Денис И. Салтыков

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

Статьи. Исследования
 
Современный российский блокбастер возникает примерно в то же время, когда к власти в России приходит Владимир Путин, а председателем Союза кинематографистов становится Никита Михалков. В эти же годы в стране открываются мультиплексы, и залы кинотеатров снова начинают заполняться людьми. Совокупность контекстуальных условий определяет специфику российского блокбастера: при сравнительно высоком производственном бюджете, будучи частично профинансированным государством, такой фильм не обязательно окупается в прокате, но при этом с помощью голливудской техники производит смыслы, несущие в себе государственную идеологию. До последних лет российский блокбастер был преимущественно историческим кино, избегая прямых отсылок к современности.
В 2017 г. в прокат наряду с историческими выходят и блокбастеры, обращающиеся к современности, и это выводит русскую идеологию в кино на новый уровень. В изображении сексуальных сцен русский блокбастер особенно ярко проявляет парадоксальность своей двойной детерминации. Современная консервативная позиция правящей партии в области культуры вступает в противоречие с исторически необходимой  развлекательностью популярной культуры, предполагающей принципиальную возможность сексуальных сцен. Случаи использования этого средства кинематографистами, работающими в России с большими бюджетами, выявляют эротическое измерение русской идеологии. Рассмотреть ее актуальное состояние можно путем анализа сексуальных сцен в трех российских блокбастерах, вышедших в прокат в 2017 г.
В историческом фильме «Викинг» изнасилование дочери полоцко
го князя становится для протагониста средством заручиться военной 
поддержкой союзников. В фантастическом «Притяжении» прерван
ный вторжением инопланетян половой акт частично служит мотивом 
ксенофобской агрессии. Наиболее явно политизирован секс в фильме 
«Крым», в котором главные герои представляют разные стороны по от
ношению к российско-украинскому конфликту. Разрыв сексуальных 
отношений между главными персонажами эксплицитно связывается 
с политическим разрывом между двумя странами.
 
Ключевые слова: блокбастер, идеология, имперскость, национализм, сексуальность, современное российское кино
 
Скачать