
1. Бисенова А., Медеова К. (2016) О проблемах региональных исследований
2. в/по Центральной Азии. Форум: Что такое региональные исследования в современной антропологии (на примере Центральной Азии). Антропологический
3. форум, 28: 35-40.
4. Валиханов Ч. (2017) Страна шести городов. Дневник путешествия на Иссык-Куль, М.:
5. Издательство «Э».
6. Валиханов Ч. (1985) Собрание сочинений в пяти томах. Том 1, Алма-Ата: Главная
7. редакция Казахской советской энциклопедии.
8. Ерофеева И. (1996) Послесловие. А.И. Левшин и его труд «Описание киргиз-казачьих,
9. или киргиз-кайсацких, орд и степей. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких,
10. орд и степей, Алматы: Санат: 533-595.
11. Каландаров Т. (2016) Форум: Что такое региональные исследования в современной антропологии (на примере Центральной Азии). Антропологический форум, 28:
12. -70.
13. Ларина Е., Наумова О. (2016) Сквозь модернизацию: Традиции в современной жизни
14. российских казахов, М.; СПб.: Нестор-История.
15. Левшин А. (1996) Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей, Алматы: Санат.
16. Насритдинов Е. (2016) Конструировать Центральную Азию изнутри Центральной Азии. Форум: Что такое региональные исследования в современной антропологии (на примере Центральной Азии). Антропологический форум, 28: 76-83.
17. Сартори П., Шаблей П. (2019) Эксперименты Империи: Адат, шариат, и производство
18. знаний в Казахской степи, М.: Новое литературное обозрение.
19. Соколов М.M. (2015) Социология как чудо. Процесс sense-building в одной академической дисциплине. Социология власти, 27 (3): 13-57.
20. Хархордин O. (2015) Социология как доставка, поставка или проставка смысла
21. жизни. Социология власти, 27 (3): 58-68.
Рецензия
Для цитирования:
Бисенова А.Ж. Поле и жизнь: размышления «укорененного» антрополога. Социология власти. 2021;33(3):131-148. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2021-3-131-148. EDN: GPAAMF
For citation:
Bissenova A. Field and Life: Reflections of a “Rooted” Anthropologist. Sociology of Power. 2021;33(3):131-148. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2021-3-131-148. EDN: GPAAMF