Алиса С. Максимова

НИУ ВШЭ, Москва, Россия

Константин П. Глазков

Социологический институт РАН, Санкт-Петербург, Россия

Статьи. Теория
В статье рассматриваются различные интуиции понимания цифрового в рамках микросоциологических подходов. Сначала мы характе
ризуем тематические области, в рамках которых проводились микро
социологические исследования цифровых технологий, и аргументы, 
с помощью которых обосновывалась уместность микросоциологи
ческой оптики для изучения использования технологий на рабочих 
местах и в корпорациях на рубеже 1980–1990-х годов: исследования 
рабочих мест, исследования взаимодействия человека и компьютера 
и исследования коммуникации. Затем мы описываем, как происходи
ло сближение исследовательских позиций технических специалистов 
и социальных исследований, благодаря которому стал возможен пере
вод технических и цифровых элементов на язык социального. После
дующие рассуждения касаются отношений между технологиями и со
циальным в микросоциологических подходах. Мы демонстрируем, 
что в рамках конверсационного анализа, этнометодологии и интерак
ционистской рамки Гоффмана технологии оказываются вторичными
по отношению к повседневным ситуациям. Распространенность технологий делает их «технологичность» незаметной для пользователей; сбои и поломки выполняют роль эпистемического приема, поскольку ставят цифровые технологии под вопрос и помогают исследователям вскрыть интеракционные механизмы поддержания их непроблематичности. В результате мы предлагаем программу для изучения цифровых технологий в рамках микросоциологических подходов, которая состоит из четырех вариантов концептуализации цифровых артефактов: цифровое как объекты, как инструменты, как среда и как субъект. В конце работы мы формулируем
ряд концептуально-методологических принципов, которые, по нашему мнению, позволят сделать следующие шаги в сторону выработки нового языка для микроанализа цифровых технологий. 
 
Ключевые слова: цифровые технологии, Эрвин Гоффман, интеракционизм, этнометодология, конверсационный анализ, взаимодействие человек-компьютер, экран, агентность