К социальной философии геноцидов
https://doi.org/10.22394/2074-0492-2023-1-93-117
Аннотация
В первой части автор проводит работу по определению и прояснению трех отличительных для социальной философии геноцидов категорий: цели, предмета и метода. Прояснение этих категорий дает содержательное представление о социальной философии геноцидов и позволяет провести различие между философскими исследованиями геноцида и, с одной стороны, научными объективациями этого феномена, а с другой стороны, другими философскими дисциплинами, опирающимися на эмпирический материал геноцидов. Утверждается, что предмет социальной философии геноцидов составляет определение геноцида и эпистемически проблемное в геноцидах; цель этой дисциплины состоит в предотвращении геноцидов посредством критики предшествующих принятию решений детерминант (предрассудков); метод социальной философии геноцидов составляет параллаксное видение и критическая установка на поиск «темного» в модерне. Каждая из тематизированных категорий определяет социальную философию геноцидов как самостоятельную дисциплину, отличную благодаря предмету от научных объективаций геноцида, благодаря методу и цели — от объективации геноцида моральной философией и философией религии. В заключение первой части дается краткая дефиниция дисциплины: социальная философия геноцидов — это кластер критических философских исследований, рассматривающих эпистемически проблемное в геноцидах, определение геноцида, причины геноцида, имеющих целью посредством критической рефлексии предотвращение геноцидов. Во второй части автор фиксирует методологические проблемы исследований в рамках социальной философии геноцидов и предлагает программу этой дисциплины, состоящую из трех проектов: генеалогии геноцидов, исследований премодерновых геноцидов и составления каталога семейных сходств геноцидов.
Об авторе
А. О. АрхиповРоссия
Архипов Александр Олегович — студент бакалавриата философии НИУ ВШЭ.
Москва
Список литературы
1. Агамбен Д. (2012) Homo sacer. Что остается после Освенцима: архив и свидетель, М.: Издательство «Европа».
2. Витгенштейн Л. (2018) Философские исследования, Moscow: АСТ.
3. Жижек С. (2010) О насилии, М.: Издательство «Европа».
4. Кривушин И В. (2015) Сто дней во власти безумия: руандийский геноцид 1994 г. М.: Издательский дом Высшей школы экономики.
5. Леви П. (2001) Человек ли это? М.: Текст.
6. Михиго К. (2022) Руанда: принять примирение. Жить в мире и умереть счастливым, СПб.: Алетейя.
7. Павлов А. В. (2018a) Параллакс лисы: к определению предмета и границ социальной философии. Социологическое обозрение, 17(3): 149–172.
8. Павлов А. В. (2018b) Социальная философия и междисциплинарность. Философские науки, 6: 131–135.
9. Сиземская И. Н. (2018) О предмете социальной философии. Философские науки, 6: 123–127.
10. Фуко М. (2004) Использование удовольствий, СПб.: Академический проект.
11. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. / Резолюции Генеральной Ассамблеи — Резолюции третьей сессии (1948–1949 годы) (https://undocs.org/ru/A/RES/260%28III%29)
12. Adorno T. (1980) Kulturkritik und Gesellschaft. Adorno: Gesammelte Schriften, Frankfurt/M.: Suhrkamp.
13. Chalk F., Jonassohn K. (1990) The History and Sociology of Genocide. Analyses and Case Studies, London: Yale University Press.
14. Davis S. T. (2005) Genocide, Despair and Religious Hope: An Essay on Human Nature. Genocide and Human Rights. A Philosophical Guide, N.Y.: Palgrave Macmillan.
15. Dreyfus H. L., Rabinow P. (1982) Michel Foucault: Beyond Structuralism and Hermeneutics, Chicago: The university of Chicago press.
16. Gaita R. (2005) Refocusing Genocide: A Philosophical Responsibility. Genocide and Human Rights. A Philosophical Guide, N.Y.: Palgrave Macmillan.
17. Gordon C. (1980) Power/Knowledge. Selected Interviews and Other Writings 1972‒1977 Michel Foucalt, N.Y.: Pantheon Books.
18. Jokic A. (2007) Book review: Genocide and Human Rights: A Philosophical Guide — Edited by John K. Roth, Philosophical Books. 48(1): 95‒96.
19. Jones A. (2011) Genocide. A comprehensive Introduction. Second Edition, N.Y.: Routledge.
20. Kard C. (2005) Genocide and Social Death. Genocide and Human Rights. A philosophical Guide, N.Y.: Palgrave Macmillan.
21. Lopez M. R. A. (2020) Totalitarianism as Structural Violence: Toward New Grammars of Listening. Logics of Genocide. The structures of Violence and The Contemporary World, N.Y.: Routledge.
22. Mamdani M. (2011) When Victims Become Killers. Colonialism, Nativism, and the Genocide in Rwanda, Princeton: Princeton University Press.
23. Meiches B. (2019) The politics of Annihilation. A Genealogy of Genocide, London: University of Minnesota Press.
24. Naimark N. N. (2017) Genocide. A World History, N.Y.: Oxford University Press.
25. O’Byrne A., Schuster M. (eds.) (2020) Logics of Genocide. The structures of Violence and The Contemporary World, N.Y.: Routledge.
26. Roth J. (ed.) (2005) Genocide and Human Rights. A Philosophical Guide. N.Y.: Palgrave Macmillan.
27. Roth J. (2005) Prologue: Philosophy and Genocide. Genocide and Human Rights. A philosophical Guide, N.Y.: Palgrave Macmillan.
28. Roth J. (1989) Where is God now? Holocaust. Religious & Philosophical Implications, N.Y.: Paragon House.
29. Roth J., Berenbaum M. (eds.) (1989). Holocaust. Religious & Philosophical Implications, N.Y.: Paragon House.
30. Rowland A. (2001) Tony Harrison and The Holocaust, Liverpool: Liverpool University Press.
31. Sartre J. (1968) On genocide, Boston: Beacon Press.
32. Shuster M. (2010) Philosophy and Genocide. The Oxford Handbook of Genocide Studies, Oxford: Oxford University Press.
33. Snow J. (2018) Claudia Card’s. A New Way of Looking at Genocide. Criticism and Compassion. The Ethics and Politics of Claudia Card, Hoboken: Willey.
34. Snow J. (2016) “Don’t Think But Look:” Using Wittgenstein’s Notion of Family Resemblances to Look at Genocide. Genocide Studies and Prevention. An international Journal, 9(3): 154‒173.
35. Stone D. (2020) Structure and Fantasy. Holocaust Perpetrators and Genocide Studies / in Logics of Genocide. The structures of Violence and The Contemporary World, N.Y.: Routledge.
36. Susanne C., Goldberg K. J., Goldberg Z. J. (eds.) (2020) The Routledge International Handbook of Perpetrator Studies, N.Y.: Routledge.
37. Tatz C. (2005) The Doctorhood of Genocide. Genocide and Human Rights. A Philosophical Guide, N.Y.: Palgrave Macmillan.
38. Theriault H. C. (2010) Genocidal Mutation and the Challenge of Definition. Metaphilosophy, 41(4): 481‒524.
39. Theriault H. C. (2017) Out of the Shadow of War and Genocide. Advancing Genocide Studies. Personal Accounts and Insights from Scholars in the Field, N.Y.: Routledge.
40. Wees H. (2010) Genocide in the Ancient World. The Oxford Handbook of Genocide Studies, N.Y.: Oxford University Press.
41. Weiss D. W. Berenbaum M. (1989) The Holocaust and Covenant. Holocaust. Religious & Philosophical Implications, N.Y.: Paragon House.
42. Woolford A., Hinton A. (2019) Guest editorial: Critical Genocide and Atrocity Prevention Studies. Genocide Studies and Prevention. An International Journal, 13 (3): 1‒8.
Рецензия
Для цитирования:
Архипов А.О. К социальной философии геноцидов. Социология власти. 2023;35(1):93-117. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2023-1-93-117
For citation:
Arkhipov A.O. Towards a Social Philosophy of Genocide. Sociology of Power. 2023;35(1):93-117. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/2074-0492-2023-1-93-117