Preview

Социология власти

Расширенный поиск

Социальная жизнь смородины: Опыт автоэтнографии труда в монастыре

EDN: LUCXAZ

Аннотация

На примере сбора смородины в статье показано, какие иерархические отношения раскрываются в трудовых практиках православного монастыря на Русском Севере и в каком положении находится антрополог, использующий как минимум две модели интерпретации труда: религиозную христианскую и секулярную исследовательскую. Труд в монастыре как способ передачи своей воли Богу, в отличие от секулярной работы, направленной на результат, является духовной деятельностью, ведущей к христианскому спасению, которой предстоит научиться трудникам, мирянам, добровольно работающим в монастыре и только обучающимся духовности от настоятеля и более опытных насельников. В статье проводится анализ религиозных и секулярных техник самотрансформации и того, что происходит с исследователем и исследованием на стыке этих техник, когда антрополог обращается к методу автоэтнографии, то есть выступает основным информантом в своем исследовании, связывая личный опыт с контекстом полевых наблюдений. Методологически в статье рассматривается соотношение таких понятий М. Фуко, как герменевтика субъекта и пастырская власть, и как через эти понятия можно проанализировать властные отношения в современном православном монастыре, где ключевой категорией христианского спасения является смирение перед волей вышестоящего. Ставится вопрос о том, что порождает разные виды интерпретаций, и как они соотносятся с христианским понятием «духовное делание» и внутренними иерархиями монастыря, призванными работать не только на личное, но и коллективное спасение в рамках монастырской ойкономии, правильного хозяйствования во главе с пастором-настоятелем.

Об авторе

П. Р. Яровая
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Яровая Полина Романовна — аспирант Школы исторических наук, стажер-исследователь Центра исторических исследований

Санкт-Петербург 



Список литературы

1. Агамбен Д. (2019) Царство и Слава. К теологической генеалогии экономики и управления. Издательство Института Гайдара; Факультет свободных искусств и наук СПбГУ. EDN: DSGGJI

2. Асад Т. (2020) Возникновение секулярного: христианство, ислам, модерность: Христианство, ислам, модерность. Новое литературное обозрение.

3. Бунге Г. (1999) Скудельные сосуды: практика личной молитвы по преданию святых отцов. Пер. с нем. Зелинского В., ред. Костомарова Н. Рига: Международный благотворительный фонд им. А. Меня.

4. Влахос И. (2009) Православная духовность. Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

5. Гирц К. (2004) Интерпретация культур. РОССПЭН. EDN: QOCQVP

6. Дроздов Ф. (2006) Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. М.: Изд. совет Русской Православной Церкви. EDN: QTVZZX

7. Дубовка Д. Г. (2020) В монастырь с миром: в поисках светских корней современной духовности. Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге. —

8. Емельянов Н. (2020) Структурная позиция священника в системах дарообмена (с. 195–228). В сборнике Юдин Г. (ред.) Жизнь в долг. Моральная экономика долговых практик в жизни сообществ в России. Изд-во ПСТГУ.

9. Забаев И. В. (2012) Основные категории хозяйственной этики современного русского православия: социологический анализ. Изд-во ПСТГУ. EDN: RVRIMJ —

10. Забаев И. В. (2022) Смирение и взаимность: религиоведческий анализ этоса современного русского православия. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение, (102), с. 87–116. EDN: GGBHMT. https://doi.org/10.15382/sturI2022102.87-116

11. Кабанов И. В. (2013) Стяжи дух мирен. Наставления прп. Серафима Саровского. Никея.

12. Кормина Ж. В., Панченко А. А., Штырков С. А. (2015) Изобретение религии: десекуляризация в постсоветском контексте. Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге. EDN: YMGCZE

13. Махмуд С. (2023) Политика благочестия. Исламское возрождение и феминистский субъект. Новое литературное обозрение.

14. Мосс М. (1996) Техники тела. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. Восточная литература.

15. Рахманова Л. Я. (2018) Испытание-адаптация-укоренение: осмысление и воплощение понятий на Севере и в Сибири (с. 227–244). В сб. Пути России. 1917–2017: сто лет перемен. СПб.: Нестор. EDN: XXXBET

16. Ссорин-Чайков Н. В. (2024) Экономика, ойкономия, домострой: заметки об антропологии домохозяйства. Этнографическое обозрение (6), с. 5–22. EDN: VUEHWB. https://doi.org/10.31857/S0869541524060017

17. Тошева Д. (2011) От восстановления храма к созданию общины: самоограничение и материальные трудности как источники приходской идентичности (с. 277–297). В сб. А. Агаджанян, К. Русселе (ред.) Приход и община в современном православии: корневая система российской религиозности. Весь мир.

18. Фуко M. (1999) Надзирать и наказывать. М.: Ad Marginem.

19. Фуко М. (2005) Нужно защищать общество: курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1975–1976 учебном году. СПб.: Наука. EDN: QWLMUN

20. Фуко М. (2007) Герменевтика субъекта: курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981–1982 учебном году (пер. с фр. А. Г. Погоняйло). СПб.: Наука. EDN: QWQSXJ

21. Фуко М. (2008) О начале герменевтики себя. Логос (2), с. 65–95. EDN: TJLKCN —

22. Фуко М. (2021) Приложение 2 (с. 359–387). В История сексуальности 4. Признания плоти. Ad Marginem.

23. Фуко М. (2022) Говорить правду о самом себе. Лекции, прочитанные в 1982 году в Университете Виктории в Торонто. РАНХиГС, Издательский дом «Дело». EDN: YYUXZQ

24. Хоружий С. К. (1998) К феноменологии аскезы. Издательство гуманитарной литературы. EDN: TSLALP

25. Яровая П. (2024) Труд и работа в этике современного православия: восстановление крестьянского дома, монастыря и Святой Руси. Этнографическое обозрение (6), с. 81–96. EDN: VTSLKR. https://doi.org/10.31857/S0869541524060057

26. Cannell F. (2005) The Christianity of anthropology. Journal of the Royal Anthropological Institute, 11(2), рр. 335–356. https://doi.org/10.1111/j.1467-9655.2005.00239.x

27. Graeber D. (2012) Dead zones of the imagination: On violence, bureaucracy, and interpretive labor: The Malinowski Memorial Lecture, 2006. HAU: Journal of Ethnographic Theory, 2 (2), рр. 105–128. https://doi.org/10.14318/hau2.2.007

28. Harding S. F. (1987) Convicted by the Holy Spirit: The Rhetoric of Fundamental Baptist Conversion. American Ethnologist, 14 (1), рр. 167–181. https://doi.org/10.1525/ae.1987.14.1.02a00100

29. Hirschkind C. (2011) Is there a secular body? Cultural Anthropology, 26 (4), рр. 633–647. https://doi.org/10.1111/j.1548-1360.2011.01116.x

30. Lambek M. (2013) The value of (performative) acts. HAU: Journal of Ethnographic Theory, 3 (2), рр. 141–160. https://doi.org/10.14318/hau3.2.009

31. Morris J. (2016) Everyday Post-Socialism: Working-Class Communities in the Russian Margins. London: Plagrave Macmillan. Oustinova-Stjepanovic G. (2015) Confessional anthropology. Social Analysis, 59 (2), рр. 114–134. https://doi.org/10.3167/sa.2015.590207

32. Ssorin-Chaikov N. (2019) Reassembling History and Anthropology in Russian Anthropology: Part I. Social Anthropology, 27 (2), рр. 320–35. https://doi.org/10.1111/1469-8676.12628

33. Weber M. (2002) The Protestant Ethic and the “spirit” of capitalism and other writings. London: Penguin.


Рецензия

Для цитирования:


Яровая П.Р. Социальная жизнь смородины: Опыт автоэтнографии труда в монастыре. Социология власти. 2025;37(1):117-146. EDN: LUCXAZ

For citation:


Yarovaya P.R. The Social Life of Currant: an Essay on the Autoethnography of Labor in the Monastery. Sociology of Power. 2025;37(1):117-146. (In Russ.) EDN: LUCXAZ

Просмотров: 271


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-0492 (Print)
ISSN 2413-144X (Online)