Власть мимесиса и мимесис власти в производстве субъективности
https://doi.org/10.22394/2074-0492-2024-4-35-63
Аннотация
В статье сопоставляются и анализируются два дискурса производства субъективности — фукольдианский и жирардианский. Компаративный анализ двух теорий субъекта, являющихся, пожалуй, доминирующими в своих областях гуманитарного знания (политическая философия и философская антропология), обусловлен обнаружением общих компонентов субъективирующих практик, а именно власти и насилия. В обоих дискурсах субъект конституируется посредством приложения к нему определенных властных техник, в том числе насилия, но в каждом из них центр тяжести оказывается смещен относительно одного из указанных факторов субъективации. Так, у Фуко насилие, интериоризированное и инструментализированное властью путем его локализации в институтах, является внешним по отношению к индивиду, который оказывается пассивным реципиентом субъективирующих практик (и этим также выражается «политический захват тела» биополитикой как инфицирование субъекта властью и (само) контролем, и, как следствие, становление его самим медиатором власти). Жирардианская теория, в которой основным условием возникновения и функционирования социума является мимесис, напротив, утверждает примат насилия, вокруг которого складываются институты. Вследствие этого насилие, носящее сетевой и рефлективный характер, лишь частично было отнято у субъекта, и значит, он также обладает статусом оператора насилия, но насилия деполитизированного, никогда напрямую не относящегося к структурам власти. Обе теории производства субъективности так или иначе диагностируют и описывают кризис субъекта, и потому предлагают свои варианты его преодоления. Их ключевое сходство в том, что субъективность как таковая укореняется ими в индивиде, сливаясь с процессом индивидуализации, вследствие чего предложенные Фуко и Жираром стратегии аутопересборки субъективности, которая не была бы сформирована посредством власти и/или миметического насилия, не выходят за рамки властных или миметических практик, ответственных за создавшийся кризис.
Ключевые слова
Об авторе
А. С. КондаковаРоссия
Кондакова Алина Сергеевна— аспирант Центра практической философии «Стасис»
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Бадью А. (2006) Этика: очерк о сознании зла, СПб.: Machina.
2. Батай Ж. (2006) «Проклятая часть»: Сакральная социология, М.: Ладомир.
3. Будзик С. (2017) Драма искупления: Драматические категории в богословии Р. Жирара, Х. У. фон Бальтазара и Р. Швагера, М.: Издательство Францисканцев.
4. Жирар Р. (2016) Вещи, сокрытые от создания мира, М.: ББИ.
5. Жирар Р. (2019) Завершить Клаузевица: Беседы с Бенуа Шантром, М.: ББИ.
6. Жирар Р. (2023) Козел отпущения, М.: Изд-во Ивана Лимбаха. EDN: QVAARZ
7. Жирар Р. (2010) Насилие и священное, М.: Новое литературное обозрение. EDN: QPPDPP
8. Жирар Р. (2015) Я вижу Сатану, падающего, как молния, М.: ББИ.
9. Перцева А. А. (2017) Историзм и субъективация: от Фуко к Рансьеру и обратно. История философии, 22 (1): 92-106. https://doi.org/10.21146/2074-5869-2017-22-1-92-105
10. Фрейзер Н. (2013) Фуко о современной власти: эмпирические прозрения и нормативная путаница [Электронный ресурс]. Неприкосновенный запас, 2 (88). URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/neprikosnovennyy_zapas/88_nz_2_2013/article/10410/ (дата обращения: 21.01.2024).
11. Фуко М. (2011а) Безопасность, территория, население. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1977–1978 учебном году, СПб.: Наука. EDN: QXBZNV
12. Фуко М. (1996) Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности, М.: Касталь.
13. Фуко М. (2007) Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981–1982 учебному году, СПб.: Наука. EDN: QWQSXJ
14. Фуко М. (2016) Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы, М.: Ad Marginem.
15. Фуко М. (2006а) Субъект и власть. Интеллектуалы и власть. Часть 3, М.: Праксис: 161-191. EDN: QWEKZH
16. Фуко М. (2011b) Управление собой и другими. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1982–1983 учебном году, СПб.: Наука. EDN: QXCNDH
17. Фуко М. (2006b) Этика заботы о себе как практика свободы. Интеллектуалы и власть. Часть 3, М.: Праксис: 241-270. EDN: QWEKZH
18. Dews P. (1984) Power and Subjectivity in Foucault. New Left Review, 144 (1): 72-95.
19. Dumouchel P. (2015) The Barren Sacrifice: An Essay on Political Violence, East Lansing: Michigan State University Press.
20. Farneti R. (2015) Mimetic Politics: Dyadic Patterns in Global Politics, East Lansing: Michigan State University Press.
21. Gutting G. (2016) The Politics of The Order of Things: Foucault, Sartre, and Deleuze. History and Theory, (54): 54-65. https://doi.org/10.1111/hith.10828
22. Heller K. J. (1996) Power, Subjectification and Resistance in Foucault. SubStance, Issue 79, 25(1): 78-110. https://www.doi.org/10.2307/3685230
23. Jun N. (2007) Toward a Girardian Politics. Studies in Social and Political Thought, 12(14): 22-42.
24. Lewandowski J. (1995) Rethinking Power and Subjectivity after Foucault. Symploke, 3(2): 221-243.
25. Palaver W. (2015) Rene Girard’s Mimetic Theory, East Lansing: Michigan State University Press.
Рецензия
Для цитирования:
Кондакова А.С. Власть мимесиса и мимесис власти в производстве субъективности. Социология власти. 2024;36(4):35-63. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2024-4-35-63
For citation:
Kondakova A.S. The Power of Mimesis and the Mimesis of Power in the Production of Subjectivity. Sociology of Power. 2024;36(4):35-63. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2074-0492-2024-4-35-63