Александр С. Ветушинский

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Россия

Статьи. Теория

В статье предлагается новый подход к осмыслению геймификации. Его особенность заключается в учете критики, высказанной в адрес гейми­фикации к настоящему моменту. В статье подробно рассматривается история геймификации, показывается, что на первом ее этапе (до 2015 года) преобладали подходы, ориентированные на внешнюю мотива­цию, на втором же (после 2015-го) стали преобладать подходы, ориенти­рованные на внутреннюю мотивацию. Игнорирование этого момента как раз и приводит к тому, что высказанная в начале 2010-х годов кри­тика (ее основная идея заключалась в том, что геймификация — это новая форма эксплуатации и манипуляции) кажется релевантной и сегодня, хотя на деле уже не является таковой. Однако речь не только о том, чтобы переосмыслить критику, но еще и о том, чтобы по-новому взглянуть на саму геймификацию, которую так и продолжают (с 2011 года) определять как «использование элементов гейм-дизайна в неиг­ровых контекстах». И это даже несмотря на то что такое определение уже не соответствует текущей ситуации. Во-первых, оно запутывает, заставляя смешивать геймификацию с серьезными играми. Во-вто­рых, оно сбивает с толку, ограничивая геймификацию неигровыми контекстами. В-третьих, оно умалчивает, ради чего геймификация применяется. В-четвертых, не объясняет, о каких именно элементах идет речь. В качестве альтернативы мы предлагаем собственное опре­деление: геймификация — это методология по использованию мета­игровых элементов и механик с целью корректировки человеческого поведения за счет создания благоприятного эмоционального фона.

Ключевые слова: геймификация, гейм-дизайн, видеоигры, компьютер­ные игры, игровое мышление, игра, метаигра, game studies

Скачать