№1 (2016) Социальные исследования биомедицины
Архив
Архив
Социальные исследования биомедицины
Выпуски 2016 года №1 №2 №3 №4
Социальные исследования биомедицины
Денис Ю. Сивков
Аннотация

-

Раздел: Слово редактора

Страницы: -

Денис Ю. Сивков

РАНХиГС, Москва
От феноменологии тела к изучению форм взаимодействия: социологическое прочтение Германа Шмитца
Наталья Д. Лебедева
Аннотация

В статье рассматривается противостояние трансценденталистских и натуралистических программ изучения тела. Натуралистический подход, доминирующий в социологии, описывает тело сугубо как биологический организм. Трансценденталистское же понимание предполагает существование особого опыта мира, данного через чувствующее тело. Автор предпринимает попытку преодолеть существующие трудности операционализации данного подхода и продемонстрировать, как можно вернуть телесное (трансцеденталистское) измерение наблюдаемым феноменам социальной жизни. Для этого в работе проводится анализ концептуального потенциала феноменологии Германа Шмитца. Главный вопрос, который поднимает автор, связан с феноменом инкорпорации. Шмитц определяет инкорпорацию как переход от телесного самочувствия отдельных участников к единствам взаимодействия. Однако он не уточняет, каким образом этот переход осуществляется. Автор выделяет две линии интерпретации работ Шмитца. Согласно первой, инкорпорация возможна как синтез чувственных ощущений участников (их климатов). Данная трактовка, однако, не предполагает оформления единства как такового, поскольку взаимодействие оказывается неустойчивым. Вторая линия интерпретации заключается в том, что указанный переход осуществляется через экстериоризацию телесных ощущений. Однако подобное толкование создает для исследователей новые сложности. Прежде всего оно обязывает поднять вопрос о перспективе наблюдателя. На основании сравнительного анализа концепций Г. Зиммеля и Г. Шмитца автор предлагает новый проект изучения форм взаимодействия, связанный с концептом «экзистенциального чувства». Под ним понимается телесно-эмоциональная со-настройка участников взаимодействия. Выдвигается тезис, что процесс формообразования сопряжен с различными спектрами телесных ощущений, способными продуцировать экзистенциальное чувство.

Ключевые слова
социология тела, феноменология тела, формальная социология, Герман Шмитц, экзистенциальное чувство, Leib.

Раздел: Статьи. Теория

Тема: Социальные исследования биомедицины

Страницы: -

Наталья Д. Лебедева

РАНХиГС, Москва
Взгляд, тело и социальное взаимодействие: проблема искаженного восприятия собственного тела при анорексии
Светлана М. Бардина
Аннотация

В статье рассматривается социальное измерение феномена искаженного восприятия тела при анорексии. В классической социологии, в частности в работах И. Гофмана, взаимная телесная видимость участников интеракции является условием возможности социального взаимодействия. Случай анорексии представляет собой ситуацию, в которой связь между взглядом, телом и возможностью социального взаимодействия становится проблемной. В тексте анализируются различные стратегии объяснения феномена нарушенного восприятия телесного образа. В их числе индивидуалистическая модель, в которой искаженное восприятие тела объясняется врожденным либо приобретенным дефектом восприятия. В социологистской модели, напротив, фокус рассмотрения полностью смещается с индивидуального восприятия в социальную плоскость. Феноменологическая модель исследования анорексии предлагает решение, которое позволяет описать и индивидуальный опыт пациента, и социальный аспект расстройства благодаря постулату, что нарушение восприятия образа тела связано с тем, что пациент видит себя «глазами других». Ключевую роль для этой модели играет феноменология телесности Ж.‑П. Сартра, понятия «бытия-здесь-для-другого» и «взгляда другого». В этой концепции искаженное видение собственного тела оказывается эффектом ощущения себя объектом наблюдения других, что приводит к объективации и отчуждению тела, чувству собственной нелепости и громоздкости. Этот феномен может быть переописан в терминах символического интеракционизма. В таком случае поведение анорексика можно интерпретировать как гипертрофированное стремление «избежать неловкой ситуации» и «сохранить лицо». Таким образом, модель объяснения анорексии через наблюдаемость для другого в социальных взаимодействиях показывает, что те механизмы, которые делают возможным взаимодействие в нормальных условиях, при измененном модусе телесного существования и восприятия образа тела, напротив, разрушают социальное функционирование.

Ключевые слова
Жан-Поль Сартр, Ирвинг Гофман, феноменология телесности, образ тела, анорексия, взгляд, социальное взаимодействие.

Раздел: Статьи. Теория

Тема: Социальные исследования биомедицины

Страницы: -

Светлана М. Бардина

МВШСЭН, Москва
Болезнь, страдание и насилие в фокусе критически прикладной медицинской антропологии Нэнси Шейпер-Хьюз
Дмитрий В. Михель
Аннотация

В статье рассматривается феномен критически прикладной медицинской антропологии и основные итоги работы ведущего представителя этого направления, профессора калифорнийского университета в Беркли Нэнси Шейпер-Хьюз. Обсуждается предлагаемая новая модель медико-антропологического знания, в частности, предложение сделать антропологию воинствующей. Темы болезни, страдания и насилия проходят сквозь все творчество американской исследовательницы, соединившей в рамках медицинской антропологии критическую работу ученого и индивидуальную политику борьбы против насилия во всех его проявлениях. Внимание читателей фокусируется на итогах полевого исследования культурных и социально-экономических причин эпидемии шизофрении в сельской Ирландии периода вхождения страны в общеевропейский рынок. Кроме того, излагаются основные результаты предпринятого ею в трущобах северо-восточной Бразилии исследования детской смертности, обусловленной столетиями колониализма, дикими нравами на сахарных плантациях, нищетой и драматическим опытом материнства. Экспедиции Шейпер-Хьюз в страну «печальных тропиков» привели ее также к открытию феномена незаметных войн с беспризорниками, характерного как для Бразилии эпохи перехода от диктатуры к демократии, так и для других переходных обществ. В финальной части статьи освещаются некоторые итоги ее исследований о политико-экономической природе глобального трафика человеческих органов. Исследовательница выявила в этом явлении скрытые расовые, классовые и этнические измерения, а также общую логику неолиберального отношения к людям и их телам, отрицающую традиционную человеческую мораль в пользу риторики свободного рынка и автономии личности.

Ключевые слова
критически прикладная медицинская антропология, шизофрения, страдание, насилие, незаметные войны против детей, траффик органов.

Раздел: Статьи. Теория

Тема: Социальные исследования биомедицины

Страницы: -

Дмитрий В. Михель

Саратовский государственный технический университет
Оплачиваемая забота и безопасность: что продается и покупается в родильных домах?
Анна А. Темкина
Аннотация

В статье анализируется отношение городских образованных женщин (родителей) среднего класса к платному родовспоможению. Их отношение к бесплатному сегменту медицины и социальным ролям врачей характеризуется тревогой и недоверием. Женщины, подобно требовательным потребителям, оценивают и осуществляют выбор разных возможностей в платном сегменте родовспоможения, выстраивают отношения с профессионалами и определяют условия пребывания в родильном доме. Родильные дома рекламируют свои услуги: индивидуальное ведение родов, палаты повышенной комфортности, семейные роды. Медицинские учреждения стараются повысить свою привлекательность для женщин. Иными словами, формируется рынок спроса и предложения, на котором оплачиваются услуги (товары) особого рода. На основе анализа интервью и наблюдений автор показывает, какие платные услуги предлагают родильные дома в Петербурге, как женщины осуществляют выбор сервиса, каковы их потребности и как они объясняют готовность платить за услуги, которые доступны бесплатно. Выявлено, что потребности женщин связаны с разными видами заботы и обеспечением безопасности. Во-первых, они оплачивают профессионализм специалистов и профессиональную заботу, которая направлена на учет их индивидуальных потребностей и помощь в переживании телесной боли. Во-вторых, они платят за эмоциональную заботу, которая помогает им справляться с уязвимостью и обеспечивает психологическую безопасность. В-третьих, они оплачивают условия, обеспечивающие приватность и заботу во время родов. Делается вывод, что оплачиваемая забота в родовспоможении становится для ответственных родителей стратегией страхования от ущерба для здоровья и способом «секьюритизации».

Ключевые слова
репродуктивное здоровье, роды, рынок, доверие, безопасность, забота, профессионалы, эмоциональная работа, боль.

Раздел: Статьи. Исследования

Тема: Социальные исследования биомедицины

Страницы: -

Анна А. Темкина

Европейский университет, Санкт-Петербург
Когда язык имеет значение: от донорства яйцеклеток к рынкам ооцитов
Александра С. Курленкова
Аннотация

Автор статьи проблематизирует язык донорства, ставший общеупотребительным для описания практик передачи женских половых клеток в текстах законов, профессиональных этических рекомендациях, в обиходной речи врачей и пациентов. Передача половых клеток от одного человека к другому сравнивается с трансплантацией соматических клеток и тканей. Развитие трансплантологии и репродуктивной медицины требовало и продолжает требовать обеспечение потока биологических материалов от здоровых людей, не имеющих в самой процедуре трансплантации органов (или оплодотворении половых клеток и имплантации эмбриона) очевидного интереса, к больным, нуждающимся в лечении («терапии бесплодия»). Язык дара, солидарности, альтруизма стал тем клеем, который собрал эти кирпичики, позволяя, с одной стороны, легитимировать в глазах общества практики обмена человеческим биологическим материалом, и, с другой, уберечь последний от выпадения в область профанного, овеществленного, безличного, — процесса, которому сопротивляются базовые культурные интуиции западного человека. На материалах количественного опроса европейских доноров, нескольких глубинных интервью с донорами в разных странах, а также наблюдениях в московской клинике репродукции в 2010‑2011 г., мы показываем спектр значений, которые женщины-доноры придают своим действиям: от эмпатии и решения психологических проблем до зарабатывания денег. Анализ этих мотиваций вкупе с анализом законодательства (главным образом российского и британского) и этических рекомендаций врачей позволяет увидеть, что практики донорства производятся силовыми полями, которые сильно отличаются в разных национальных контекстах. В заключение мы схлопываем два уровня анализа — языка и практик, — чтобы показать, насколько язык донорства устарел для описания реально происходящего, насколько он не позволяет решить те проблемы, которые были перед ним поставлены. В конце статьи мы приходим почти что к нормативному выводу: нужен новый язык, основанный на не менее сильной и общественно значимой метафорике, чуткий к реальным практикам и рефлексивный по отношению к тому, чьи интересы он отстаивает.

Ключевые слова
донорство женских гамет, вспомогательные репродуктивные технологии, ЭКО, трансплантация органов и тканей человека, теории дара, коммодификация человеческих органов и тканей, медицинский туризм.

Раздел: Статьи. Исследования

Тема: Социальные исследования биомедицины

Страницы: -

Александра С. Курленкова

ИЭА РАН, Москва
Быть классическим гомеопатом: неявное знание, биомедицина и гомеопатическая практика
Радик А. Садыков
Аннотация

В данной статье представлены результаты исследования, опирающегося на материалы интервью с классическими гомеопатами. В фокусе внимания — напряжение между высказываниями классических гомеопатов и их практикой. С одной стороны, классические гомеопаты декларируют разрыв с биомедициной, с другой — статус этого разрыва не подтверждается обстоятельствами их опыта и деятельности. Данный парадокс проблематизируется с помощью теории практик. Автор доказывает, что практика классических гомеопатов включает в себя биомедицинские предпосылки в качестве неявного знания (М. Полани). На пути к этому выводу рассматривается концептуальный вопрос связи неконсистентных практик и их трансмиссии. Обращение к райловской критике ментализма и идеям теоретиков практик позволяет обосновать наглядный характер практик и неявного знания как того, что является видимым, но не замечаемым; тем самым преодолевается скептицизм С. Тернера относительно реальности практик как коллективных феноменов, способных к трансмиссии. В противовес каузалистской интерпретации теории практик Тернера отношение между биомедицинскими предпосылками и гомеопатической практикой предлагается рассматривать как отношения фигуры и фона. Эта концепция уточняется с помощью витгенштейнианской идеи смены аспекта, в рамках которой гомеопатия и биомедицина выступают не как различные практики, а как разные аспекты одной неделимой медицинской практики. В качестве критерия видимости биомедицинских предпосылок указываются риторические стратегии классических гомеопатов, в которых акцентируются различия и противоречия между гомеопатией и биомедициной, а также способность данных врачей осуществлять перевод (смену аспекта) между концептами двух систем. С этой точки зрения высказывания классических гомеопатов должны соответствовать не целям конкретной медицинской практики, которую они осуществляют, а целям идентификации и профессионализации конкретного сообщества. Таким образом, парадокс неявного знания решается за счет отделения стратегий профессионализации от стратегий сугубо медицинских.

Ключевые слова
гомеопатия, биомедицина, альтернативная медицина, теория практик, неявное знание, профессионализация.

Раздел: Статьи. Исследования

Тема: Социальные исследования биомедицины

Страницы: -

Радик А. Садыков

НИУ ВШЭ, Москва
Практики надежды в американской онкологии: по мотивам эмпирических медико-антропологических исследований
Виталий Л. Лехциер
Аннотация

Статья знакомит с результатами и проблематикой исследования, посвященного дискурсу надежды в американской онкологии, проведенного коллективом известных американских медицинских антропологов (М. и Б. Гуд, С. Шафер, С. Линд). Антропологи утверждают, что национальные обычаи в онкологии формируются популярной национальной культурой и национальной медицинской культурой. С ними конкурирует международная, космополитическая биомедицинская культура, особенно высокотехнологичная, которая на местном уровне находится под локальным социальным и институциональным влиянием. Данное исследование сопоставляется с другими работами, принадлежащими тому же тематическому полю, и рассматривается в контексте актуальных тематизаций диагноза в социологии и антропологии. В центре статьи — практика раскрытия в онкологии, обсуждение его клинической идеологии и влияющих на него факторов (этапность раскрытия, корреляция с типом партнерства и т. п.). Раскрытие в онкологической практике происходит в отношении диагноза, лечения, его побочных эффектов и прогноза, что связано как с клинической потребностью, так и с запросом пациента. Обсуждаются причины, формирующие у врачей-онкологов обязательство вселять и поддерживать надежду в пациентах. Утверждается, что несмотря на ряд весьма детализированных деонтологических рекомендаций в отношении раскрытия диагноза «рак», реальная практика надежды опосредована ситуативным выбором врача, т. е. принадлежит сложной и по‑прежнему непрозрачной сфере medical choice. Также в статье идет речь о надежде врачей и мотивах их приверженности онкологии. В заключение статьи упоминается о масштабном медикоантропологическом исследовании «практик надежды», которое проводила американский антрополог Черил Маттингли вместе с коллегами в течение 13 лет в афроамериканских семьях c тяжелобольными детьми.

Ключевые слова
медицинская антропология, онкология, надежда, дискурс, модель раскрытия диагноза, врачи, пациенты.

Раздел: Статьи. Исследования

Тема: Социальные исследования биомедицины

Страницы: -

Виталий Л. Лехциер

Самарский национальний исследовательский университет им С.П. Королева
Мое тело — моя крепость: общественное мнение о биомедицинских технологиях
Юрий Л. Войнилов, Валентина В. Полякова
Аннотация

Статья рассматривает «поворот к телу» в социальных науках в контексте развития биомедицинских технологий. Социальные трансформации второй половины XX века, т. е. «биомедикализация общества», актуализировали изучение тела в рамках социологической традиции. Однако предпосылки актуализации остаются не проясненными. Поэтому первая задача работы — показать, каким образом тема биомедицинских технологий связана с современной социологией. Для этого рассматриваются знаковые открытия в области медицины, генетики, описывается их влияние на общественные институты. Вторая задача статьи связана с изучением социальных установок россиян в отношении биомедицинских технологий в повседневной жизни. Опрос россиян, проведенный ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, позволил оценить меру готовности респондентов включить современные технологические инновации в повседневную жизнь. Показательно настороженное отношение к биомедицинским технологиями при том, что достижения в технологической и IT-сферах оцениваются положительно. Результаты исследования дают основания полагать, что инвазивные технологии имеют особый статус в общественном сознании. Сама возможность глубокой трансформации тела на данный момент отторгается большинством населения. Авторы полагают, что дальнейшее изучение описанной ситуации представляется перспективным для исследований в области биоэтики.

Ключевые слова
биоэтика, биомедицина, социология тела, массовый опрос.

Раздел: Статьи. Исследования

Тема: Социальные исследования биомедицины

Страницы: -

Юрий Л. Войнилов, Валентина В. Полякова

НИУ ВШЭ, Москва
Понятия и модель для сравнения медицинских систем как культурных систем (перевод с англ. Александры Курленковой)
Артур Клейнман
Аннотация

-

Раздел: Переводы

Страницы: -

Артур Клейнман

Гарвардская медицинская школа, Бостон, США
Что такое исследования возраста? (перевод с англ. Антона Смолькина)
Стивен Кац
Аннотация

-

Раздел: Переводы

Страницы: -

Стивен Кац

Университет Трент, Питерборо, Канада
Множественная реальность головного мозга. Рецензия на книгу Dumit J. (2004) Picturing Personhood: Brain Scans and Biomedical Identity. Princeton, Oxford: Princeton University Press
Денис Ю. Сивков
Аннотация

-

Раздел: Рецензии

Страницы: -

Денис Ю. Сивков

РАНХиГС, Москва
Тело как проблема справедливости. Рецензия на книгу Fabre C. (2006) Whose Body is it Anyway? Justice and the Integrity of the Person. Oxford University Press
Евгений В. Карчагин
Аннотация

-

Раздел: Рецензии

Страницы: -

Евгений В. Карчагин

ВолгГАСУ
Генетическое тестирование: контроль над жизнью или иллюзия? Рецензия на книгу Hesse-Biber S. (2014) Waiting for Cancer to Come: Women’s Experiences with Genetic Testing and Medical Decision Making for Breast and Ovarian Cancer. University of Michigan Pres
Анастасия С. Угарова
Аннотация

-

Раздел: Рецензии

Страницы: -

Анастасия С. Угарова

Европейский университет, Санкт-Петербург