№1 (2017) Социология архитектуры по ту сторону текста и коммуникации
Архив
Архив
Социология архитектуры по ту сторону текста и коммуникации
Выпуски 2017 года №1 №2 №3 №4
Социологи и архитекторы: два пути к новым онтологиям
Алексей С. Титков
Аннотация

-

Раздел: Слово редактора

Страницы: -

Алексей С. Титков

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия
Новые онтологии архитектуры и архитектуры новых онтологий
Ксения С. Майорова
Аннотация

Статья посвящена попытке проследить взаимосвязь между актуальными тенденциями в гуманитарных науках (становление новых онтологий) и современными архитектурными практиками. Автор формулирует ключевые различия между оптиками «старых» и новых онтологий, где новыми называются плоские онтологии, отказавшиеся от оппозиции часть/целое и суждений в модальности долженствования. Рассмотрев различные типы архитектуры (иконическую, утопическую и социальную), автор обнаруживает, что практики 19 и объекты, которые традиционно принято относить к архитектуре, базируются на принципах «старых онтологий». В них реализовано представление о человеке как суперобъекте, стоящем над всеми прочими объектами; они руководствуются классической оппозицией части и целого, где конечным пользователем, для которого осуществляются архитектурные проекты, может быть общество (как целое, которое больше своих частей, то есть людей) или человеческий индивид (как часть, которая больше своего целого, то есть общества). Наконец, в них артикулируется противопоставление наличного и должного, где последнее обладает онтологическим преимуществом. Новые же онтологии кажутся неприменимыми к архитектуре в традиционном понимании.Тем не менее между новыми онтологиями и архитектурой может быть обнаружена двоякая связь. С одной стороны, новые онтологии предлагают язык описания, позволяющий объять многообразие практик традиционной архитектуры (архитектуры наших городов) и принять их онтологическое равенство. С другой стороны, новые онтологии делают возможными иные архитектурные практики (архитектуру компьютера, виртуальных миров и спекулятивную архитектуру), не замещающие традиционную архитектуру, но дополняющие ее.Ключевые слова: новые онтологии, плоские онтологии, традиционная архитектура, архитектура компьютера, архитектура виртуальных миров, спекулятивная архитектура 

Раздел: Статьи. Теория

Тема: Социология архитектуры по ту сторону текста и коммуникации

Страницы: -

Ксения С. Майорова

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Архитектура гибридов: киборгианская экология и космополитика городской жизни
Николай И. Руденко
Аннотация

В данной статье рассматривается дискурс киборгианской экологии в социальных науках, а также теории и практики архитектуры и городского планирования. Этот язык описания города возник в середине 2000-х годов на волне успеха акторно-сетевой теории, политической экологии и теории ассамбляжей в городских исследованиях. Основными факторами его появления стали глобализация, мультикультурность, рост информационной и материальной комплексности, а также экологическая повестка в стратегиях развития города. Киборгианская экология как дискурс направлена на расширение репертуара действующих в городе акторов и включение в их список нечеловеческих объектов (живых организмов, климатических условий, материальной составляющей). Дискурс преодолевает модернистское различение природы и культуры и уходит от точки зрения на город как на анти-природу. Заново открывая природу в городе, он показывает сложные сети технологии (прежде всего городской инфраструктуры), политики (стратегия развития городов), культуры (консьюмеристские, медицинские дискурсы) и живых организмов (человеческие тела, вирусы, животные, растения), организующие временные и подвижные сборки, в которых существует биологическая жизнь в городе. Метафора киборга, предложенная британским географом Мэттью Ганди, из рассматриваемого дискурса распространяется в теорию и практику архитектуры и городского планирования, что демонстрируется на ряде примеров. Ключевые слова: киборгианская экология, архитектура, живые организмы, Мэттью Ганди, Митчелл Иоахим 

Раздел: Статьи. Теория

Тема: Социология архитектуры по ту сторону текста и коммуникации

Страницы: -

Николай И. Руденко

Социологический институт РАН, Санкт-Петербург, Россия
Странная дихотомия: пространство и время в акторно-сетевой теории
Сергей С. Астахов
Аннотация

Пространство и время — странная, не вполне проясненная оппозиция в акторно-сетевой теории: с одной стороны, места и мгновения рассматриваются как нередуцируемые, с другой, Б. Латур постоянно заявляет об их производности по отношению к взаимодействиям актантов. В первой части статьи принцип обобщенной симметрии рассматривается как методологическое обоснование эклектики АСТ. Мы различаем три образа пространства-времени: семиотический, онтологический и материальный. Во второй части мы пытаемся показать напряжение, существующее между концептуализациями пространства и времени в акторно-сетевой теории. В третьей части анализ статьи Латура о Пиаже 1997 года проясняет неопределенность исходной оппозиции. Непоследовательность мысли Латура объясняется промежуточным положением пространственных и временных категорий между актантами и очищенными субъектами и объектами Нового времени.Ключевые слова: пространство, время, принцип симметрии, акторно-сетевая теория 

Раздел: Статьи. Теория

Тема: Социология архитектуры по ту сторону текста и коммуникации

Страницы: -

Сергей С. Астахов

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Несемиотическая природа архитектуры
Марат Р. Невлютов
Аннотация

В современных архитектурных школах и теориях доминирует семиотический подход, который стремится описать архитектуру через систему знаков и понятие коммуникации. Действительно, как и всякое явление культуры, архитектура обладает формой выраженности, а значит, подвержена интерпретациям, наложению на нее системы кодов восприятия. Однако автор демонстрирует, что сама эта система является привнесенной извне и не принадлежит архитектуре как таковой — сигнификация накладывается уже на существующее здание человеческим восприятием, но до этого в нем не присутствует. Собственные, априорные смыслы архитектуры остаются скрытыми. Можно предположить, что бытие архитектуры содержит недоступный означиванию остаток. Она производит невыразимое, неузнаваемое человеком, действуя, тем не менее, в пределах антропологического кода, пользуясь узнаваемым языком. Незнакомое не становится совокупностью знакомого, оно трансформирует прежний код, заставляя его смещать место означивания. Знакомое приобретает иные неартикулированные свойства и смыслы благодаря вступлению архитектуры в реальность. Архитектура вбирает в себя привнесенные коды, но повторяя их в реальности, аннигилирует, лишает их собственных смыслов, которыми их наделил зритель. Оказавшись в необусловленной человеческим восприятием реальности, архитектура может быть осмыслена как автономное событие, лишенное свойств кода. Автор показывает, что конкретное здание актом своего существования во времени выводит архитектуру за пределы системы означивания через процессы деградации и разрушения смыслом.Ключевые слова: модернизм, постмодернизм, семиотика, коммуникация, система кодов, форма, функция, перформативность, реальность 

Раздел: Статьи. Исследования

Тема: Социология архитектуры по ту сторону текста и коммуникации

Страницы: -

Марат Р. Невлютов

Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства, Москва, Россия
Семантика и прагматика архитектурного объекта: что может дать витгенштейнианский подход для изучения архитектуры
Павел М. Степанцов
Аннотация

В данной статье разрабатывается социологический подход к изучению архитектурных объектов на основании витгенштейнианской социологии. В первой части осуществляется критика распространенных в современных социологических исследованиях моделей исследования архитектуры. Основным предметом критики является попытка интерпретации архитектурных объектов как результата реализации «в стекле и бетоне» стоящих за ними социальных отношений. Демонстрируется, что подобный подход обусловлен «просвещенческой установкой» большей части социологических концептуализаций архитектуры, основной посыл которой — поиск скрытых от непосредственного наблюдения социальных структур, стоящих за любым объектом исследования.Во второй части разрабатывается альтернативный подход. На основании анализа работ Л. Витгенштейна, П. Уинча и представителей Манчестерской школы этнометодологии утверждается, что социологический подход к изучению архитектурных объектов должен отказаться от поиска скрытых смыслов, которые определяются широким социальным контекстом. Вместо этого необходимо сконцентрироваться на изучении актов конституирования смысла в процессе повседневных взаимодействий. Далее этот подход применяется на примере анализа кейса считывания смысла архитектурных арт-объектов на фестивале «Архстояние».Ключевые слова: архитектура, взаимодействие, смысл, значение, праг- матическое понимание, семантическое понимание, Витгенштейн 

Раздел: Статьи. Исследования

Тема: Социология архитектуры по ту сторону текста и коммуникации

Страницы: -

Павел М. Степанцов

РАНХиГС, Москва
Монумент: who controls the past? Об одном механизме архитектурной коммеморации
Вадим Г. Басс
Аннотация

В статье на примере мемориальных построек XX — начала XXI века обсуждается связь архитектуры и истории. Эта связь — необходимый аспект социального функционирования архитектуры и ее профессионального осмысления. В самых разных примерах — от риторического «искусства памяти» до архитектурных течений наших дней — здание выступает как носитель памяти и средство исторического отбора, конструирования истории.Внимание сосредоточено на сооружениях мемориального жанра, посвященных трагедиям прошедшего столетия. Их эффективность в качестве инструмента производства памяти обеспечивается способностью создателей манипулировать зрителем, провоцировать эмоциональный ответ. Это психологическое начало стало одним из оснований художественной теории и теории архитектуры еще конца XIX — нача- ла XX в., когда сложилось концептуальное обеспечение архитектурного модернизма. На это же время приходится начало современной волны рефлексии над историческим памятником.В качестве иллюстрации взят распространенный мотив каменного куба, своеобразный «минимальный монумент», сочетание геометрии и тяжести, в ряде случаев дополненное пустотами. В статье анализируются примеры того, как создатели построек и авторы аналитических текстов определяют мемориальный потенциал этих инструментов. Также обсуждается категория Возвышенного как средство анализа сооружений, призванных зафиксировать явления на грани концептуальных способностей зрителя.В заключительной части обсуждаются различия в коммеморатив- ных практиках первой и второй половины XX века. Если Первая мировая война порождает конвенциональные монументы, восходящие к героической традиции, то после Второй мировой, тоталитаризма, Холокоста меняются представления о самой трагедии. Результатом становятся монументы, транслирующие травматический эмоциональный опыт, форсирующие переживания зрителя, не оставляющие ему выхода.Ключевые слова: мемориал, монумент, конструирование истории, мемориальная архитектура, психология архитектуры, военный мемориал, мемориал Холокоста 

Раздел: Статьи. Исследования

Тема: Социология архитектуры по ту сторону текста и коммуникации

Страницы: -

Вадим Г. Басс

Европейский университет в Санкт-Петербурге, Россия
Маркирование социальной памяти в городском пространстве: мемориальные доски в формировании культурного ландшафта города
Алиса А. Баранникова
Аннотация

Статья посвящена маркированию социальной памяти в городском пространстве. Автор указывает, что город играет роль фильтра, отделяющего события, которые станут частью исторического нарратива, от событий, преданных забвению. Предлагается новое решение вопроса о носителе памяти в городском пространстве, альтернативное подходам Фердинанда Тенниса и Чикагской школы. Указанную функцию может выполнять само пространство города. Автор показывает, как память материализуется в городе и преобразует его. В данной перспективе коммеморативные практики в городском пространстве оказываются представлены названиями улиц, топонимикой города, памятниками, домами-музеями, мемориальными досками, памятными знаками. Объектом исследования служат мемориальные доски. В рамках исследования был собран максимально полный массив данных, в который вошли все доски, установленные на территории Москвы в период с 1914 по 2014 г. Систематизирована информация, зафиксированная на досках, в том числе биографические данные меморализируемых лиц, географические привязки, проанализировано их пространственно-временное распределение. Полученные выводы позволяют говорить о мемориальных досках как об эффективном индикаторе взаимосвязи памяти городского сообщества и физической среды города.Ключевые слова: коллективная память, репрезентация памяти, мемориализация, мемориальные доски, развитие города, коммеморация 

Раздел: Статьи. Исследования

Тема: Социология архитектуры по ту сторону текста и коммуникации

Страницы: -

Алиса А. Баранникова

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия
Социология архитектуры: кирпичи для сборки. Рецензия на книгу: Вильковский М.Б. (2010) Социология архитектуры, М.: Фонд «Русский авангард»
Алексей С. Титков
Аннотация

-

Раздел: Рецензии

Страницы: -

Алексей С. Титков

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия
Исследование игровых пространств: встреча гейм-дизайна и архитектуры. Рецензия на книгу: Space.Time.Play.Computer Games,Architecture and Urbanism: The Next Level (2007) F. von Borries, S.P. Walz, M. B ttger (eds), Basel; Boston; Berlin: Birkh user
Александр С. Ветушинский
Аннотация

-

Раздел: Рецензии

Страницы: -

Александр С. Ветушинский

МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия