№4 | Социология власти
«На что я могу надеяться?» Социология надежды и права в городских исследованиях
Наталия А. Волкова
Аннотация

Статья ставит целью показать, как концепт «надежды» и его проявления в пространстве городской повседневности позволяют сформулировать альтернативу городским исследованиям, анализирующим социальные конфликты и столкновения сообществ в городе. Существующие концептуализации надежды в городских исследованиях остаются крайне размытыми, поэтому в статье предлагается более четкое определение надежды и техниках ее воплощения в социальных взаимодействиях. Концептуализация «техник надежды» построена на определении Зиммелем намека на надежду в социальном общении и на его доработке с помощью антропологического концепта надежды, в которых она выступает либо как элемент правовых отношений, либо как метод познания. Чтобы проверить работоспособность предлагаемой концептуализации «техник надежды», в статье рассмотрены два кейса-исследования «идеальной виллы» и «вернакулярного ансамбля». Кейсы описывают методы работы двух типов знания — трансцендентного знания/знания самого себя — и двух способов регулирования — формального/неформального права. Каждый кейс показывает, каким образом техники надежды связывают материальное и социальное в городском пространстве и позволяют им сосуществовать. Действие техник надежды в каждом случае зависит от двух способов регулирования: технического (геометрия виллы или решетка улиц города) и социального (обычное право и неписаные правила). Результаты анализа двух кейсов тестируются на примере двух эмпирических ситуаций. Переключения между разными типами знания и способами регулирования в этих ситуациях показывают, как городские акторы совмещают различные типы знаний. Чтобы воплощать свои надежды в социальных взаимодействиях, акторы обращаются к техническому городскому праву и используют
подвижность текучих юрисдикций, которые локализуют применение технических норм.

DOI: 10.22394/2074-0492-2021-4-8-34

Ключевые слова
вернакулярный ансамбль, Зиммель, идеальная вилла, текучие юрисдикции, техники надежды, самопознание.

Раздел: Статьи. Исследования

Страницы: 8 - 34

Наталия А. Волкова

РАНХиГС, МВШСЭН, Москва, Россия
Умереть в России: институциональная антропология хосписного ухода
Сергей В. Мохов
Аннотация

В большинстве стран развитие хосписов происходит в рамках двойного импорта. Сначала они возникают как единичные частные инициативы, опирающиеся на стандарты успешных зарубежных учреждений, а затем как попытка масштабирования кейсов внутри национальной системы здравоохранения. Как показывает мировая практика, результат этого процесса непредсказуем. При построении хосписной сети ее структурные элементы деформируются и видоизменяются, что приводит в конечном счете к падению качества ухода. Однако, избегая нормативного взгляда на этот процесс, стоит признать, что масштабирование приводит не только к искажению уходовых практик, но и к изменению самой институциональной среды, в которую инкорпорируются хосписы. Практики ухода в таком случае выступают инструментом, выявляющим эти деформации. В статье предпринимается попытка описания и интерпретации взаимных искажений на основе этнографического исследования работы государственных хосписных отделений в современной России. Как показывают примеры, в результате встраивания в больничную
инфраструктуру хосписы не выполняют отведенную для них функцию: обеспечить достойный уход умирающего. Вместо этого хоспис оказался адаптирован под уже имеющиеся протоколы и привычное их прочтение и приобрел неожиданные функции: он закрывает ресурсные потребности больницы; позволяет получать финансирование, используя коечный фонд. Сама идея ухода за умирающими в современной России оказывается сильно редуцирована и имитирует при-вычные терапевтические практики лечения, что иллюстрируется протоколами нахождения пациентов в хосписе.

DOI: 10.22394/2074-0492-2021-4-55-74

Ключевые слова
хосписный уход, паллиативная помощь, хосписное движение, уход за умирающими, институциональный импорт.

Раздел: Статьи. Исследования

Страницы: 55 - 74

Сергей В. Мохов

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Социальное дистанцирование как кооперативное действие: аффилиация и дизаффилиация во время пандемии
Андрей М. Корбут
Аннотация

В статье рассматривается проблема кооперации участников повседневных взаимодействий при осуществлении социального дистанцирования. «Социальная дистанция» стала одним из символов и новой реальностью в условиях пандемии. Для социологов социальная дистанция чаще всего служит метафорой социальных отношений, складывающихся сегодня в условиях ограничений контактов лицом к лицу. Однако социальная дистанция представляет собой также практическую проблему, которую приходится решать повседневным акторам в рутинных обстоятельствах. В статье рассматривается, какая грамматика социального дистанцирования может быть обнаружена в повседневных ситуациях, а также описывается, как эта грамматика реализуется в двух конкретных случаях, один из которых демонстрирует аффилиацию между участниками, а другой — дизаффилиацию. Показывается, что в обоих случаях присутствует та или иная форма кооперации: в случае аффилиации кооперация наблюдается после социального дистанцирования и предполагает мониторинг действий другого, а в случае дизаффилиации кооперация наблюдается до случая не-дистанцирования и предполагает отказ от мониторинга другого. Эти наблюдения позволяют критически отнестись к возможности применения к феномену социального дистанцирования классического социологического понятия «солидарность».

DOI: 10.22394/2074-0492-2021-4-75-96

Ключевые слова
социальная дистанция, COVID-19, солидарность, аффи- лиация, дизаффилиация, кооперативные действия, видеоанализ, этнометодология, социология повседневности.

Раздел: Статьи. Исследования

Страницы: 75 - 96

Андрей М. Корбут

МВШСЭН, Москва
Безмолвный разговор: конструирование виртуального собеседника в образовательном вебинаре
Нильс Кловайт, Мария А. Ерофеева, Ульяна Кимстач
Аннотация

Пандемия интенсифицировала процессы «виртуализации» социальных отношений и взаимодействий. С точки зрения микросоциологии этот сдвиг означает переход от ситуации соприсутствия к телесоприсутствию, который имеет последствия для организации привычных практик, в частности обучения. В статье проводится мультимодальный анализ взаимодействия в рамках образовательного вебинара Московской службы психологической помощи населению. Исследуемый кейс характеризуется асимметрией интеракционных ресурсов участников: лектор может говорить, в то время как слушатели могут общаться только с помощью чата. Анализируемый фрагмент взаимодействия включает в себя смену курса действий лектора — переход от монолога к ответу на вопрос в чате. Из-за асимметрии интеракционных ресурсов единственный спикер вынужден организовывать чередование говорящих. Ключевой особенностью упомянутого перехода
является самоперебивание, структурно напоминающее вербальное наложение. Диахронное сообщение в чате задействуется лектором как синхронная речь, что демонстрирует его ориентацию на виртуального собеседника. Таким образом, данный кейс показывает, как происходит передача череда безмолвному участнику. Наша работа вносит вклад в исследования образовательного взаимодействия, поскольку формат дистанционного обучения трансформирует привычные интеракционные феномены. Она открывает дискуссии о пересечении различных модальностей взаимодействия, о влиянии новых интеракционных экологий, таких как вебинары, на формы разговора, воплощения и поддержание локального социального порядка. Тем самым наша
работа также вносит вклад в исследования, в которых подчеркивается активная роль «слушателя». Последняя выражается в ориентации единственного говорящего на высказывание безмолвного собеседника.


DOI: 10.22394/2074-0492-2021-4-198-216

Ключевые слова
телеконференции, исследования образовательного взаимодействия, телеприсутствие, мультимодальность, конверсационный анализ, ко-операционное действие, распределенный спикер, наложение.

Раздел: Статьи. Исследования

Страницы: 198 - 216

Нильс Кловайт


Мария А. Ерофеева

РАНХиГС, Москва
Ульяна Кимстач


Город как ассамбляж: к теории гетерополиса
Виктор С. Вахштайн
Аннотация

Данная статья посвящена концептуализации города в теории ассамбляжа Мануэля Деланды. Мы покажем, каким образом предложенная им система различений (построенная вокруг трех оппозиций: «экспрессивное / материальное», «территоризация / детерриторизация» и «кодирование / декодирование») позволяет объяснить природу городской гетерогенности. Город как ассамбляж — это «неединое целое», демонстрирующее «суверенитет без самореференции», парадоксальную устойчивость отношений между разнородными элементами. Особое
внимание в тексте уделено оппозиции «связности / сегментарности». Заимствуя эту концептуальную пару из работ Ж. Делеза, Деланда переставляет акценты, в результате чего сегментация пространства — аналог феномена расцепления (disentanglement) в акторно-сетевой теории — выносится за скобки его аналитического нарратива. Мы попытаемся исправить это досадное упущение, вернув понятие сегментарности в язык ассамбляжного урбанизма. Другая задача текста — наметить возможные сценарии трансформации городских ассамбляжей. Опустевшие улицы «карантинных городов», перенос публичных городских мероприятий в онлайн, развитие сервисов доставки и постепенное отмирание привычных социальных практик — все эти наблюдаемые феномены могут быть проанализированы как атрибуты процессов «детерриторизации» и «ретерриторизации» в языке ассамбляжного урбанизма.

DOI: 10.22394/2074-0492-2021-4-35-54

Ключевые слова
ассамбляж, Деланда, социология города.

Раздел: Статьи. Теория

Страницы: 35 - 54

Виктор С. Вахштайн

МВШСЭН, Москва
Повседневное взаимодействие как коллективное исполнение: к теории имплицитной синхронизации
Виктория Погудина
Аннотация

Цель данной статьи — предложить концептуализацию синхронизации как минимального темпорального кванта социальных взаимодействий. Для этого автор обращается к социологическим концепциям синхронизации и раскладывает их на континууме «макро/микро». Автор последовательно движется от макроконцепций к теориям повседневности, по пути обнаруживая черту, общую для макросоциологических теорий синхронизации: изучаемый объект является не самостоятельным феноменом, а выступает не более чем манифестацией, проявлением, знаком чего-то иного (того, что требует изучения с точки зрения макросоциолога) — технического прогресса, социальной структуры или дисциплинарной власти. Однако при переходе к «микросъемке» — теориям, изучающим повседневные взаимодействия здесь-и-сейчас, — обнаруживается аналогичная подмена: синхронизация оказывается подчиненной логике практик, фреймов, этнометодов и выступает их предикатом. Ключевой точкой размышления для автора является вопрос, можно ли вообще сохранить в фокусе исследовательского внимания «микросинхронизацию», избежав при этом ее редукции к другим феноменам? В попытке ответить на вопрос автор производит различение между эксплицитной и имплицитной синхронизацией на примерах взаимодействий между дирижером и музыкальным оркестром (эксплицитная) и взаимодействий между водителями и пешеходами на нерегулируемых перекрестках (имплицитная). И если первая легко демонстрирует ключевые характеристики (коллективность, трансцендентность, централизованность), то вторая оказывается «невидимой» и предстает лишь в качестве механизма упорядочивания взаимодействий во времени. Иными словами, автор показывает, что синхронизация обнаруживается в самом основании взаимодействий, то есть служит поддержанию процесса взаимной настройки и темпоральной координации здесь-и-сейчас.

DOI: 10.22394/2074-0492-2021-4-97-118

Ключевые слова
синхронизация, социология повседневности, со-настройка перспектив, минимальный темпоральный квант, социальный порядок.

Раздел: Статьи. Теория

Страницы: 97 - 118

Виктория Погудина


Как объяснить технологические аварии? «Человеческий фактор», социальный конструктивизм и онтологический поворот в изучении неопределенностей беспилотных автомобилей
Андрей Г. Кузнецов, Николай И. Руденко
Аннотация

В публичном дискурсе о технологических авариях доминирует популярное объяснение через «человеческий фактор». Оно делает сущностное утверждение, что человек по определению склонен ошибаться, а машина — нет. В сфере беспилотного транспорта оно появилось в результате демодализации американскими СМИ, а затем стейкхолдерами БА результатов исследования Национальной администрации дорожной безопасности США 2008 года, которое утверждало, что водители — критическая причина 94% всех ДТП. В данной статье мы
хотим показать, какие теоретические и социально-политические проблемы существуют с объяснением через «человеческий фактор». Для этого мы рассматриваем альтернативу в виде концепции технологической системы как конфликтующего набора правил, которые следуют за контекстуализирующими практиками, которую предложил британский социолог Брайан Уинн. Мы сравниваем такое толкование с объяснением девиантного поведения, которое Роберт Мертон дал в работах 1930-х гг. Критикуя утилитаристов, Мертон показывает, что девиации вызываются противоречиями в социокультурной структуре общества. В обоих концепциях сбои предстают как результат реляционных эффектов напряжения и противоречия между элементами систем. В качестве иной, и более реалистичной альтернативы работе с авариями мы предлагаем идеи Аннемари Мол и Джона Ло. Последние, анализируя аварии, выделили четыре режима определения блага внутри споров после аварий: мобильная утопия, абсолютизм, менеджеризм и практические манипуляции. Мы показываем, что и объяснение через человеческий фактор, и теория Мертона, и отчасти STS склоняются к утопическим режимам (первым трем), в то время как последний режим, опирающийся на онтологический поворот, предлагает радикальный проект изменения режимов объяснения и обвинений в авариях: он позволяет артикулировать иные отношения между онтологиями аварий, сделать неутопистские версии технологий более
реальными и публичными.

DOI: 10.22394/2074-0492-2021-4-119-146

Ключевые слова
ловеческий фактор, беспилотные автомобили, Брайан Уинн, Роберт Мертон, социальный конструктивизм, онтологический поворот, Аннемари Мол, Джон Ло.

Раздел: Статьи. Теория

Страницы: 119 - 146

Андрей Г. Кузнецов

Волгоградский государственный университет
Николай И. Руденко

Социологический институт РАН, Санкт-Петербург, Россия
«Критика антропологического разума»: несомненная истина и кубинские предсказатели
Мария Д. Волкова
Аннотация

В данной статье анализируются подходы к исследованию «очевидно иррациональных верований» в антропологии. Автор прослеживает, как дебаты, возникшие в 1960-х вокруг работы Эванса-Причарда о магии азанде, получили новое развитие в контексте онтологического поворота. Основное внимание уделено тому, как этот вопрос решает Мартин Холбрад. Он доказывает, что Эванс-Причард был предшественником онтологического поворота, а его аргумент о фундаментальном различии между «эмпирической каузальностью» и «мистической каузальностью» остался не замечен его последователями. Холбрад развивает аргумент Эванса-Причарда, опираясь на собственное эмпирическое исследование кубинских практик предсказания Ифа. Он стремится доказать, что регион «мистической каузальности» автономен. Этот регион имеет «подвижную онтологию», которая обусловливает возможность существования альтернативных критериев истины предсказателей. В свою очередь, эти критерии позволяют рассматривать вердикты оракулов как несомненную и нерепрезентативную истину. Холбрад предлагает использовать непрезентативную истину оракулов и переописать эпистемологические основания антропологии так, чтобы антропологи могли формулировать истинностные высказывания, но не допускали существования универсальных критериев суждения. Однако этот ход не удается, потому что Холбрад допускает противоречие, обосновывая автономность двух регионов каузальности. Согласно некоторым его утверждениям, эти два региона взаимообусловлены: каждых их них является «условием» или «предпосылкой» другого, хотя они логически несовместимы. Автор предлагает решение, которые позволяет определить независимое основание для обоих регионов. Для этого он переопределяет понятие веры, которым оперируют Де Кастро и Холбрад, и обращается к неоветгеншейниаским интерпретациям трактата «О достоверности» Витгенштейна.

DOI: 10.22394/2074-0492-2021-4-147-168

Ключевые слова
антропологическая теория, объективная уверенность, эпистемология, онтологических поворот, Холбрад.

Раздел: Статьи. Теория

Страницы: 147 - 168

Мария Д. Волкова

РАНХиГС, Москва, Россия
После метода — только гипер-Хаос: ограничения теории социологического метода Джона Ло
Валерий С. Шевченко
Аннотация

В статье обсуждается проблема контингентности в теории метода Дж. Ло и ее теоретические импликации для социальной теории. Теория метода Ло предлагает использовать в качестве легитимного источника социологического знания любой чувственный или познавательный опыт исследователя — телесные ощущения, эмоции и др. — наряду с классическими социологическими методами. Подобная методология вытекает из метафизических предпосылок Ло о том, что классические методы не схватывают «текучие» и изменчивые реалии социального
мира, фиксируя лишь их часть. Согласно Ло, чтобы познать «текучие» реалии, нужен гибкий метод, не регулируемый нормативно, то есть, не отвергающий одни формы получаемых данных в пользу других как нелегитимные и «ненаучные». Устранение нормативности научного метода удваивает проблему контингентности — теперь не только знание становится контингентным миру, но и способ его получения контингентен ситуации исследования, поскольку в каждой конкретной ситуации релевантными будут разные методы, а не несколько широко принятых. Проблема подобного теоретического хода заключается в том, что он укореняет познание в субъективности, делая его результаты зависимыми от нее. Это означает невозможность общей науки о социальном, ведь нет процедуры, гарантирующей легитимность данных как релевантных и научных. Чтобы разрешить это противоречие, автор статьи обращается к идеям К. Мейясу об абсолютизации контингентности, говорящим, что лишь математизация знания способна обеспечить несводимость познания к субъективности. Это означает, что единственный логичный способ разрешить противоречие теории Ло — вернуть нормативность, причем в жесткой математической форме. Подобный ход вызывает вопрос о возможности и существующих попытках математизации теории социологии, а не только ее методов. Этот вопрос кратко обсуждается в конце статьи.

DOI: 10.22394/2074-0492-2021-4-169-183

Ключевые слова
эпистемология, социологический метод, контингентность, корреляционизм, математизация социологии, акторно-сетевая теория, реализм.

Раздел: Статьи. Теория

Страницы: 169 - 183

Валерий С. Шевченко

МВШСЭН, Москва, Россия
Эпистемическая значимость последовательных ложных воспоминаний
Светлана М. Бардина
Аннотация

В статье анализируется эпистемический аспект проблемы поддержания последовательных ложных воспоминаний. В ряде исследований недавно было высказано предположение, что поддержание ложных воспоминаний может давать эпистемические преимущества; в частности, это связано с тем, что они могут способствовать поддержанию связного представления о себе. Данная статья также рассматривает проблему связности, однако фокусируется не на проблеме поддержания связных представлений о себе, а на проблеме достижения последовательности нарратива. Этот вопрос раскрывается на материале анализа ложных воспоминаний, которые возникают при воспроизведении сюжетов легенд и сказок. Показано, что мнимые воспоминания о сюжетных поворотах сказок и легенд позволяют поддерживать последовательность нарратива. В тексте разбираются и клинические, и неклинические примеры ложных воспоминаний; несмотря на различную этиологию, во всех случаях можно наблюдать сходные функции ложных воспоминаний. Далее автор сравнивает способы, которые используются для поддержания последовательности рассказа при ложных воспоминаниях, и способы, которые служат той же задаче в обыденном мышлении (mundane reasoning). Согласно концепции Мелвина Поллнера, поддержание последовательности — это один из фундаментальных принципов организации повседневных описаний (accounts). Эти принципы имеют важные эпистемические функции; наиболее важными из них являются функция обоснования знания и их роль в поддержании «онтологической безопасности». Далее автор приходит к заключению, что ложные воспоминания могут выполнять аналогичные эпистемические функции. Таким образом, показано, как мнимые воспоминания определенного типа могут иметь позитивное эпистемическое значение.

DOI: 10.22394/2074-0492-2021-4-184-197

Ключевые слова
конфабуляция, ложные воспоминания, мнимые воспоминания, обыденное мышление, онтологическая безопасность, Поллнер, принцип последовательности, эпистемология.

Раздел: Статьи. Теория

Страницы: 184 - 197

Светлана М. Бардина

МВШСЭН, Москва
Макс Вебер о «свободе от оценки» и «трезвости суждений»: от моральной силы университетов к силе «личности»
Илья В. Пресняков
Аннотация

Настоящая статья посвящена категориям «свободы от оценки» и «трезвости суждений» в теории Макса Вебера. Автор исследует их в трех контекстах: как логический принцип науки, как позицию Вебера в дебатах об университетской политике и как составляющие его концепций «личности» и «ведения жизни». Показано, что принцип «свободы» как логическое требование является необходимым, но недостаточным условием объективности социальных наук. Его цель — разделение гетерогенных сфер фактов и практических суждений, однако для реализации этого разделения в исследовательской практике нельзя обойтись без других элементов логико-методического арсенала Вебера: ценностной интепретации и номологического знания. В то же время внутреннего устройства идеальных типов оказывается недостаточно для сохранения объективности суждений, если они превращаются в логически совершенные, но все же практические «образцы». Поэтому требование «свободы от оценки» и личная готовность ученых следовать исключительно ценностям науки вновь становятся необходимыми и функционально значимыми. С точки зрения университетской политики, отсутствие самоконтроля ученых в оценках подрывает моральную силу образовательных учреждений и единство университетской системы. Поэтому воздержанность в практическом оценивании становится для Вебера инструментом для пересборки конструкции «академической свободы», предложенной Карлом фон Амирой. Одновременно «свобода от оценки» является условием независимости и достоинства ученых как «личностей» в науке. Более того, отсутствие «трезвости суждений» и неспособность осознанно служить выбранному делу представляет, по мнению Вебера, угрозу последовательному «ведению жизни» современного человека в целом. Автор делает вывод, что участие молодого Вебера в организации курсов в 1893 г. по качественной теоретической подготовке священнослужителей можно рассматривать как один из первых шагов ученого в постановке проблем «трезвости суждений» и рационального «ведения жизни». В данном случае — ученых и духовенства. Представленный в настоящем номере перевод небольшой веберовской газетной заметки о предстоящих занятиях, таким образом, расширяет набор традиционных веберовских текстов на русском языке, касающихся вопросов «свободы от оценки» и «трезвости суждений».


DOI: 10.22394/2074-0492-2021-4-217-236

Ключевые слова
Макс Вебер, свобода от оценки, трезвость суждений, академическая свобода, университетская политика, личность, ведение жизни.

Раздел: Статьи. Теория

Страницы: 217 - 236

Илья В. Пресняков

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Россия
Осенние евангелические социальные курсы в Берлине
Макс Вебер
Аннотация

-

DOI: 10.22394/2074-0492-2021-4-237-240

Раздел: Переводы

Страницы: 237 - 240

Макс Вебер


«Закон и порядок» в «Пикнике на обочине» Рецензия на книгу: Мейясу К. (2020) Метафизика и вненаучная фантастика. Пермь: Гиле Пресс
Виктор С. Вахштайн
Аннотация

-

DOI: 10.22394/2074-0492-2021-4-241-250

Раздел: Рецензии

Страницы: 241 - 250

Виктор С. Вахштайн

МВШСЭН, Москва