Александр П. Назаренко

Статьи. Теория
 
В работе в рамках феноменологической традиции предлагается попытка ответить на вопрос: «Каким образом возможно образование единства мы-отношений?». Линию проблематизации задают соображения
Альфреда Шюца. Согласно ему, мы-отношения есть набор отдельных характеристик (Me). Поэтому нельзя говорить о полном объединении двух I. В статье последовательно отстаиваются два тезиса. Во-первых,
в ситуации взаимодействия лицом к лицу несводимость тотальности Другого (I) к определенной ролевой функции (Me) может быть устранена через эмоциональное состояние участников взаимодействия. Во-вторых, образование единства мы-отношений в ситуации эмоциональной вовлеченности возможно благодаря диалогической связи между аффектами и телами участников интеракции. В первой части статьи рассматривается концепция интерсубъективности как предпосылка образования мы-отношений и определяются ее проблемные лакуны. Делается вывод, что два концептуальных ресурса феноменологической традиции — эмпатия и моторное резонирование — имеют ряд ограничений, препятствующих пониманию Другого. Если эмпатия предполагает постижение Другого через эмоциональное сопереживание наблюдателя или идентификацию эмоционального состояния Другого посредством телесной экспрессии, то моторное резонирование акцентирует внимание на теле per se, его способности идентифицировать Другого на уровне нейронов. Затем предлагается сфокусироваться на роли тела и аффектов в образовании целостности мы-отношений в ситуации взаимодействия лицом к лицу. Опираясь на «новую феноменологию» Германа Шмитца, мы утверждаем, что понимание тела как чувствующей субстанции, а не как объекта в пространстве позволяет обосновать образование единства мы-отношений. Наконец, в заключительном разделе представленные соображения дополняются экспликацией понятия «экзистенциальные чувства». Они трактуются в качестве посредников для установления связи между Я и Другим.
 
Ключевые слова: мы-отношения, интерсубъективность, эмпатия, тело, эмоции, феноменология, Г. Шмитц
 
Скачать