Мария А. Ерофеева

МВШСЭН, РАНХиГС, Москва, Россия

Нильс Кловайт

МВШСЭН, РАНХиГС, Москва, Россия

Статьи. Исследования

В статье анализируется, как интерфейс игрового образовательного модуля встраивается в дистанционное обучение и влияет на органи­зацию порядка взаимодействия в школьном классе. Последний ин­ституционально ограничен наличием цели и распределением ролей между учителем и учениками. Использование платформы для цифроституционально ограничен наличием цели и распределением ролей вого обучения означает добавление к институциональному контек­сту технологического контекста. Мы рассматриваем технологии как обладающие коммуникативными аффордансами — возможностями для действия, которые открываются или ограничиваются вследствие их использования. Технологии (интерфейс и функционал игры и си­стемы видеоконференции) привносят в образование новые интерак­тивные ресурсы, которые могут оказывать влияние на организацию порядка взаимодействия в классе. Исследование выполнено в рамке мультимодального конверсационного анализа. Данными выступают видеозаписи взаимодействия учеников и учителей с игровым образо­вательным модулем в период дистанционного обучения в российских школах. Анализ сфокусирован на фрагменте взаимодействия, в кото­ром осуществляется коррекция правильного ответа ученика. Учитель инициирует коррекцию, потому что ориентируется на порядок распо­ложения игровых элементов (имен богов) в интерфейсе. На основании детального анализа движения мыши учителя мы показываем, что эта ориентация производится в ситуации всеми участниками взаимо­действия. Работа вносит вклад в исследования образования и теорию аффордансов, а также развивает методологию мультимодальной тран­скрипции. Основной результат исследования — эмпирическая демон­страция того, что релевантность технологического аффорданса для взаимодействующих ситуативно производится, и этот процесс свя­зан с переплетением институционального и технического контекстов взаимодействия. В заключение поднимаются дискуссионные вопросы о соотношении аффордансов и институциональных правил. ­

Ключевые слова: технически опосредованное взаимодействие, аффор­данс, онлайн образование, дистанционное обучение, исследования взаимодействия в классе, мультимодальный конверсационный анализ

Скачать