Исследование закрытых сообществ: заметки о чужом и собственном опыте
https://doi.org/10.22394/2074-0492-2021-3-78-108
Аннотация
В статье автор анализирует особенности полевых исследований в закрытых сообществах, ценности и образ жизни которых существенно отличаются от доминирующих в обществе, что заставляет эти сообщества отгораживаться от чужаков. Подробно рассматривается литература, посвященная методологии этнографических исследований закрытых сообществ, и имеющиеся примеры подобных исследований. В то же время автор опирается в первую очередь на собственные исследовательские практики на Северном Кавказе в процессе изучения фундаменталистских исламских сообществ, которые можно отнести к закрытым. Статья представляет собой опыт саморефлексии по результатам многолетней полевой работы. В ней затрагиваются проблемы входа в закрытые сообщества, влияния позиционирования исследователя в поле на результаты исследования, этические аспекты полевой работы, трудности с презентацией результатов исследования закрытых сообществ. Обсуждаются также другие дискуссионные методологические вопросы, связанные с подобными исследованиями: должен ли исследователь отражать позицию своих информантов либо собственные представления, может ли исследователь избежать необъективности и предвзятости, что делать с проблемой искажающего влияния исследователя на исследуемое им поле. Не все используемые автором инструменты универсальны и могут быть воспроизведены в других контекстах. Однако такие подходы, как реализация модели этнографии-диалога, использование множественности идентичностей членов городских закрытых сообществ, развитие исследования вширь (увеличение числа объектов исследования) при невозможности его развития вглубь (более детальное изучение ограниченного числа объектов), сочетание личных контактов с использованием социальных сетей могут быть полезны для других исследователей сложных полей.
Об авторе
Ирина В. СтародубровскаяРоссия
кандидат экономических наук
Список литературы
1. Армстронг К. (2013) Битва за Бога: История фундаментализма, М.: Альпина нон-фикшн.
2. Бобровников В. (2018) Парадоксы изучения современного ислама в России. Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 36 (1): 310-322. EDN: YWZFRC
3. Венкатеш С. (2018) Главарь банды на день. Изгой-социолог выходит на улицы, М.: РИПОЛ-классик.
4. Макаров Д. (2000) Официальный и неофициальный ислам в Дагестане, М.: ЦСиПИ.
5. Руа Оливье (2018) Глобализированный ислам: в поисках новой уммы, М.: Фонд Мар-джани.
6. Becker H. S. (1967) Whose Side Are We On? Social Problems, 14 (3): 239-247.
7. Behar R. (1996) The Vulnerable Observer. Anthropology That Breaks Your Heart, Boston:Beacon Press.
8. Campos P. (2015) Alice Goffman's Implausible Ethnography. Chronicle of Higher Education, August 21.
9. Chancer L., Jacobson M. (2016) From Darling to Demon: In and Beyond Goffman's On the Run. Sociological Forum, 31 (1): 241-249. 107 Goffman A. (2014) On the Run: Fugitive Life in an American City (Fieldwork Encounters and Discovers), Chicago; London: University of Chicago Press.
10. Jauregui B. (2013) Dirty Anthropology: Epistemologies of Violence and Ethical Entanglements in Police Ethnography. W. Garriott (ed.) Policing and Contemporary Governance: the Anthropology of Police in Practice, N. Y.: Palgrave: 125-156.
11. Jauregui B. (2017) Intimacy: Personal Policing, Ethnographic Kinship, and Critical Empathy (India). D. Fassin (ed.) Writing the World of Policing: The Difference Ethnography Makes, Chicago: University of Chicago Press.
12. Jones G. A. (2019) Ethnographies and/of violence. Ethnography, 20 (3): 297-319.
13. Koehler D. (2017) Understanding deradicalization. Methods, tools and programs for countering violent extremism, London; N. Y.: Routledge.
14. Kovats-Bernat J. C. (2002) Negotiating Dangerous Fields: Pragmatic Strategies for Fieldwork amid Violence and Terror. American Anthropologist, 104 (1): 208-222. EDN: GRKQVJ
15. Lubert S. (2014) Ethics on The Run. The New rambler Review, Chicago: University of Chicago Press.
16. Lubert S. (2015) Alice Goffman's Denial of Murder Conspiracy Raises Even More Questions. The New Republic, June 3.
17. Malejacq R., Mukhopadhyay D. (2016) The 'Tribal Politics' of Field research: A Reflection on Power and Partiality in 21st Century Warzones. American Political Science association, 14 (4): 1011-1028.
18. Pachirat T. (2018) Among Wolves. Ethnography and the Immersive Study of Power. London;N. Y.: Routledge.
19. Roy O. (1994) The Failure of Political Islam. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press.
20. Robben A. C., Nordstrom C. (1995) The Anthropology and Ethnography of Violence and Sociopolitical Conflict. C. Nordstrom, A. Robben (eds) Fieldwork under Fire, Berkeley: University of California Press.
21. Sageman M. (2016) The Turn to Political Violence in the West. R. Coolsaet (ed.) Jihadi Terrorism and the Radicalization Challenge: European and American Experiences, London; New York: Routledge: 117-129.
22. Sluka J. (1999) Death Squad: The Anthropology of State Terror, Philadelphia: University of Pennsylvania Press.
Рецензия
Для цитирования:
Стародубровская И.В. Исследование закрытых сообществ: заметки о чужом и собственном опыте. Социология власти. 2021;33(3):78-108. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2021-3-78-108
For citation:
Starodubrovskaya I.V. Research of “Closed Communities”: Notes on My Own and Others’ Experience. Sociology of Power. 2021;33(3):78-108. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2074-0492-2021-3-78-108