Preview

Социология власти

Расширенный поиск

Власть дискурса в постметафизике: между диалектическим материализмом и трансцендентализмом

https://doi.org/10.22394/2074-0492-2024-4-8-34

Аннотация

В статье рассматривается значение «постметафизики» как продолжения философии деконструкции Деррида для разрешения философского конфликта между трансцендентальной и диалектической традициями мысли. «Постметафизическое» направление стремится переосмыслить взаимоотношения языка и власти, пытаясь найти способ говорить о них так, чтобы теоретически не воспроизводить власть метафизического дискурса. Также оно стремится избежать ошибки систем, критикующих метафизический дискурс, которая заключается в том, что сама критика зачастую приобретает изощренную форму метафизики, чей исток максимально скрывается. В качестве центрального феномена, который подвергается деконструкции в христианской постметафизической философии, в тексте выступает «политическая онтотеология», то есть властный метафизический дискурс, используемый для выстраивания политической идеологии. В начале статьи автором рассматриваются два способа формулирования онтотеологии в философии — трансцендентальный и диалектический. Делается утверждение, что оба направления в современную эпоху сталкиваются со своим тупиком: трансцендентализм не может помыслить теорию как практическое осуществление мышления, диалектика не может избавиться в своей практике от формулирования трансцендентальной сверхисторической истины. В тексте производится синтез концепций Капуто, Ваттимо и Десмонда, чтобы предложить политико-религиозный проект, продолжающий философию Деррида. В предлагаемом проекте дуализм метафизики и постметафизики представляется сбалансированной политической формой жизни, в условиях которой может разворачиваться то, что будет бесконечно больше политики, — сообщество любви. Государство позволяет событию христианской анархии, или сообщества любви, состояться, не превратиться в эскапистскую позицию отказа от мира и силой ограждает общество от эксцессов насилия. В то же время сообщество любви позволяет государству не быть просто идеологической машиной принуждения, позволяет ему быть «слабым». Делается вывод, что постметафизика как «слабая мысль» может изменять и ослаблять политические структуры без того, чтобы полностью диалектически переходить в политическую онтотеологию, но не может быть полностью самостоятельной от метафизики областью или заменять ее.

Об авторе

А. С. Мерзенина
Европейский университет в Санкт-Петербурге; Научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Мерзенина Анастасия Сергеевна — аспирант Центра практической философии «Стасис», сотрудник Лаборатории критической теории культуры



Список литературы

1. Агамбен Дж. (2011) Homo Sacer, Чрезвычайное положение. М.: Европа. EDN: SUGMWV

2. Бурдье П. (2007) Социальное пространство и символическая власть. Бурдье П. Социология социального пространства, М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя: 64-86. EDN: QOECDF

3. Ваттимо Д. (2007) После христианства, М.: Три квадрата. EDN: QUJHGL

4. Деррида Ж. (2001) Оставь это имя (Постскриптум) // Гурко Е., Деррида Ж. Деконструкция: тексты и интерпретации, Минск: Экономпресс: 205-251.

5. Деррида Ж. (2020) Некоторая невозможная возможность высказать событие. Syg. ma (дата публикации: 29.10.2020). URL: https://syg.ma/@noodletranslate/zhak-dierrida-niekotoraia-nievozmozhnaia-vozmozhnost-vyskazat-sobytiie

6. Жижек С., Милбанк Дж. (2020) Монструозность Христа, М.: РИПОЛ классик, 2020.

7. Коначева С. (2015) Поэтика возможности: способы мыслить Бога в диакритической герменевтике. Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение», 2: 9-22. EDN: VURVYB

8. Лакан Ж. (2008) Изнанка психоанализа (Семинар, Книга 17 (1969–70)), М.: Гнозис, Логос.

9. Мануссакис Д. П. (2014) Бог после метафизики. Богословская эстетика, К.: ДУХ I ЛIТЕРА.

10. Нанси Ж.-Л. (1991) О со-бытии. Философия Мартина Хайдеггера и современность, М.: Наука: 91-102. EDN: SZFABF

11. Рансьер Ж. (2013) Несогласие, СПб.: Machina.

12. Рорти Р., Забала С., Ваттимо Дж. (2008) Каково будущее религии после метафизики? Логос, 4 (67): 93-110. EDN: TJIUMV

13. Уоткин У. (2022) Агамбен, Беньямин и безразличие насилия. Spectate (дата публикации: 13.10.2022). URL: https://spectate.ru/watkin-violence/

14. Фёгелин Э. (2021). Новая наука политики. Введение, СПб.: Владимир Даль. EDN: BNSBGP

15. Фуко M. (2010) Рождение биополитики. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1978–1979 учебном году, СПб.: Наука.

16. Хайдеггер М. (1993) Время картины мира. Время и бытие: Статьи и выступления, М.: Республика: 41-62. EDN: PEUSOI

17. Харт Д. (2010) Красота бесконечного: Эстетика христианской истины, М.: Библейско- богословский институт.

18. Яннарас Х. (2014) Вариации на Песнь Песней, М.: Директ-Медиа.

19. Яннарас Х. (2014) Хайдеггер и Ареопагит, или Об отсутствии и непознаваемости Бога, М.: Директ-Медиа.

20. Bielik-Robson A. (2019) Another Finitude, London; New York: Bloomsbury Publishing.

21. Boer R. (2009) Criticism of Religion, Leiden: BRILL.

22. Boer R. (2010) Criticism of Theology, Leiden: BRILL.

23. Caputo J. (2006) The weakness of God: a theology of the event, Bloomington: Indiana University Press.

24. Caputo J. (2023) What to Believe? New York: Columbia University Press.

25. Coward H., Foshay T., Derrida, J. (1992) Derrida and negative theology, Albany: State University of New York Press.

26. Derrida J. (1995) On the name, California: Stanford University Press.

27. Derrida J. (2020). The Politics of Friendship, London; New York: Verso Books.

28. Desmond W. (2008) God and the Between, Malden, Oxford, Carlton: Blackwell Publishing Ltd.

29. Esposito R. (2015) Two. The Machine of Political Theology and the Place of Thought, New York: Fordham University Press. https://doi.org/10.1515/9780823267644

30. Giannaras Ch. (2013) Against Religion, Brookline, Massachusetts: Holy Cross Orthodox Press.

31. Gillespie M. A. (2008) The Theological Origins of Modernity, Chicago: University of Chicago Press. https://doi.org/10.7208/9780226293516

32. Gonzales P. (2019). Between Philosophy and Theology: Towards the Theological Implications of William Desmond’s Thought An Interview with John Milbank. Radical Orthodoxy: Theology, Philosophy, Politics, Vol. 5. Nо. 1: 47-59.

33. Hägglund M. (2008) Radical Atheism: Derrida and the Time of Life, Stanford: Stanford University Press. https://doi.org/10.1515/9780804779753

34. Heidegger M. (1996) Der europäische Nihilismus. Gesamtausgabe, Bd. 6.2, Frankfurt am Main: 31-230.

35. Kearney R. (2010) Anatheism: Returning to God after God, New York: Columbia University Press.

36. Laruelle F. (2015) Introduction to non-Marxism, Minneapolis: Univocal Publishing.

37. Marion J.-L. (2005) Phenomenon and Event. Graduate Faculty Philosophy Journal, Vol. 26, Nо. 1: 147-159. https://doi.org/10.5840/gfpj20052615

38. Raschke C. A. (2000) The End of Theology, Aurora: The Davies Group, Publishers.

39. Schulenberg U. (2019) Marxism, pragmatism, and postmetaphysics: from finding to making, Cham: Palgrave Macmillan. https://doi.org/10.1007/978-3-030-11560-9

40. Simpson С. B. (2009) Religion, Metaphysics, and the Postmodern. William Desmond and John D. Caputo, Bloomington: Indiana University Press.

41. Taylor M. C. (2009) After God, Chicago: University of Chicago Press.

42. Vattimo G. (1984) Dialectics, Difference, and Weak Thought. Graduate Faculty Philosophy Journal, Vol 10. Nо. 1: 151-164. https://doi.org/10.5840/gfpj198410112

43. Vattimo G., Zabala S. (2014) Hermeneutic communism: from Heidegger to Marx, New York: Columbia University Press. https://doi.org/10.7312/vatt15802

44. Watkin C. (2013) Difficult atheism: post-theological thinking in Alain Badiou, Jean-Luc Nancy and Quentin Meillassoux, Edinburgh: Edinburgh University Press. https://doi.org/10.1515/9780748646302

45. Woessner M. (2017) Hermeneutic Communism: Left Heideggerianism’s Last Hope? Mazzini S., Glyn-Williams O. Making Communism Hermeneutical: Reading Vattimo and Zabala, Cham: Springer International Publishing: 35-48.


Рецензия

Для цитирования:


Мерзенина А.С. Власть дискурса в постметафизике: между диалектическим материализмом и трансцендентализмом. Социология власти. 2024;36(4):8-34. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2024-4-8-34

For citation:


Merzenina A.S. The Power of Discourse in Postmetaphysics: Between Dialectical Materialism and Transcendentalism. Sociology of Power. 2024;36(4):8-34. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2074-0492-2024-4-8-34

Просмотров: 341


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-0492 (Print)
ISSN 2413-144X (Online)